Философия Просвещения XVIII в
XVIIIв. – эпоха Просвещения, распространение научного знания вширь; значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой.
Одной из важнейших характеристик философии этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что источником познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место опыт.
Представители Просвещения:
Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Юм (Англия);
Бойль, Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро (Франция);
Вольф, Лессинг, Кант (Германия);
Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский – (Россия);
Т.Джефферсон, Б.Франклин – (США).
Просвещение формируется как идеологическое движение, носящее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, угнетения.
Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира.
Отсюда – сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности.
Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу.
В общем потоке Просвещения есть атеистическое и материалистическое течения. Однако Просвещение пронизано деизмом, иными словами, рациональной, естественной светской религиозностью, с которой соединяются светская, мирская мораль.
Французский материализм XVIIIв.
Представители: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри.
Характерные черты материализма:
- механистический;
- метафизический;
- идеалистическое понимание общественной жизни;
-воинствующий атеизм.
1) Французские материалисты разработали учение о закономерном характере природы. Они утверждали неразрывную связь материи и движения.
2) Французские материалисты, хотя и остались механицистами, признавали и другие виды движения (химическое, биологическое).
3) Если в материализмеXVIIв существовало противопоставление сенсуализма и рационализма, то французские материалисты попытались соединить чувственное познание и мышление.
Лекция на тему: «Немецкая классическая философия»
В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление – немецкая классическая философия. Ее представители:
Кант – дуалист
Фихте – субъективный идеалист
Шеллинг – объективный идеалист
Гегель – объективный идеалист
Фейербах - материалист
В отличие от французский материалистов, которые все принадлежали к одному направлению, немецкая классическая философия объединяла в своих рядах философов, принадлежавших к различным направлениям.
Родоначальником немецкой классической философии является
И.Кант (1724-1804)
В его творчестве выделяют два периода:
1) «докритический» (до 1770 г.) и
2) «критический».
В «докритический» период Кант занимался естественнонаучными проблемами, написал книгу «Всеобщая естественная история и теория Неба» (1755), в которой выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманностей (гипотеза Канта-Лапласа).
В «критический» период занялся философскими проблемами, опубликовал три книги:
1) «Критика чистого разума» (1781),
2) «Критика практического разума» (1788),
3) «Критика способности суждения» (1790).
Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии. Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем.
В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии – онтологии. В философии Нового времени занимались вопросами теории познания – гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии объекта и субъекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания.
Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня:
а) эмпирический (опытный) – индивидуально-психологические особенности человека;
б) трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта) – надындивидуальное начало в человеке.
Кант пытается преодолеть с помощью своей трансцендентальной философии как эмпиризм (Локк, Юм), так рационализм (Декарт).
Кант признает существование материальных вещей – «вещей в себе», но считает, что они непознаваемы. Кант – агностик. От агностицизма Кант переходит к идеализму.
Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включая веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта:
1) «Что я могу знать?»
2) «На что я смогу надеяться?»
3) «Что я должен делать?»
На первый вопрос отвечает философия, на второй – религия, на третий – мораль.
Кантовское учение о морали является этикой моральной воли.
Кантовская этика моральной воли является этикой долга. Кант говорит, что моральные убеждения предполагают способность действовать вопреки удовольствию, из чувства долга.
Категорический императив Канта:
«Поступай согласно такому принципу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы он стал всеобщим законом».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) –
вершина немецкой классической философии
Гегель – объективный идеалист. Основа всего у него – Абсолютная Идея, существующая объективно – Бог.
Идея воплощается в природе, природа есть инобытие Идеи, та же Идея, уходя из природы, воплощается в Духе.
Идея – Природа – Дух
Учение об Идее – в книге «Наука логики»
Учение о природе – в книге «Философия природы»
Учение о духе – в книге «Феноменология духа»
Рациональное зерно в учении Гегеля – его диалектика
Гегель сформулировал основные законы диалектики6
1) Закон единства и борьбы противоположностей,
2) Закон перехода количественных изменений в качественные,
3) Закон отрицания отрицания.
По Гегелю, всякое развитие протекает по трехстадийной схеме:
Тезис – базовое положение
Антитезис – первое отрицание
Синтез – второе отрицание(отрицание отрицания)
Стадия синтеза как бы примиряет между собой тезис и антитезис, преодолевая их противоположность и сохраняя в себе обе названные стадии в высшем, гармонизирующем единстве. Эту трехстадийную схему развития Гегель поясняет с помощью примера: почка – цветок – плод.
Любое понятие, любое явление природы, общества, духовной жизни проходит, по мнению Гегеля, такой трехстадийный цикл развития.