Понятие духа. Дух и природа (по работе М.Шелера «Положение человека в космосе»)
В работе «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами органического мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Важно отметить, что Шелер указывает на то, что «человек ... соединяет в себе все сущностные ступени наличного бытия вообще, а в особенности — жизни, и по крайней мере в том, что касается сущностных сфер, вся природа приходит в нем к концентрированному единству своего бытия». Таким образом, чувственный порыв, присущий растениям, и инстинкт, присущий насекомым, в человеке проявляются в виде ощущений (восприятия) и ритмичной, смысловой реакции на ситуации, значимой для вида. Далее Шелер усложняет систему и выводит из инстинкта две формы: первая является «привычной» — это «ассоциативная память», вторая «разумной» — это «практический интеллект». Ассоциативная память — это изменчивое поведение на основе предшествующего опыта, свойственное млекопитающим и позвоночным. Практический интеллект же — это форма психической жизни, основанная на выборе, она корректирует опасность ассоциативной памяти, её недочеты, она не нацелена на опыт, а только на стремление к определенной цели. Эта форма принадлежит наиболее развитым видам животных. Как уже говорилось ранее, жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от животного. И. М. Шелер убежден, «человек — естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и остальными животным миром, по мнению М. Шелера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа.
Наиболее базисно важной характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру», «экзистенциальная независимость». Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность связывается Шелером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.
Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Возникает вопрос, а если человек не часть мира, то какое же место он в нем занимает? И Шелер отвечает на этот основной вопрос, подводя итог своей работе: «Человек есть место встречи. В нем Логос, согласно которому устроен мир, становится актом, в котором можно соучаствовать». Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шелера, представляет как определенная целостность — микрокосм, находящийся в определенном отношении с «макрокосмом — запредельным миром».
Второй вариант ответа:
Шеллер занимается философской антропологией. Начинает он с того, что же такое «человек», все трактуют это по-разному и что же отличительного в нем есть.
Он рассматривает иерархическую структуру: Растение – Животное – Человек.
Он рассматривает несколько стадий развития живого существа (по степени обособления от природы):
1. Чувственный порыв (есть уже у растений и предпологает движение «От» и «К» - напр «К свету»)
2. Инстинкт (характеристики: оно целенаправленно для носителя жизни, оно должно происходить в каком-либо ритме, может действовать отдаленно (животное заранее готовится к зиме), оно типично повторяющиеся ситуацию – подготовка к спячке и др., есть у животных
3. Ассациативная память (приобретание привычек - что то постоянно повторяется и на основе опыта выводится лучший вариант; есть у животных, нет у растений)
4. Практический интеллект (происходит предвосхищение чего-то и выстраивается цепочка действий, которая позволяет этого добиться) только у человек
5. Разум (Выбор) (то, что делает человека человеком; противоположен естественной жизни вообще) только у человека
Разум + определенные волевые акты (любовь и др.)+эмоции = ДУХ
Дух – центр всех действий, сознания. Он наделен жизнью. Дух раскрывает личность в её внутреннем тождестве. Дух свободен
Дух не противоположен природу, он произростает из неё. При помощи Духа человек отделился от Природы, сделав её предметом.
Дух дает акт идеации – спец-й духовный акт полностью отделенный от интеллекта технического.
13. Дух и негативность (по работе М.Шелера «Положение человека в космосе»)
Для обозначения человеческой уникальности Шелер пользуется традиционным философско-религиозным термином «дух». Но содержание этого термина в шелеровском учении далеко не тривиально. Казалось бы, Шелер вполне в русле христианско-аскетической традиции определяет дух как «принцип, противоположный всей жизни вообще»; важнейшая его характеристика «экзистенциальная независимость от органического», «свобода», возможность «отрешения от жизни и от всего, что относится к жизни, в т.ч. от собственного, связанного с влечениями интеллекта». Но одна из основных идей Шелера состоит в демонстрации «единства духа и жизни», а это значит в опровержении восходящего к Декарту и утвердившегося в европейской философии разрыва разумной (непротяженной, бестелесной) и материальной (телесной, протяженной) субстанций. Полемизируя с психофизическим дуализмом, Шелер ставит вопрос об «онтически едином жизненном процессе», различными сторонами которого являются физиологические и психологические процессы. Он предупреждает как против веры в возможность без остатка свести те или иные жизненные проявления к физико-химическим процессам, так и против абстракций, которыми оперируют сторонники «чисто» психологических объяснений человека, при которых все проявления человеческой жизни истолковываются как результат «психической жизни», или «жизни души». Концепция «жизни», развиваемая Шелером, полемически заострена и против витализма, «переоценивающего объяснительный принцип жизни в противовес духу» (Джемс, Дьюи, Ницше), и против натурализма (выделяются два варианта последнего: материалистический, от Эпикура до Ламетри, и сенсуалистический, от Д.Юма до Маха).
Поскольку «принцип духа» есть способность вступать в отношение к своей собственной природе и, в частности, утверждать или отрицать свои влечения, Шелер не может пройти мимо «негативных теорий человека», в том числе мимо «теории вытеснения» Фрейда. Почему в одних случаях вытеснение ведет к неврозу, а в других к созданию произведений высокого искусства? Фрейдовское понятие сублимации слишком узко, чтобы объяснить динамику духа. Сублимацию следует понимать в спинозовско-кантовском смысле. На этом пути Шелер намерен построить такую картину мира и концепцию человека, которые помогут снять противоположность «телеологического» и «механистического» объяснения действительности.
Второй вариант:
Негативность – Дух выделяет себя из всего (противопоставление жизни вообще) => поэтому человек отделен от мира, что ведет его к агрессивности. Но именно это позволяет ему что-то новое (он может сказать «нет» жизни)