Конфликтная напряженность комедий Аристофана
Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 гг. ; в основной своей части она падает на период пелопонесской войны и кризиса афинского государства. Обостренная борьба вокруг политической программы радикальной демократии, противоречия между городом и деревней, вопросы войны и мира, кризис традиционной идеологии и новые течения в философии и литературе - все это нашло свое отражение в творчестве Аристофана. Комедии его являются ценнейшим историческим источником, отражающим политическую и культурную жизнь Афин конца пятого века. Аристофан выступает как поклонник государственных порядков времен роста афинской демократии, противник олигархии, комедия Аристофана чаще всего передает политические настроения аттического крестьянства.
Среди политических комедий Аристофана остротой отличаются "Всадники". Направленая против лидера радикальной партии Клеона. Действие происходит перед домом, где живет капризный, глуховатый старик Демос (т.е. афинский народ). Диалог двух рабов, в которых можно узнать двух полководцев - Демосфена и Никия. Демос передал всю власть в доме новому кожевнику - Пафлагонцу. За чаркой украденного вина рабам приходит в голову блестящая мысль - стянуть у кожевника оракулы. Оракул найден: кожевник должен будет уступить власть лицу еще более низкой профессии - колбаснику.
Действие построено таким образом на принципе карнавальной обрядности - переворачивании общественных отношений. Колбасник превосходит Пафлагонца бесстыдством и бахвальством. Следующий агон происходит уже в присутствии самого демоса: к шутовским моментам присоединяется серьезная критика политики радикальной демократии. Указывается на тяготы длительной войны, на обнищание крестьянства, на притеснения. Продолжают соперники соревноваться и далее, поднося демосу пародийные оракулы и потчуя его различными яствами. Наконец, колбасник угощает его украденным у Пафлагонца зайцем и Демос признает его победителем. В заключительной сцене Демос оказывается возрожденным: колбасник вернул ему юность, сварив в кипятке.
«Облака»
Известный греческий философ Сократ славился тем, что во многом сомневался. В комедии облака о Сократе написали то, чего на самом деле не было. Название «Облака» появилось благодаря тому, что одной из первых тем, обсуждаемых философами, было происхождение облаков. Из чего они образуются? Чем примечательны? На сцене облака изображал хор в белых покрывалах и с длинными носами.
Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.
Герой комедии обычный житель Афин Стрепсиад, у которого был легкомысленный транжира сын. Благодаря сыну отец оброс долгами и его не отпускают мысли о кредиторах, о том, как с ними расплатиться. Стрепсиад узнал, что есть мудрецы, способные сделать из правды неправду. Старик принял решение пойти к мудрецам, чтобы научиться новой науке, с помощью которой он хотел избавиться от кредиторов.
Старик приезжает к Сократу в его «Мыслильню». Ученик философа рассказывает Стрептисиаду, чем они занимаются. Как то им взбрело в голову измерять шаги блохи, чтобы просчитать её прыжок. Их также волновало, чем жужжит комар, задницей или гортанью?
Сократ встречает гостя, сидя в гамаке, чтобы быть поближе к миру. Гость просит философа, заклиная богами, научить таким словам, чтобы не платить кредиторам. «Какими богами? у нас боги новые - Облака»- отвечает мыслитель. И продолжает свою речь, отрицая существование Зевса и божьего наказания. Объясняя свою теорию тем, что много кто был бы наказан за свои деяния, но они живут припеваючи. Сократ советует старику отречься от долгов, клясться Зевсом, что он ничего никому не должен. Эта клятва его ничем не обязывает, а правда будет кривдой. Затем на сцене происходит шуточный бой между Правдой и Кривдой. Последняя берёт вверх. Из этого представления, Стрепсиад понял, что смирение ему ничего не даст, своей цели можно добиться только наглостью.
Стрепсиад и сын спокойно ждут. Начинается паломничество кредиторов. На все требования старик отвечает отказом, якобы он ничего никому не должен и при этом клянётся Зевсом. Кредиторы уходят ни с чем.
Но Стрепсиаду придётся за всё заплатить. Он поссорился с сыном и тот неожиданно схватился за палку и стал бить отца. Старик возмущается, что по закону нельзя бить отца. А сын возражает, что по уговору нельзя, а по природе - можно. Теперь старик понял, куда привело его Сократово учение, куда завели Облака. После этого Стрепсиад взяв факел, бросился к «мыслильне», чтобы её сжечь в отместку Сократу. Горит огонь, клубится дым, крики и на этом комедия заканчивается.