Лекция на тему: Философия Возрождения: антропоцентризм

Лекция на тему: Философия Возрождения: антропоцентризм

(XV –XVI вв.)

С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур, техническими открытиями и нововведениями (самопрялка, ткацкий станок, водяное колесо, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание). Это период первоначального накопления капитала.

Как следствие – изменения в умонастроениях, Процесс секуляризации – освобождение от религии.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идеи и само название – Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневекому христианству.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, поскольку в центре его внимания оказывается человек.

Если в центре внимания:

античности – природно-космическая жизнь (космоцентризм),

средневековья – бог и связанная с ней идея спасения(теоцентризм),то Возрождения – человек (антропоцентризм). Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя.

В античности –человек- существо природное, природа – владычица человека

В средние века – человек – божья тварь;

Возрождение – человек – творец самого себя, он господин над всей природой.

Отношение к труду:

В античности – созерцание выше деятельности;

В средние века – труд – искупление за грехи;

Возрождение – творческий характер деятельности.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, ориентация на искусство. Эта эпоха по преимуществу художественно-эстетическая(Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Натурфилософия – учение о природе, освобожденное от подчинения теологическим умозрениям.

Переходные формы к материализму:

Пантеизм – философское учение о растворении бога в природе (Спиноза, Бруно).

Деизм – философское учение о божественном первотолчке (Ньютон, Галилей).

Лекция на тему: Новое время: союз философии и науки

XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика.

Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания.

Проблема метода научного познания в философии

Ф.Бэкона и Р.Декарта

Английский ученый Ф.Бэкон (1561-1626) был родоначальником английского эмпиризма – учения об опыте.

Эмпиризм (от греч. еmperia – опыт) – философское направление, признающее чувственный опыт главным или даже единственным источником знаний.

На пути к достижению истинного объективного знания стоят субъективные помехи – «идолы» - «призраки» - предрассудки в сознании человека.

«Идолы пещеры» - связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом.

«Идолы театра» - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения исследовать природу.

«Идолы площади» - общение людей, предполагающее использование языка.

«Идолы рода» - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и, особенно в разуме, и освободиться от них всегда труднее.

В своем труде «Новый органон»(1620) он разработал индуктивный метод, в котором мысль двигается от частного к общему. (До него со времен Аристотеля господствовал дедуктивный метод – «от общего – к частному»).

Истинная индукция позволяет на основе исследования отдельных случаев переходить к общим заключениям.

Другим путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел французский философ Р.Декарт (1598-1650). Он считается основоположником рационализма. Его труд – «Рассуждения о методе».

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, независимость разума от чувственных восприятий.

Его тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции.

Основная черта философского мировоззрения Р.Декарта – дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала:

1) Нематериальное (мышление)

2) Материальное (протяжение).

Эмпиризм Ф.Бэкона продолжил Т.Гоббс(1588-1679): источником всякого знания является опыт.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ, как и Декарт, был убежденным рационалистом. Но, в отличие от Декарта, он создает монистическую философскую систему.

В его системе существует только одна субстанция, которую Спиноза называет: «Бог, или природа, или субстанция» (пантеизм). Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), это значит, что причину существования субстанции нужно искать не вне субстанции, а в ней самой. Тем самым Спиноза отвергает то, что в средние века получило название «космологического доказательства бытия божьего».

Лейбниц (1646-1716). Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций (плюрализм). Самостоятельно существующие субстанции Лейбниц называл монадами (в переводе с греч. – «единое», «единица»).

Плюралистическая по форме, философская система Лейбница была идеалистической по существу.

Свою концепцию наиболее полно Лейбниц изложил в «Монадологии». Каждая монада – самостоятельная духовная сущность, обладающая активностью, самодвижением. Их бесконечное множество и связывает их между собой предустановленная гармония, исходящая от Бога.

И.Кант (1724-1804)

В его творчестве выделяют два периода:

1) «докритический» (до 1770 г.) и

2) «критический».

