О глазных каплях, мазях, приворотных зельях и об их свойствах

Кроме этого, глазные капли и мази, передавая нашему духу свойства вещей естественных и небесных, могут умно­жать, изменять, преображать и трансформировать его соот­ветственным образом, а также переносить в него все име­ющиеся в них свойства, что не может быть сделано только их собственным телом, но также и тем, что им близко и дей­ствует посредством видимых лучей, и обаяния, и касаний с тем же отношением. И поскольку наш дух тонок, прозрач­но чист, воздушен и суть маслянистые испарения крови, для него испарения глазных капель являются весьма подходящи­ми как наиболее соответствующие нашему духу в субстан­ции; и благодаря именно своему подобию они наиболее силь­но возбуждают, привлекают и трансформируют дух. Подоб­ными свойствами обладают определенные мази и другие снадобья. Поэтому порой болезнью, отравой и любовью за­ражаются от одного касания, от намазанных рук или одеж­ды; также заражаются любовью от поцелуев и от вложен­ных в уста предметов; подобное можно найти у Вергилия, когда он пишет о том, как вызывала любовь Венера:

Чтобы лишь только тебя на колени посадит Дидона, Здесь же, на царском пиру, среди возлияний Лиэя, Только обнимет тебя, поцелуй тебе сладкий подарит, — Тайное пламя вдохнуть в нее, отравив ее тайно...1

1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 1. Ст. 685—688.

Теперь о взгляде. Поскольку зрение воспринимает го­раздо более чисто и ясно, чем другие чувства, и запечатле­вает в нас вещи отчетливее и глубже, оно подходит более всего другому духу представления, что и проявляется в снах, когда предметы кажутся нам чаще всего являющи­мися в наличии, гораздо яснее, чем слышимое или приходя­щее от других органов чувств. Соответственно, когда глаз­ные капли трансформируют дух видения, он упрощает воз­действие на воображение, что обусловлено на самом деле различными видами и формами, и переносит то же самое во внешнее чувство зрения, благодаря чему возникает воспри­ятие внешних видов и форм таким образом, будто это были двигающиеся внешние объекты; кажется, словно там дви­гаются ужасные образы, духи и тому подобное. Так, есть глазные капли, позволяющие тотчас увидеть образы духов в воздухе или повсюду, которые, насколько мне известно, приготовляются из желчи человека и глаз черного кота, а также некоторых других вещей. Нечто подобное делают из крови чибиса, летучей мыши и козла; еще говорят, если равномерно намазать сверкающий кусок стали соком чер­нобыльника и сделать воскурение, можно увидеть причи­тающих духов.

Есть также некие воскурения или мази, которые за­ставляют спящих говорить, ходить и делать все то,- что де­лают бодрствующие, а порой даже такие вещи, кото­рые бодрствующие люди не могут или не отваживаются совершать.

Некоторые позволяют нам слышать либо ужасные, либо восхитительные звуки и тому подобное. И поскольку

218

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 219



маниакальные и меланхоличные люди верят тому, что видят, и слышат извне то, что лишь возбуждает их воображение изнутри, они боятся того, что не страшно, впадают во все­возможные удивительные и ложные подозрения, убегают, когда их никто не преследует, злятся и спорят, оставаясь в одиночестве. Подобные страсти могут быть также вызва­ны магическими составами: воскурениями, глазными капля­ми, мазями, напитками, ядами, посредством ламп и света, зеркал и изображений, а также благодаря обаянию и очаро­ванию, звукам и музыке. Или же различными обрядами, замечаниями, церемониями, верованиями, предрассудка­ми, всем в свой черед. Причем не только этими видами ис­кусства, страстей, видений и образов, но и самими вещами, которые изменяются и переходят в иные формы. Так, поэты упоминают о Протее, Периклимене, Ахелее и о Метре, до­чери Эрихифтона. И о Цирцее, превратившей товарищей Улисса, и о старике в жертвоприношении Лицея Юпитеру, когда люди, попробовавшие внутренности жертвенных жи­вотных, были превращены в волков, и о произошедшем с неким человеком по имени Демарх, о чем писал Плиний. Такого же мнения придерживался Августин, ибо рассказал, что в то время, когда он пребывал в Италии, слышал о не­ких женщинах, которые давали заколдованный сыр путе­шественникам и превращали их в рабочую скотину, а после выполнения ими нужной им работы снова делали их людь­ми, такое произошло с отцом по имени Престантий. Свя­щенное Писание также свидетельствует, что колдуны фа­раона превращали свои жезлы в змей, воду — в кровь, и делали другие подобные вещи.


Наши рекомендации