Структура жертвенного ритуала. Сакральные характеристики жертвы (по работе Р.Жирара «Насилие и священное»)
Характеристики жертвы:
Отношения между потенциальной и актуальной жертвой нельзя определять в категориях виновности и невинности.
«Искупать» нечего. Коллектив пытается обратить на жертву сравнительно безразличную, на жертву «удобоприносимую»то насилие, которое грозит поразить его собственных членов, тех, кого оно хочет любой ценой защитить.
Обращаясь на приносимую жертву, насилие теряет из виду первоначально намеченный объект. Но оно не должно и окончательно забывать ни исходный объект, ни переход от этого объекта к реально закалаемой жертве — иначе замещение вообще исчезнет и жертвоприношение утратит действенность.
Само это разделение жертвоприношения на две большие категории — человеческое и животное — воспроизводит, в строго ритуальном смысле, логику жертвоприношения: оно, в сущности, основано на ценностном суждении, на идее, что одни жертвы, люди, особо непригодны к жертвоприношению, в то время как другие, животные, очень удобоприносимы.Это неправильно, говорит автор.
Чтобы разобраться с этим институтом, необходимо рассматривать его в целом, не отделяя человеческое жертвоприношение от животного.
Жертва должна быть похожа на то, что заменяет. Отсюда вопрос: Кого приносят в человеческую жертву?
Прежде всего, туда входят те, кто не принадлежит или едва принадлежит обществу: военнопленные, рабы. В большинстве первобытных обществ дети и еще не прошедшие инициацию молодые люди тоже не принадлежат обществу — они практически не имеют прав и обязанностей. Таким образом, мы пока что имеем дело с внешними или маргинальными категориями, которые не могут установить с обществом такие же связи, как те, какими связаны между собой его члены. Полной интеграции будущей жертвы в сообщество мешает либо ее положение иностранца или врага, либо возраст, либо рабское состояние. Определять разницу между годностью и негодностью в жертвы через полноту принадлежности к обществу.
Фармак – тот кто был жертвой:
В случае нужды, то есть когда город поражало или грозило поразить какое-то бедствие: эпидемия, голод, чужеземное вторжение, внутренние распри, — в распоряжении коллектива всегда имелся фармак.
греческом языке слово фармакон обозначало одновременно и яд и противоядие, и болезнь и лекарство, и наконец, всякое вещество, способное оказывать очень благоприятное или очень неблагоприятное действие в зависимости от случая, обстоятельств, дозы;
С одной стороны, его считают жалким, презренным и даже виновным существом, он подвергается всяческим насмешкам, оскорблениям и даже насилию; с другой стороны, он окружен чуть ли не религиозным почтением, он играет центральную роль в своего рода культе. Он должен притянуть к себе все пагубное насилие, чтобы своей смертью преобразить его в насилие благодетельное, в мир и плодородие.
Жертва – чужак, жертва животное!
Жертвенные категории потому часто состоят из существ, не принадлежащих и никогда не принадлежавших общине, что жертва отпущения с самого начала принадлежит священному.
Община появляется как противоположность священному. Поэтому те, кто составляет часть общины, в принципе менее пригодны на роль жертвы отпущения.
Этим объясняется, что ритуальные жертвы выбирают за пределами общины, среди существ, уже пропитанных священным, поскольку священное — их обычная среда, то есть среди животных, чужеземцев и рабов.
Членов общины щадят не потому, что община уклоняется от правила точной имитации, а потому, что она его тщательно соблюдает. (имитирует жертву. Они не могут выбать жертву члена общины – потому что тут не получаетя имитации, то ли дело баран – имитация что надо) Хитрость жертвоприношения — хитрость самого института, а не жрецов, Однако из вышесказанного не следует делать вывод, будто жертва отпущения должна восприниматься как просто посторонняя общине. Она есть не что иное, как чудовищный двойник. Она впитала в себя все различия, и в частности различие между внутренним и внешним; кажется, что она свободно циркулирует изнутри наружу и обратно. Чтобы исполнить роль этой необычайной жертвы, ритуальная жертва, в идеальном случае, должна бы принадлежать сразу и общине, и священному.
Подготовка жертвы:
всякое существо, выбранное для жертвоприношения, всегда до известной степени будет лишено того или иного из противоречивых качеств, которые от нее требуются; она всегда будет ущербной — либо с внешней, либо с внутренней точки зрения, никогда с обеих сразу.
Задача всегда та же: сделать жертву полностью пригодной для жертвоприношения. Поэтому жертвенная подготовка в широком смысле предстает в двух весьма несхожих формах: первая пытается сделать жертву более внешней, то есть пропитать священным жертву, слишком включенную в общину; вторая, напротив, пытается теснее включить в общину жертву, слишком постороннюю.
(король, который сначала купается в грязи инцеста и жестокости – отделяется от общины и делается священным, но так же принадлежит общине и может быть принесен в жертву или чужак. Который помещается в общину, живет там, а потом приносится в жертву)
Жертвоприношение скота второй тип жертвенной подготовки.
С животными – тот же механизм!
Вывод: В жертвенную подготовку, как мы видим, входят очень разные действия, иногда диаметрально противоположные, но всегда идеально соответствующие поставленной цели; Она (подготовка) пытается найти или, при необходимости, сформировать жертву, максимально похожую на то двойственное существо, которое она, увидела в изначальной жертве. Сместить ритуальное жертвоприношение по отношению к изначальному коллективному насилию, придав тем самым поминальному обряду катартическую силу, пропорциональную нуждам общества, в котором он должен функционировать.
2. Структура жертвенных церемоний:
Начинается все с танцев или всеобщих боев и хаоса. Зачем это делали: имитировали жертвенный кризис (то время когда уже невозможно терпеть. Все плохо, горе, несчастье, нужна жертва, чтобы все уладить)
Все мнимые бои, которые обычно располагаются в начале жертвенных церемоний, все ритуальные танцы, чья формальная симметрия, постоянное нахождение друг против друга имеют с самого начала конфликтный характер, можно истолковать как имитацию жертвенного кризиса.