Закон интеллектуальной эволюции человечества (закон трех стадий).
Согласно Конту, все человеческие умозрения и представления (и интеллектуальные и родовые) должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые он называет: теологическая, метафизическая и научная стадии.
«Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».
«Эти три состояния одновременно являются: 1) тремя преемственно связанными, качественно своеобразными этапами (периодами) развития идей, знаний и т. д.; 2) тремя методами мышления, существенно различными и даже противоположными по своему характеру; 3) тремя взаимно исключающими друг друга видами философии, т. е. тремя общими системами воззрений на совокупность явлений.»
Теологическая (фиктивная) стадия. (до XIV века)
На этой стадии человечек пытается объяснить природу вещей и явлений с помощью сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира. Фазисы (или формы) теологической стадии: фетишизм (все явления имеют конкретную сверхъестественную силу (например, тотем)), политеизм (пример – греческая мифология), монотеизм (религия спасения, Бог – единый творец, дается первопричина (Бог) и конечная цель (задает Бог)). Завершая рассмотрение теологической философии, Конт считает, что она — несмотря на ограниченность и «младенческое состояние ума» — была все же необходимой для развития последнего (а также «общественности»), заложила предпосылки для последующего построения «общих доктрин».
Метафизическая (абстрактная или критическая) стадия. (XIV – XIX века)
Переходная стадия. Метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями (entites) или олицетворенными абстракциями (напр. абсолютный дух (Гегель), идеи (Платон)). Конт отмечает постепенное подчинение различных частных сущностей единой общей сущности – природе, единственному источнику всех явлений. Метафизика является в сущности не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными процессами самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию специально позитивных концепций. Это неустойчивая стадия, которая одновременно стремится к возврату к теологической стадии, и к более совершенной позитивной.
Положительная (реальная или промышленная) стадия. (XIX – наши дни)
На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем. Наука, говорит Конт, заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом. Целью всех усилий является открытие законов и уменьшение их числа до минимума.
На этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.
Классификация наук.
Сжатая формула: изучение мира, изучение Земли, изучение человека. Этот порядок – следствие основного закона эволюции. Закон эволюции конкретизируется в виде закона классификации, согласно которому порядок расположения наук должен по своей природе отвечать двум основным условиям – догматическому и историческому (науки должны быть расположены так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую, и чтобы учесть их развитие, переходя от более древних к более новым). При этом Конт считает, что в своем истинном расположении, в своей «иерархической лестнице» отдельные науки должны рассматриваться как «различные составные элементы единой науки – науки о человечестве». После долгих рассуждений Конт приходит к неизменной иерархии, одинаково научной и логической – «шести основных наук математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии». Эти науки можно сгруппировать по парам: начальная, математико-астрономическая; промежуточная, физико-химическая; конечная, биолого-социологическая.
Конт отмечает практическую важность и сложность изучения социологии. Социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недостаточным» для нее. Конт предлагает идею о двух «срезах», аспектах социологического исследования, которые он назвал социальной статикой и социальной динамикой. Первая имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, вторая изучает естественные условия социального развития.
Социальная статика исследует условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.
Социальная динамика («социальная кинетика») должна быть общей теорией естественного прогресса человечества, рассматривающей закономерности социальных изменений. Самым мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум.
При этом статику и динамику можно отделять друг от друга только абстрактно, они представляют собой два взаимосвязанных аспекта единого подхода к изучаемым социальным явлениям.
Основная социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества. Также Конт заявляет о необходимости создания новой системы образования, основанной на принципе позитивизма, для разрешения социальных проблем. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.
Условия торжества положительной школы (союз пролетариев и философов):
1. введение высшего народного образования;
2. создание народной политики;
3. наведение порядка в положительных науках, построение их иерархии и классификации.
