О глазных каплях, мазях, приворотных зельях и об их свойствах
Кроме этого, глазные капли и мази, передавая нашему духу свойства вещей естественных и небесных, могут умножать, изменять, преображать и трансформировать его соответственным образом, а также переносить в него все имеющиеся в них свойства, что не может быть сделано только их собственным телом, но также и тем, что им близко и действует посредством видимых лучей, и обаяния, и касаний с тем же отношением. И поскольку наш дух тонок, прозрачно чист, воздушен и суть маслянистые испарения крови, для него испарения глазных капель являются весьма подходящими как наиболее соответствующие нашему духу в субстанции; и благодаря именно своему подобию они наиболее сильно возбуждают, привлекают и трансформируют дух. Подобными свойствами обладают определенные мази и другие снадобья. Поэтому порой болезнью, отравой и любовью заражаются от одного касания, от намазанных рук или одежды; также заражаются любовью от поцелуев и от вложенных в уста предметов; подобное можно найти у Вергилия, когда он пишет о том, как вызывала любовь Венера:
Чтобы лишь только тебя на колени посадит Дидона, Здесь же, на царском пиру, среди возлияний Лиэя, Только обнимет тебя, поцелуй тебе сладкий подарит, — Тайное пламя вдохнуть в нее, отравив ее тайно...1
1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 1. Ст. 685—688.
Теперь о взгляде. Поскольку зрение воспринимает гораздо более чисто и ясно, чем другие чувства, и запечатлевает в нас вещи отчетливее и глубже, оно подходит более всего другому духу представления, что и проявляется в снах, когда предметы кажутся нам чаще всего являющимися в наличии, гораздо яснее, чем слышимое или приходящее от других органов чувств. Соответственно, когда глазные капли трансформируют дух видения, он упрощает воздействие на воображение, что обусловлено на самом деле различными видами и формами, и переносит то же самое во внешнее чувство зрения, благодаря чему возникает восприятие внешних видов и форм таким образом, будто это были двигающиеся внешние объекты; кажется, словно там двигаются ужасные образы, духи и тому подобное. Так, есть глазные капли, позволяющие тотчас увидеть образы духов в воздухе или повсюду, которые, насколько мне известно, приготовляются из желчи человека и глаз черного кота, а также некоторых других вещей. Нечто подобное делают из крови чибиса, летучей мыши и козла; еще говорят, если равномерно намазать сверкающий кусок стали соком чернобыльника и сделать воскурение, можно увидеть причитающих духов.
Есть также некие воскурения или мази, которые заставляют спящих говорить, ходить и делать все то,- что делают бодрствующие, а порой даже такие вещи, которые бодрствующие люди не могут или не отваживаются совершать.
Некоторые позволяют нам слышать либо ужасные, либо восхитительные звуки и тому подобное. И поскольку
218
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 219
маниакальные и меланхоличные люди верят тому, что видят, и слышат извне то, что лишь возбуждает их воображение изнутри, они боятся того, что не страшно, впадают во всевозможные удивительные и ложные подозрения, убегают, когда их никто не преследует, злятся и спорят, оставаясь в одиночестве. Подобные страсти могут быть также вызваны магическими составами: воскурениями, глазными каплями, мазями, напитками, ядами, посредством ламп и света, зеркал и изображений, а также благодаря обаянию и очарованию, звукам и музыке. Или же различными обрядами, замечаниями, церемониями, верованиями, предрассудками, всем в свой черед. Причем не только этими видами искусства, страстей, видений и образов, но и самими вещами, которые изменяются и переходят в иные формы. Так, поэты упоминают о Протее, Периклимене, Ахелее и о Метре, дочери Эрихифтона. И о Цирцее, превратившей товарищей Улисса, и о старике в жертвоприношении Лицея Юпитеру, когда люди, попробовавшие внутренности жертвенных животных, были превращены в волков, и о произошедшем с неким человеком по имени Демарх, о чем писал Плиний. Такого же мнения придерживался Августин, ибо рассказал, что в то время, когда он пребывал в Италии, слышал о неких женщинах, которые давали заколдованный сыр путешественникам и превращали их в рабочую скотину, а после выполнения ими нужной им работы снова делали их людьми, такое произошло с отцом по имени Престантий. Священное Писание также свидетельствует, что колдуны фараона превращали свои жезлы в змей, воду — в кровь, и делали другие подобные вещи.