Глава тринадцатая О том, откуда происходят тайные свойства вещей
Всем прекрасно известно, что магнит имеет особое свойство притягивать железо, но стоит только к нему поднести алмаз, как это свойство у него исчезает; также янтарь и гагат, натертые и нагретые, поднимают солому; а асбест, будучи зажжен, никогда или очень редко гасится. Карбункул1 светится в темноте. Аэтит2, будучи положен на плод женщины или растения, усиливает их, а будучи положен под — приводит к выкидышу. Яшма останавливает кровь. Маленькая рыбка-прилипала мешает движению судна и унимает бурю. Ревень изгоняет желчь. Сжигание печени хамелеона вызывает дождь и гром. Камень гелиотроп суживает зрение окружающих и делает
1 Карбункул (от лат. «уголек») — старое название густо-красных
прозрачных минералов (рубин, пироп, альмандин). Плиний Старший
называл «карбункулом» ярко-красный гранат, полагая, что минерал
раскален: в солнечном свете он теряет свой темный оттенок и действи
тельно нередко похож на горячий уголек. (Карбункулом называют
также рубин.) На Руси гранаты называли «вениса», «бечет», «чер
вец» или «червчатый яхонт».
2 Орлиный камень — полая кремнистая или глинисто-
железняковая секреция размером с грецкий орех (Петрографический
словарь. М.: Недра, 1981). Этим именем в древности называли гли
нистый бурый железняк эллипсоидальной или шарообразной формы
с пустотою внутри. Греки такие камни называли ἀετιτ — от ἀετоς,
«орел», — и предполагали, что они особенно нравятся орлам, которые
заносят их в свои гнезда. Камням этим приписывали также симпати
ческие свойства (Вальх И. Э. И. Каменное царство / Пер. Андрея
Нартова. СПб., 1784).
134 |
Книга Магов
того, кто его носит, невидимым. Камень линкур1 отгоняет зрительные иллюзии. Липпар влечет животных. Синохи-тид заставляет объявиться чертей преисподней. Анахит делает зримым облик Бога. Ансит, положенный на спящих и видящих сны людей, заставляет их угадывать будущее. Говорят также, что в Эфиопии есть трава, которая высушивает пруды и открывает все, что закрыто. В истории видим обычай царей Персии давать своим послам траву латакс, чтобы не пропустили ничего, где бы они ни прошли. Есть еще трава из Спарты или из Тартарии2, о которой говорят, что, попробовав ее или положив в рот, можно затем спокойно существовать двенадцать дней без пищи и воды; и Апулей говорит, что он узнал от Бога, что есть много видов трав и камней, с помощью которых люди могут постоянно сохранять себе жизнь, но что он не разрешил людям узнать их, поскольку даже когда они живут мало, они не прекращают стремиться ко злу и совершать все виды преступлений, и если они станут жить дольше, то нападут на самого Бога. Но ни один из авторов, которые писали толстые тома о свойствах вещей, не объяснил, откуда происходят эти свойства — ни Гермес, ни Бохус, ни Аарон, ни Орфей, ни Теофраст, ни Тебит3, ни Зено-
1 Лигуриус, согласно средневековому бестиарию, — драгоценный
камень, образовавшийся из мочи рыси (lynx urius — моча рыси).
Средневековый бестиарий. М.: Искусство, 1984. С. 120.
2 В Средние века Тартарией в Европе называли область Централь
ной Азии.
3 Тебит бен Корат — средневековый арабский энциклопедист,
философ и астроном. Оказал заметное влияние на европейскую науку.
Его часто цитировали знаменитости тринадцатого столетия — Аль
берт Великий, Роджер Бэкон, Чекко д' Асколи, Пьетро д' Абано; его
Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 135
фем, ни Зороастр, ни Эвакс, ни Диоскориды, ни Исаак Еврей, ни Захария Вавилонянин, ни Альберт, ни Арнольд; и тем не менее они все говорили то же, что писал Захария Митридату, — великая мощь и человеческое предназначение заключены в свойствах камней и трав. Но чтобы знать, откуда они исходят, необходимо глубокое
умозрение.
