Гл ава вторая О том, что такое магия, из чего она состоит и каким должен быть тот, кто ей занимается

Магия есть удивительного свойства полная высочайших тайн способность, заключающая в себе глубочайшее созер­цание наиболее скрытых вещей совместно с их природой, мощью, качеством, субстанцией и свойствами, а также знание всей природы, что наставляет нас относительно различия и согласия вещей друг с другом, благодаря чему она производит удивительные действия, соединяя свойства вещей посредством наложения одного на другое с их низ­шими, подчиненными субъектами и в конце концов связы­вая и соединяя их силами и свойствами высших тел. Это наиболее совершенная и главная наука, скрытый и тонкий вид философии, имеющей наивысший сорт совершенства из всех наиблистательнейших философий. Она делится на физику (physicam), математику (mathematicam) и теоло­гию (theologiam). Физика изучает природу вещей, кото­рые существуют в мире, изыскивая и исследуя их причины (causas), действия (effectas), времена (tempora), различия

99

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

мест (loca), способ существования (modos), возможности (еventus)и их полноту (integritates) и части (partes), как в стихах:

...для чего, свой круг разделив соразмерно на части, Солнце сроки вершит, проходя сквозь двенадцать созвездий.

Мы не напрасно следим, как заходят и всходят созвездья, Как изменяются, в чем, четыре времени года.

А чтоб узнать мы могли заране по признакам верным, Будет ли зной, или дождь, или ветры, несущие холод, Сам повелел нам Отец доверять луны предсказаньям, Знать наперед, под созвездьем каким обрушатся Австры...

Физика, которая является спекулятивной наукой о естественных вещах, включает в себя и все то, что говорит Вергилий помимо этого далее:

...пути мне покажут небесных созвездий, Муку луны изъяснят и всякие солнца затменья. Землетрясенья отколь; отчего вздымается море, После ж, плотины прорвав и назад отступив, опадает; И в океан почему погрузиться торопится солнце Зимнее, что для ночей замедленных стало препоной1.

Математика же изучает количественную часть есте­ственных тел как протяженных в трех измерениях и да­ет понимание движения и хода небесных тел, согласно стихам:

1 Вергилий Марон Публий. Георгики. Кн. 1. Ст. 231—232, 257— 258,351-354.

100

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

101



...о блужданьях луны, о трудных подвигах солнца, Люди откуда взялись и животные, дождь и светила, Влажных созвездье Гиад, Арктур и двойные Трионы, Зимнее солнце спешит отчего в Океан окунуться, Летняя ночь отчего спуститься медлит на землю1.

Наконец, теологическая философия, или богословие, учит нас, что такое Бог, Разум, Ум, Ангел, Демон, Душа, Рели-гая, Таинства, Ритуалы, Храмы, Наблюдения и тайные Ми­стерии; она толкует о вере, о чудесах, о свойствах слов и фи­гур, о секретных операциях и таинственных знаках и, как го­ворит Апулей, учит нас правилам и искусству церемониальных законов, истинности святых вещей и правилам религий. Го­воря в немногих словах, магия охватывает, соединяет и при­водит в действие эти три главные способности. В этом смыс­ле древние чтили ее как наиболее возвышенную и тайную философию.

Ее применяли авторы самые знаменитые, главные сре­ди которых — Замолксис и Зороастр — так сильно вы­деляются, что многие из изобретателей этой науки: Абба-рис, Гиперборей, Дамжерон, Евдокс, Гермипп — следо­вали по их стопам, а другие прославленные авторы, как Меркурий Трисмегист, Порфирий, Ямвлих, Плотин, Прокл, Дардан, Орфей Фракийский, Гог Греческий, Гер­ма Вавилонский, Аполлоний Тианский и Осфаней, также замечательно писали об этой науке. Те книги, что были утеряны, восстановлены Демокритом Абдерским2 и со-

1 Вергилий Марон Публий. Энеида. Кн. 1. Ст. 742—746.

2 Здесь, скорее всего, имеется в виду не сам Демокрит Абдер-
ский (460—370 гг. до н. э.), но алхимик VI в. н. э., известный как

пиронождены его комментарием. Кроме того, Пифагор, Эмпедокл, Демокрит, Платон и многие из наиболее зна­чительных философов совершали целые путешествия, что-бы изучить магию, и, возвратившись, подчеркивали свое уважение к ней и держали ее в большом секрете. Извест­но, что Пифагор и Платон ездили в святилища Мемфиса, чтобы ее изучать и что они проехали почти всю Сирию, весь Египет, Иудею, заходили в школы халдеев, стремясь не оказаться в неведении относительно великих и таин­ственных принципов магии и овладеть этой божественной наукой.

Итак, нужно, чтобы те, кто собирается изучить эту нау­ку, в совершенстве владели физикой, раскрывающей каче-ства вещей и тайные свойства любого существа; чтобы они хорошо знали математику, познающую фигуры и виды звезд, так как от них зависят свойство и способность любой вещи, и чтобы они хорошо изучили теологию, благодаря ко­торой познаются нематериальные субстанции, распределя­ющие и управляющие вещами. Только так можно обрести воз­можность понимать магию, поскольку нет никакой совер­шенной работы в магии, ни даже настоящей магии, которая не заключала бы в себе эти три способности.

псевдо-Демокрит; алхимики часто подписывали свои работы именами известных философов и ученых.

102

Книга Магов

Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии

103



Глава третья

Наши рекомендации