Глава тридцать третья О знаках и начертаниях естественных вещей

Каждая звезда имеет свою особенную природу, свой­ства и положение, отпечатки и начертания, которые она передает посредством лучей в тела подчиненные — в эле­менты, в камни, в растения, в животных и в их части. Вот почему каждая вещь получает, благодаря гармоничному расположению, от своей светящейся звезды некую особую печать или определенную черту, отмеченную звездой или гармонией, сообщающей ей это особое свойство, отличное

1 Elpheia идентифицирована по Марсилио Фичино как Альфек-ка — альфа Северной Короны.

184

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

185



от иных, присущих той же материи, равно по родовому, видовому и нумерическому признаку. Каждая вещь, та­ким образом, имеет особую черту, привитую ей ее соб­ственной звездой посредством частного действия, особен­но если звезда непосредственно управляет вещью. И эти черты содержат и удерживают в ней особенную природу, свойства и корни ее звезды. Также производятся подоб­ные действия и в других вещах, в которых они отражены и замешаны, и подчинены влияниям своих звезд, или пла­нет, или созвездий и их фигур и небесных знаков. И это происходит всякий раз, когда звезды приступают к под­ходящей материи и в их должное, только им свойственное время.

Именно поэтому древние мудрецы, приложившие не­мало усилий для изыскания тайных свойств вещей, изобра­жали в писаниях образы звезд, фигуры созвездий, печати, отметки, черты, которые сама природа запечатлела лучами звезд в низших телах, какие-то в камнях, какие-то в расте­ниях, в сочленениях, в узлах сучков, какие-то в различных частях животных. Так, лавр благородный, дерево Лота и ноготки — солнечные растения, и они в своих корнях и узлах, когда их срезают, демонстрируют черты Солнца. То же самое в кости и в лопатках животных; ведь там есть нечто подобное лопатке прорицания. Нередко находят чер­ты и образы небесных вещей в камнях и изделиях из камня. Однако увидеть все то, что есть в огромном разнообразии вещей, посредством традиционного знания невозможно; человеческое понимание весьма ограничено.

Поэтому, оставив то, что может быть обнаружено в растениях, камнях и других вещах, а также в частях раз­личных животных, следует придерживаться лишь нашей человеческой природы, которая представляет собой пол­ный образ целого универсума, содержащий в себе всю не­бесную гармонию, способный, вне всяких сомнений, в изо­билии предоставить нам все печати и черты всех звезд и небесных влияний, и тем более эффективно, чем менее он отличается от небесной природы.

Но поскольку число звезд известно только Богу, то так же обстоит дело и относительно их знаков и их действий на вещи, находящиеся здесь внизу; вот почему никакой чело­веческий ум не может за ними угнаться и познать их. По­этому пока нам известно очень мало вещей, открытых древ­ними философами и хиромантами частично размышлением, частично из опыта; и еще очень многое сокрыто от нас в со­кровищнице природы. Отметим только некоторые печати и черты планет, которые древние хироманты нашли на ру­ках людей. Юлиан назвал их священными, или божествен­ными, письменами, ибо, согласно тексту Святого Писания, жизнь людей написана на их руках. И это справедливо всегда, для всех наций, где бы они ни жили и на каких язы­ках ни говорили; а от себя добавим — и впоследствии все более открываются как древними, так и современными хи­романтами. И о них можно узнать, обратившись к их сочи­нениям. Здесь же достаточно показать, откуда буквы нату­ры ведут свое происхождение, а в каких вещах они есть — рассмотрим далее.

186

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

187



Фигуры божественных письмен:

Письмена или черты Сатурна:

Письмена или черты Юпитера:

Письмена или черты Марса: Письмена или черты Солнца: Письмена или черты Венеры: Письмена или черты Меркурия: Письмена или черты Луны:

Глава тридцать четвертая

О том, как можно посредством

Естественных вещей и их свойств привлечь свойства

И влияния небесных тел

Итак, если кто-либо желает получить свойство какой-либо части мира или какой-либо звезды, он может это сделать, пользуясь вещами, которые имеют к ней отноше­ние и получают ее влияние, как дерево подходит для по­лучения огня по причине серы, смолы и масла. Однако, когда имеешь дело с чем-то единичным, следует прилагать множество вещей — субъектов распределенного среди них всех соответствия той же самой Идее и той же самой звезде, потому что в эту материю, при благоприятном со­единении, вливается Идеей при помощи Мировой Души единичный дар. Я говорю «при благоприятном соедине­нии», ибо речь идет об уподоблении одной гармонии дру­гой, сообщенной материи особым свойством. Ибо хотя вещи и имеют некие свойства, о которых мы говорили выше, эти свойства еще столь скрыты, что редко при по­мощи их достигают какого-либо эффекта. Но если разда­вить горчичное зернышко, то острота, доселе в нем со­крытая, пробудится; и жар огня заставляет проявиться то, что было написано молоком или луковым соком и до того заметным не было; и буквы, написанные на камне жиром козы, становятся отчетливо видны, если камень поместить в уксус. И как удар тростью бесит собаку, которая перед этим спала, так и небесная гармония раскрывает скрытые




188

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

189



в воде свойства, взбалтывает их, усиливает и делает явны­ми, или, иными словами, переводит их в действие, которое перед этим было только в возможности, если все проис­ходит своевременно. Например, если ты пожелаешь при­влечь свойство Солнца и искать подвластные ему вещи, то среди овощей, растений, металлов, камней и животных следует использовать главным образом те, которые на­иболее близки к Солнцу. Ибо это гораздо доступнее. Так ты вытянешь единичный дар из Солнца, который будет получен в надлежащее время одновременно через его лучи и при посредстве Мирового Духа.

Глава тридцать пятая

Наши рекомендации