Об определенных наблюдениях, производящих удивительные свойства

Говорят, что некие действия и наблюдения имеют опре­деленную силу естественных вещей; считается, что они могут вызывать и лечить различные болезни. Например, четырехдневную лихорадку лечат, привязывая обрезки ногтей больного холщовой тряпочкой к шее живого угря, которого выпускают обратно в воду. А Плиний утвержда­ет, что если обрезки ногтей ног и рук больного четырех­дневной, трехдневной или ежедневной лихорадкой, сме­шанные с воском, привязывать до восхода солнца к чьим-либо воротам, то они излечат от тех же недугов. Подобным же образом можно победить болезнь, если обрезки ногтей положить в муравьиную кучу, а затем привязать больному на шею.

Известно также: если взять кусок дерева, опаленного молнией и держать его у себя за спиной обеими руками, это избавит от всякой хвори; четырехдневная лихорадка лечится гвоздем от виселицы, завернутым в шерсть и повешенным на шею. Или с помощью веревки висельника, если ее закопать в землю так, чтобы до нее не мог добраться свет солнца. Тот, у кого трудности с глотанием или абсцесс, вылечивается при-

232

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

233



косновением руки умершего прежде срока. Считается, что при трудных родах можно помочь женщине, положив к ней в постель камень или дротик, при помощи которого одним ударом был убит человек, кабан или медведь. При родах по­могает копье, извлеченное из тела человека, если только оно еще не коснулось земли. Стрелы же, вынутые из тела и еще не коснувшиеся земли, будучи положенными под обольщае­мого, возбуждают любовь.

Эпилепсию лечат мясом дикого животного, убитого тем же оружием, которым прежде был убит какой-нибудь человек. А человеческие глаза предохраняются от слепоты тройным промыванием водой, в которой мыли ноги. Так­же говорят, что лечить болезни паха можно ниткой, вы­тащенной из ткацкого станка, завязанной в девять или семь узлов с упоминанием при этом каждый раз имени какой-нибудь вдовы.

Если взять селезенку от домашнего скота и положить ее на селезенку больного, сказав тому, что это лекарство от его недуга, а затем запереть того в спальне, запечатать дверь кольцом и девятнадцать раз повторить некое стихотворение, он выздоровеет. Моча зеленой ящерицы, налитая в горшок, повешенный перед спальней больного так, чтобы он каждый раз, выходя и входя, касался его рукой, вылечивает болезни мочевого пузыря. Если же утопить ящерицу в моче быка и потом дать ее проглотить быку, это избавит его от похоти. Но если кто смешает свою мочу с мочой собаки, тот станет вялым в любовных актах и почувствует безволие в своих чреслах. Говорят, что если каждое утро капать своей мочой на ступню, защитишь себя против всех дурных сглазов.




Есть и такой способ избавиться от кашля — нужно плюнуть в рот лягушонку, забравшемуся на дерево, а затем отпустить его. Еще об одной замечательной и простой в исполнении вещи говорит Плиний: когда чувствуют боль в руке от какого-нибудь удара, нужно плюнуть в середину руки, нанесшей удар, — боль тотчас прекратится. Это же средство помогает и тяжело поврежденным четвероногим животным. Подобно этому плюют также в руку или в туф­лю правой ноги, — это хорошо для тех, кому предстоит пройти через опасное место.

Также считается: чтобы волки не приходили на поле, надо поймать одного из них, проколоть ему ножом несло­манную ногу и, позволяя крови сочиться по капле, обойти поле по периметру, самого же волка зарыть на том месте, где его поймали. У мантунианцев Тризена1 есть рецепт со­хранения винограда от южных ветров, наносящих ему за­частую сильный урон: пока дует ветер, два человека долж­ны разорвать на куски белого петуха, а затем каждый, дер­жа свою часть, обойти виноградник кругом, после чего им нужно похоронить петуха на том месте, где они его разо­рвали. Говорят еще, что, если кто-нибудь будет держать змею на палке над испарениями, он обретет дар пророче­ства, а сама палка, после того как змея умрет, хорошо по­могает от болезней беременным женщинам; об этом упо­минает Плиний.

1 Возможно, Трезен — город в Арголиде (Пелопоннес). Но здесь, скорее всего, имеется в виду Тризен в кн. Лихтенштейн, кото­рый впервые упоминается в 1155 г. В противном случае речь шла бы не о винограде, а об оливах.

234

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

235



Полагают, что, собирая корни и травы, следует триж­ды обойти их кругом, причем первый раз с мечом, затем выкопать в нужное время, копая против ветра. Говорят также, что если кто-нибудь измерит мертвеца веревкой сначала от локтя до большого пальца, затем от плеча до того же пальца, а после этого с головы до ног и так сде­лает трижды, затем возьмет эту веревку и измерит в том же порядке другого человека, то еще живущий никогда не будет процветающим — он станет несчастным и впа­дет в нищету и печаль. А Альберт, ссылаясь на Кира-ниды1, сообщает: если какая-нибудь женщина соблазня­ет тебя, возьми сорочку, в которой она спала, помочись наружу через ее ворот и правый рукав на пороге, и чары рассеются.

Плиний рассказывает о следующем способе колдовства: сесть рядом с беременной женщиной, когда у нее трудные роды, и сплести пальцы, как зубья гребенки. Это известно по опыту Алкмены, выносившей Геракла. Еще более силь­ное колдовство — сидеть скрестив ноги; потому это и за­прещено во всех советах князей и правителей. Также если встать перед дверью и позвать человека, лежащего с жен­щиной, по имени и он отзовется, а затем к этой двери при­крепить нож или иголку и сломать их, то лежащий в посте­ли не сможет совокупиться с женщиной, пока эту вещь не извлекут из двери.

1 Кираниды — древняя «Книга секретов».

Глава пятьдесят вторая

Наши рекомендации