Глава тридцать третья О знаках и начертаниях естественных вещей
Каждая звезда имеет свою особенную природу, свойства и положение, отпечатки и начертания, которые она передает посредством лучей в тела подчиненные — в элементы, в камни, в растения, в животных и в их части. Вот почему каждая вещь получает, благодаря гармоничному расположению, от своей светящейся звезды некую особую печать или определенную черту, отмеченную звездой или гармонией, сообщающей ей это особое свойство, отличное
1 Elpheia идентифицирована по Марсилио Фичино как Альфек-ка — альфа Северной Короны.
184
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
185
от иных, присущих той же материи, равно по родовому, видовому и нумерическому признаку. Каждая вещь, таким образом, имеет особую черту, привитую ей ее собственной звездой посредством частного действия, особенно если звезда непосредственно управляет вещью. И эти черты содержат и удерживают в ней особенную природу, свойства и корни ее звезды. Также производятся подобные действия и в других вещах, в которых они отражены и замешаны, и подчинены влияниям своих звезд, или планет, или созвездий и их фигур и небесных знаков. И это происходит всякий раз, когда звезды приступают к подходящей материи и в их должное, только им свойственное время.
Именно поэтому древние мудрецы, приложившие немало усилий для изыскания тайных свойств вещей, изображали в писаниях образы звезд, фигуры созвездий, печати, отметки, черты, которые сама природа запечатлела лучами звезд в низших телах, какие-то в камнях, какие-то в растениях, в сочленениях, в узлах сучков, какие-то в различных частях животных. Так, лавр благородный, дерево Лота и ноготки — солнечные растения, и они в своих корнях и узлах, когда их срезают, демонстрируют черты Солнца. То же самое в кости и в лопатках животных; ведь там есть нечто подобное лопатке прорицания. Нередко находят черты и образы небесных вещей в камнях и изделиях из камня. Однако увидеть все то, что есть в огромном разнообразии вещей, посредством традиционного знания невозможно; человеческое понимание весьма ограничено.
Поэтому, оставив то, что может быть обнаружено в растениях, камнях и других вещах, а также в частях различных животных, следует придерживаться лишь нашей человеческой природы, которая представляет собой полный образ целого универсума, содержащий в себе всю небесную гармонию, способный, вне всяких сомнений, в изобилии предоставить нам все печати и черты всех звезд и небесных влияний, и тем более эффективно, чем менее он отличается от небесной природы.
Но поскольку число звезд известно только Богу, то так же обстоит дело и относительно их знаков и их действий на вещи, находящиеся здесь внизу; вот почему никакой человеческий ум не может за ними угнаться и познать их. Поэтому пока нам известно очень мало вещей, открытых древними философами и хиромантами частично размышлением, частично из опыта; и еще очень многое сокрыто от нас в сокровищнице природы. Отметим только некоторые печати и черты планет, которые древние хироманты нашли на руках людей. Юлиан назвал их священными, или божественными, письменами, ибо, согласно тексту Святого Писания, жизнь людей написана на их руках. И это справедливо всегда, для всех наций, где бы они ни жили и на каких языках ни говорили; а от себя добавим — и впоследствии все более открываются как древними, так и современными хиромантами. И о них можно узнать, обратившись к их сочинениям. Здесь же достаточно показать, откуда буквы натуры ведут свое происхождение, а в каких вещах они есть — рассмотрим далее.
186
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
187
Фигуры божественных письмен:
Письмена или черты Сатурна:
Письмена или черты Юпитера:
Письмена или черты Марса: Письмена или черты Солнца: Письмена или черты Венеры: Письмена или черты Меркурия: Письмена или черты Луны:
Глава тридцать четвертая
О том, как можно посредством
Естественных вещей и их свойств привлечь свойства
И влияния небесных тел
Итак, если кто-либо желает получить свойство какой-либо части мира или какой-либо звезды, он может это сделать, пользуясь вещами, которые имеют к ней отношение и получают ее влияние, как дерево подходит для получения огня по причине серы, смолы и масла. Однако, когда имеешь дело с чем-то единичным, следует прилагать множество вещей — субъектов распределенного среди них всех соответствия той же самой Идее и той же самой звезде, потому что в эту материю, при благоприятном соединении, вливается Идеей при помощи Мировой Души единичный дар. Я говорю «при благоприятном соединении», ибо речь идет об уподоблении одной гармонии другой, сообщенной материи особым свойством. Ибо хотя вещи и имеют некие свойства, о которых мы говорили выше, эти свойства еще столь скрыты, что редко при помощи их достигают какого-либо эффекта. Но если раздавить горчичное зернышко, то острота, доселе в нем сокрытая, пробудится; и жар огня заставляет проявиться то, что было написано молоком или луковым соком и до того заметным не было; и буквы, написанные на камне жиром козы, становятся отчетливо видны, если камень поместить в уксус. И как удар тростью бесит собаку, которая перед этим спала, так и небесная гармония раскрывает скрытые
188
Книга Магов
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии
189
в воде свойства, взбалтывает их, усиливает и делает явными, или, иными словами, переводит их в действие, которое перед этим было только в возможности, если все происходит своевременно. Например, если ты пожелаешь привлечь свойство Солнца и искать подвластные ему вещи, то среди овощей, растений, металлов, камней и животных следует использовать главным образом те, которые наиболее близки к Солнцу. Ибо это гораздо доступнее. Так ты вытянешь единичный дар из Солнца, который будет получен в надлежащее время одновременно через его лучи и при посредстве Мирового Духа.
Глава тридцать пятая