Введение высшего народного образования необходимо для того, чтобы распространять позитивные знания в массах, а не только среди ученых, от которых следует ожидать наименьшей поддержки и наибольших затруднений. Узкая специализация ученых ввиду возрастающей сложности изучаемых явлений и быстрым развитием науки мешает широкому, всестороннему взгляду на мир, а верной оценке какой-либо философской концепции. По мнению Конта необходимо обратиться за поддержкой к народу, особенно к пролетариям. Именно народ способен принять новую философию, которая здесь должна найти «свою главную идейную и социальную опору».
Конт осознает, что разделение различных видов исследования неизбежно, и поэтому невозможна универсальность научных исследований, как в древности. Конт находит эффективное средство против «зла» чрезмерно узкой специализации. Необходимо «изучение общих положений наук обратить еще в отдельную науку».
Рассуждая о создании народной политики, Конт говорит, что народная политика должна стать преимущественно моральной, что в политических столкновениях народ является простым вспомогательным элементом, что положительное мышление может найти поддержку только у народа, который с его помощью может произвести «решительные перемены». И такую связь народа (моральную и политическую) с новой философией надо всемерно укреплять.
Итог:
Общество, развиваясь, проходит три стадии мышления: теологическую, метафизическую и позитивную. Позитивная стадия является высшей стадией развития мышления.
Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов.
В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма – рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.
Конт рассматривает позитивные науки, которые добывают знания, а позитивная философия их систематизирует и становится новой научной философией, которая становится все более необходимой и основное назначение которой в общей системе наук для того, чтобы предупредить разрозненные человеческие понятия.
Закон классификации наук Конта: распределение наук происходит согласно природе изучения явлений либо по убыванию, либо по возрастанию сложности. Конт составил следующую иерархию знаний: математика (включая механику), астрономия, физика, химия, биология и социология.
Конт один из основоположников социологии. Социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим, как недостаточным для нее. Философ указывает два социальных аспекта социального исследования: социальная статистика и социальная динамика.
О. Конт. Краткое содержание.
Главные события: обретение независимости североамериканцами, французская буржуазная революция, промышленная революция в Англии.
Философия эпохи Просвещения не изменила общество и государство, то есть философия в очередной раз не смогла перестроить окружающий мир. Конт видел бессилие “старой” философии и предложил свою концепцию, направленную на всё то же изменение мира.
Основные работы: «Дух позитивной философии», «Курс положительной философии» (издана в 6-ти томах, является самым главным трудом), «Общий обзор позитивизма», «Система позитивной логики». Конт является основоположником социологии как самостоятельной науки.
Позитивизм – философское учение, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования.
Позитивизм Огюста Конта — первая волна позитивизма.
Разновидности позитивизма: первая волна позитивизма, махизм (эмпириокритицизм), неопозитивизм, постпозитивизм.
Конт отказался от старой философии (от древних греков до Гегеля), объявил её ненаучной, необъективной, а значит бесполезной. «Наука – сама себе философия». Научная «позитивная» философия с позиции Конта не имеет дела с традиционными, «метафизическими» вопросами и отвергает как идеализм, так и материализм. Конт считает, что философия должна иметь структуру, подобную структуре естественных наук.
Сам термин "позитивизм" происходит от лат. “positivus” – положительный.
Конт выделяет несколько значений слова позитивный, которые выражают различные характерные свойства новой общей философии:
а) «реальное в противоположность химерическому» (т.е. неосуществимому, несбыточному);
б) «полезное в противоположность бесполезному, негодному». Необходимость беспрерывного улучшения условий нашего действительного существования (индивидуального или коллективного) вместо удовлетворения бесплодного любопытства;
в) «достоверное (знание) в противоположность сомнительному». Достижение достоверного знания путем восхождения от простого (единичного) к сложному (общему);
г) «противопоставление точного смутному, сбивчивым мнениям». Истинно философское мышление имеет тенденцию «добиваться степени точности, совместимой с природой явлений» и соответствующей нашим истинным потребностям;
д) «положительное как противоположное отрицательному» — одно из наиболее важных свойств позитивной философии: «преимущественно не разрушать, но организовать».