Проблемы философской антропологии

(2 ч)

1. Интегрирующая роль философии в познании человека.

2. Сущность, природа и предназначение человека.

а) История становления знаний о человеке в философии.

б) Различие понятий «сущность человека» и «природа человека».

в) Биологическое, социальное и психическое в человеке.

г) Можно ли говорить о единой сущности человека?

д) Тело и душа человека – извечная проблема философии.

е) Гипотезы антропосоциогенеза.

3. Жизнь, смерть, бессмертие и смысл жизни как философские проблемы.

4. Человек и общество. Общий и частный интерес: проблемы согласования.

а) Проблема отчуждения человека. Виды отчуждения.

б) Существует ли антагонизм между человеком и обществом?

в) Происходит ли преодоление отчуждения в современных условиях? Идеалы и реалии.

г) Конфликты, их причины, сущность, возможность разрешения.

д) Проблемы ценности человеческой жизни в истории мировой культуры.

5. Новая постановка проблемы человека в философии XX в.

а) «Экзистенциальная» философия и ее варианты: философия, антропология, экзистенциализм, персонализм.

б) Внутренний мир человека в условиях социальных кризисов и других «предельных» ситуаций.

6. Проблема личности в философии.

а) Социальная природа сущности личности.

б) Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» и «человек».

в) Историко-культурная типология личности.

г) Личность и коллектив как проблема. Индивидуум, конформизм, эгоцентризм и альтруизм.

д) Философские ориентиры в поиске решения регулятивов, индивидуального поведения в обществе. Саморегуляция и регламентация.

7. Философская проблема свободы и несвободы, необходимости и ответственности.

а) Проблема прав человека в истории философии.

б) Нравственный долг: идеалы и реалии.

в) Проблема насилия в регулировании поведения человека в обществе.

Список литературы

1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2009.

2. Бирич И.А. Философская антропология и образование (На путях к новому педагогическому сознанию). – М., 2003.

3. Гиренок Ф. Экзистенциальная антропология // Философская антропология: Учеб. пособие. – М., 2005.

4. Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. – Мн., 1991.

5. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 2000.

6. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник. – М., 2005.

7. Ильин В.В. Философия: Учебник: В 2 т. – Ростов-на-Дону, 2006.

8. Каган М.С. Мир общения. – М., 1990.

9. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

10. Крюков В.В. Философия: Учебник для студ. технических вузов. – Новосибирск, 2006.

11. Марахов Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. –
М., 1986.

12. Марков Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху // Вопросы философии. – 2011. – № 2.

13. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М., 2007.

14. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2010.

15. Проблема человека в западной философии: переводы / Сост. П.C. Гуревич. – М., 1988.

16. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2006.

17. С чего начинается личность / Под ред. Р.Н. Косолапова. – М., 1984.

18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

19. Феномен человека: Антология. – М., 1993.

20. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2009.

21. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

22. Фромм Э. Человек для себя. – Мн., 1992.

23. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

24. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. / Сост. П.С. Гуревич. – М., 1995.

Рефераты и сообщения

1. Феномен человека.

2. Какова роль возрожденческого видения человека в его развитии?

3. Гипотезы антропогенеза.

4. Современные гипотезы антропосоциогенеза.

5. Куда ведет эволюция человечества?

6. Проблема свободы: парадоксы и противоречия.

7. Прометей или Сизиф?

Тема 11

АКСИОЛОГИЯ. ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА

(2 ч)

1. Аксиологическая сущность человеческой деятельности и сознания.

2. Природа ценностей. Личность и проблема ценностных ориентаций.

а) Понятия «ценность», «оценка», «норма».

б) Классификация ценностей.

в) Относительное и абсолютное в ценностях.

3. Социальная обусловленность ценностных ориентаций.

а) Способы образования ценностных ориентаций: религиозная этика, эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, этика И. Канта, А. Швей­цера, Дж. Мура.

б) Проблема ценностей в русской философской мысли (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Г.Г. Шпет, В. Соловьев, Н. Федоров).

в) Есть ли в общественной жизни внеценностные сферы? Какой вывод можно сделать из этого?

4. Аксиология сегодня.

а) Соотношение целей и средств как аксиологическая проблема. Конфликт целей, проблема приоритетов.

б) Значение ценностей в развитии науки и техники.

в) Духовность общества как проблема аксиологии. Как вы решаете проблему соотношения духовных и материальных ценностей в своей жизни?

г) Отношение к прошлому как аксиологическая проблема.

Список литературы

1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2009.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6 – 7.

3. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник. – М., 2005.

4. Ильин В.В. Философия: Учебник: В 2 т. – Ростов-на-Дону, 2006.

5. Крюков В.В. Философия: Учебник для студ. технических вузов. – Новосибирск, 2006.

6. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М., 2007.

7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2010.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2006.

9. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2009.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

Рефераты и сообщения

Сравнительный анализ ценностей: религиозных, общечеловеческих, коммунистических и космистов.

Тема 12

Наши рекомендации