В «докритический» период Кант занимался естественнонаучными проблемами, написал книгу «Всеобщая естественная история и теория Неба» (1755), в которой выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманностей (гипотеза Канта-Лапласа).

В «критический» период занялся философскими проблемами, опубликовал три книги:

1) «Критика чистого разума» (1781),

2) «Критика практического разума» (1788),

3) «Критика способности суждения» (1790).

Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии. Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем.

В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии – онтологии. В философии Нового времени занимались вопросами теории познания – гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии объекта и субъекта – докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания.

Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня:

а) эмпирический (опытный) – индивидуально-психологические особенности человека;

б) трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта) – надындивидуальное начало в человеке.

Кант пытается преодолеть с помощью своей трансцендентальной философии как эмпиризм (Локк, Юм), так рационализм (Декарт).

Кант признает существование материальных вещей – «вещей в себе», но считает, что они непознаваемы. Кант – агностик. От агностицизма Кант переходит к идеализму.

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включая веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта:

1) «Что я могу знать?»

2) «На что я смогу надеяться?»

3) «Что я должен делать?»

На первый вопрос отвечает философия, на второй – религия, на третий – мораль.

Кантовское учение о морали является этикой моральной воли.

Кантовская этика моральной воли является этикой долга. Кант говорит, что моральные убеждения предполагают способность действовать вопреки удовольствию, из чувства долга.

Категорический императив Канта:

«Поступай согласно такому принципу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы он стал всеобщим законом».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) –

вершина немецкой классической философии

Гегель – объективный идеалист. Основа всего у него – Абсолютная Идея, существующая объективно – Бог.

Идея воплощается в природе, природа есть инобытие Идеи, та же Идея, уходя из природы, воплощается в Духе.

Идея – Природа – Дух

Учение об Идее – в книге «Наука логики»

Учение о природе – в книге «Философия природы»

Учение о духе – в книге «Феноменология духа»

Рациональное зерно в учении Гегеля – его диалектика

Гегель сформулировал основные законы диалектики6

1) Закон единства и борьбы противоположностей,

2) Закон перехода количественных изменений в качественные,

3) Закон отрицания отрицания.

По Гегелю, всякое развитие протекает по трехстадийной схеме:

Тезис – базовое положение

Антитезис – первое отрицание

Синтез – второе отрицание(отрицание отрицания)

Стадия синтеза как бы примиряет между собой тезис и антитезис, преодолевая их противоположность и сохраняя в себе обе названные стадии в высшем, гармонизирующем единстве. Эту трехстадийную схему развития Гегель поясняет с помощью примера: почка – цветок – плод.

Любое понятие, любое явление природы, общества, духовной жизни проходит, по мнению Гегеля, такой трехстадийный цикл развития.

Лекция на тему: Философия Возрождения: антропоцентризм

(XV –XVI вв.)

С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур, техническими открытиями и нововведениями (самопрялка, ткацкий станок, водяное колесо, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание). Это период первоначального накопления капитала.

Как следствие – изменения в умонастроениях, Процесс секуляризации – освобождение от религии.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идеи и само название – Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневекому христианству.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, поскольку в центре его внимания оказывается человек.

Если в центре внимания:

античности – природно-космическая жизнь (космоцентризм),

средневековья – бог и связанная с ней идея спасения(теоцентризм),то Возрождения – человек (антропоцентризм). Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя.

В античности –человек- существо природное, природа – владычица человека

В средние века – человек – божья тварь;

Возрождение – человек – творец самого себя, он господин над всей природой.

Отношение к труду:

В античности – созерцание выше деятельности;

В средние века – труд – искупление за грехи;

Возрождение – творческий характер деятельности.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, ориентация на искусство. Эта эпоха по преимуществу художественно-эстетическая(Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Натурфилософия – учение о природе, освобожденное от подчинения теологическим умозрениям.

Переходные формы к материализму:

Пантеизм – философское учение о растворении бога в природе (Спиноза, Бруно).

Деизм – философское учение о божественном первотолчке (Ньютон, Галилей).

Наши рекомендации