Александр Перипатетик, не следуя далее своих чувств, а также качеств, придерживается мнения, что они происходят из элементов и их качеств; это могло бы оказаться истинным, если бы таковые были бы того же вида, однако многочисленные действия камней не согласуются ни с родом, ни с видом. Вот почему академики, следуя мнению Платона, присваивали эти свойства идеям, которые формируют вещи. Но Авиценна сводит эти виды действий к Ин-теллигенциям1, Гермес — к звездам, а Альберт — к специфическим формам вещей. И хотя находят разницу во мнении этих авторов — если правильно их понять, ее не существует и все речи относятся к одному и тому же действию во многих вещах. Так, Бог, который есть начало и конец всех свойств, придавая печать своих идей подвластным ему Интеллигенциям, которые, будучи полны знаками всех вещей, утвержденных идеальным свойством, небесами и звездами, как инструментами, располагает материю по мере ее получения от тех форм, каковые исходят от Боже-перу принадлежит трактат о символах. Тебит был одним из самых плодовитых переводчиков древности: благодаря ему арабы, а затем и европейцы смогли прочесть труды Архимеда, Аполлония, Аристотеля, Евклида, Гиппократа и Галена.
1 Божественные Интеллигенции теологи именуют Ангелами.
136
Книга Магов
Агрunna Неттесгеймский. О тайной философии 137
ственного Господина (как говорил Платон в «Тимее») и передаются звездами. И Дающий формы распределяет их через министров Интеллигенции, назначив их правителями и контролерами над своим Творением; им Он дал власть в вещах, так что все свойства камней, трав, металлов и всего иного могут быть сообщены Интеллигенциями, правительством. Таким образом, формы и свойства вещей исходят сначала от идеи, затем от правящей Интеллигенции, потом от расположения небес и, наконец, от состава отдельных элементов, отвечающих за небесное влияние, каковым сами эти элементы распределяются в установленном порядке. Соответственно, виды действий представлены в этих низших вещах точными формами, в небесах — положением свойств, в Интеллигенциях — правлением, в первой причине — идеями и образцами форм, и все должно быть необходимо согласно в совершении действия и свойстве каждой вещи.
Таким образом, есть замечательное свойство и действие у любой травы и каждого камня, но оно значительно сильнее в звездах; сверх того, каждая вещь берет или получает много от правящей Интеллигенции, и особенно от Первопричины, которой все законченные вещи взаимно соответствуют; и те и другие, сливаясь в гармоничном согласии, словно в гимнах, воздают должное Верховному Творцу всех вещей, наподобие тому, как из пылающей печи тремя отроками были призваны все вещи славить Господа песнопениями. Благословите Господа, Творца всех вещей, что произведены на земле, и всего, что движется в водах, всех птиц небесных, зверей и животных вместе с сынами
человеческими. Ибо нет другой причины, необходимой для действий, чем связь всех вещей с первой причиной и их соответствие Божественным образцам и вечным идеям, каковыми каждая вещь определяется и получает свое отдельное место в мире, благодаря чему живет и получает свое личное бытие. И любое свойство трав, камней, металлов, животных, слов, высказываний — все, что размещено здесь, — от Бога.
Итак, первая причина, являющаяся Богом, хотя и создает все вещи через Интеллигенции и небеса, не прекращает, однако, совершать временами операции самостоятельно, не пользуясь средствами своих слуг, — эти Медиумы отстраняются или подвешиваются, и такие операции называются чудесами. Но и вторые причины, которые Платон и другие авторы называли рукотворными, действуют по команде и назначению первой причины, действуют с необходимостью, вынужденные производить неизбежные следствия; и тогда, если Бог пожелает отставить их и подвесить, прекратив назначенное необходимое действие, происходят самые великие чудеса Бога. Именно таким образом огонь халдейской печи не сжег отроков1. Также возвратилось вспять солнце и остановилось однажды, прекратив свой бег по команде Иисуса Навина; оно потом ушло вспять на десять кордонов или десять часов по молитве Езекии2. А во время страстей Христовых солнце затмилось, полностью закрытое луной. И все эти действия невозможно объяснить никакой рациональной
1 См. Дан 3.
2 См.4Цар20.
138 |
Книга Магов
причиной, ни магией, ни тайной, никакой самой глубокой наукой, ни понять; но только принять как урок, как данный Божественный оракул.
Глава четырнадцатая