Представления о пространстве и времени возникли у человека на самых ранних стадиях развития социальной практики и человеческого сознания.
Выделившись из природы, и вступив с ней в определенные отношения, человек осознал как отдельность, относительную самостоятельность, обособленность вещей, так и их внепо-ложенность и местоположение. Так наметились первые интуиции п р о с т р а н с т в а.
Познавая же и з м е н е н и я, происходившие в предметах и результатах воздействий на них орудий труда, человек отражал, выделял и фиксировал длительность этих изменений, а также последовательность появления либо исчезновения тех или иных качественных состояний. Так сформировались первичные интуиции в р е м е н и.
По мере исторической эволюции человеческого общества, появления философии, науки и иных способов теоретического и духовно-практического освоения действительности, исход-ные представления о пространстве и времени подвергаются строгому понятийному анализу и мировоззренческой конкретизации. При этом отмечается, что пространство и время лишь в абстракции, лишь в определенных исследовательских контекстах, допустимо рассматри-вать в отрыве друг от друга
А/ Пространство в науке, культуре и философии.
Научные представления о пространстве.
С позиций физико-механико-астрономического взгляда на пространство оно может быть определено как отношение между сосуществующими во времени объектами, порядок их ря-допололоженности и протяженности.
Пространство в рамках подобного подхода:
Трехмерно (т,е. характеризуется тремя измерениями: высотой, длиной и шириной). Правда, сама "трехмерность" пространства времени постулируется исходя из мак-роскопичности человеческого «тела».
Однородно (все "места" в пространстве как "системе мест" бытийно равноценны и тождественны, в нем нет привилегированных "систем отсчета");
Изотропно (в нем отсутствуют доминантные направления, в силу чего понятия "верх", "низ", "правое", "левое, "вперед, "назад" во многим условны и антропологичны);
Бесконечно и безгранично (пространство, как бы, есть своеобразная физико-астрономическая "всеобъемлемость", отсутствие "внешних" пределов, "Место всех мест», лишенное собственного места")
Однако, т.к. бытие представляет собой многообразие сущего и форм его движения следу-ет предположить, что каждая из них имеет "свои" специфические» формы пространствен-ной организации, отличающиеся от физико-астрономических характеристик пространства.
Действительно, в науках биохимического профиля показано, что «пространство Живого и Жизни» неоднородно (ибо в нем существуют «дискомфортные» для биологического само-чувствия и выживания «геопатогенные зоны», разнообразные климатические пояса, «мес-та» водопоев, ночевок, охот, брачных игр), и неизотропно ( по причине того, что сама возмо-жность появления жизни связана с биологической асимметрией «правого» и «левого», мута-ционными сдвигами наследственных цепочек).
Наконец, «социальное пространство» культурно-исторически многомерно и неоднородно, формируется в результате взаимоналожения и пересечения различных информационных, технических, символических и иных контекстов человеческого существования (выделяют, например, «мифологическое», «экономическое» пространства; политики всерьез используют понятия «сфер жизненных интересов» и «кризисных зон»; искусствоведы говорят о «прост-ранствах художественного произведения».
Философские концепции пространства:
А) Субстанциональная : Пространство мыслится как нечто абсолютно всеобъемлющее и неизменное.Оно существует в качестве «первичной Сущности», выступает безразмерным «вместилищем» всего существующего, порождает объекты и тела, является «Местом всех мест» безотносительно к тому, задано ли оно чьим-нибудь «присутствием в нем» или, напротив, лишено его.
Б) Реляционная: Как и материя, формой существования которой оно является, простран-ство вечно, несотворимо и неуничтожимо. Пространственные характеристики мира есть одновременно и условие и следствие взаимодействий объектов и процессов. Пространство да-но только в этих взаимодействиях, оно есть «системное» выражение отношений «между» всем сосуществующим в мире.
Время в науке, культуре и философии.