Тема 5. Человек в контексте онтологии события.
1. Переосмысление классических представлений о человеке в рамках философии жизни, психоанализа, экзистенциализма.
2. М.Хайдеггер: человек как «пастух бытия».
3. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии. Я и Другой.
Литература:
К в.1:
1. Хосе Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991. Лекции 9-11. С. 146-191.
Вопросы к тексту:
-в чем автор видит наиболее существенный недостаток субстанциального понимания человека?
-как можно истолковать тезис автора: «я существую для мира. А мир – для меня»?
-как в тексте определяется жизнь?
-как связаны между собой жизнь и сознание?
-какие свойства жизни как «исходной реальности» выделяет автор?
2. Ж.-П.Сартр Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М.,1989, с.319-344.
Вопросы к тексту:
--что означает выражение «существование предшествует сущности»?
-какое определение экзистенциализма дает Сартр?
- что означает определение человека как «проекта»?
-как понимается ответственность в концепции Сартра?
-с чем связана неустранимость тревоги из человеческого бытия?
-как Сартр трактует «заброшенность»?
-какое понятие свободы дается в концепции Сартра?
-проинтерпретируйте выражение Сартра «реальность – в действии»;
-каковы основания нравственного выбора, по Сартру?
3. З.Фрейд. Введение в психоанализ. М.: Астрель, 2011. Лекция 31: «Разделение психической личности». С.500-523.
Вопросы к тексту:
-каковы, по мнению Фрейда, отношения «Я» и «Сверх-Я»?
-какое определение бессознательного дает автор?
-как понимается «Оно» в концепции Фрейда?
-почему область «Оно» несовместима с логикой?
- каковы отношения между основными элементами структуры личности в концепции Фрейда?
-каким Фрейд видит положение «Я»?
-какова основная задача психоанализа, по мнению Фрейда?
К в. 2:
М. Хайдеггер. Письмо о гуманизме. //М. Хайдеггер. Время и бытие. СПб: Наука, 2007. С. 266-305.
Вопросы к тексту:
-какова основная черта метафизического понимания человека, характеризующего гуманизм?
-как связаны между собой экзистенция и язык?
-почему Хайдеггер подвергает критике трактовку человека как экзистенции в творчестве Сартра?
-в чем, по Хайдеггеру, заключается призвание человека?
-как, по Хайдеггеру, соотносятся друг с другом онтология и этика?
К в. 3:
1. М.М.Бахтин. К философии поступка. // М.М.Бахтин. Работы 20-х гг. Киев: Next, 1994. С. 11-68.
Вопросы к тексту:
-как можно трактовать тезис автора о жизни как поступке?
-почему «ни одно теоретическое положение не содержит… момента долженствования»?
-какую смысловую нагрузку в тексте несет выражение «единственное событие бытия»?
-как автор определяет «роковой теоретизм»?
-как в тексте понимается субъект ответственного поступка?
2. М.К.Мамардашвили. Если осмелиться быть… //М.К.Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1992. С. 172-200.
Вопросы к тексту:
-как в тексте определяется личность?
-в чем автор видит «главную страсть человека»?
-что такое «возможный человек», согласно Мамардашвили?
-как можно интерпретировать выражение автора «мужество невозможного»?
3. Э.Левинас. Философия и идея Бесконечного. //Э.Левинас. Избранное: тотальность и бесконечное. М.; СПб: Университетская книга, 2000. С. 292-303.
Вопросы к тексту:
-как в тесте понимаются автономия и гетерономия?
-как связаны между собой «философия Тождественного» и власть?
-перечислите основные моменты критики Левинасом философии Хайдеггера;
-как можно трактовать тезис автора «настоящая справедливость начинается с Другого»?
-как Левинасом трактуется Желание?
4. М.Фуко. Слова и вещи. Глава 9. Человек и его двойники. СПб: A-cad, 1994. С. 325-363.
Вопросы к тексту:
-как можно понять тезис автора «Человек- это недавнее создание…»?
-каковы условия и задачи «аналитики конечного человеческого бытия»?
-о какой двойственности человеческого бытия и мышления говорится в тексте?
-какие характеристики «современного cogito» выделяет Фуко?
5. Ж.-Л.Нанси. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.
Вопросы к тексту:
-поясните тезис автора «само бытие дано нам как смысл»;
-о каком парадоксе человеческого бытия говорится в тексте?
-какую интерпретацию можно дать выражению «бытие единичное множественное?
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Проблема реальности в феноменологической философии.
2. Понятие интенциональности и бытийный аспект познания.
3. Феноменологическое переосмысление актуального и потенциального. Понятие горизонта.
4. Феномен и время, сознание как переживание .
5. Основные положения онтологии холизма.
6. Принцип дополнительности и множественный характер реальности.
7. «Слияние» бытия и познания в концепции автопоэзиса.
8. Основные понятия синергетики: онтологический аспект.
9. Категория практики в философии марксизма.
10. Онтологический аспект понятия бессознательного.
11. Смысл и невозможность его объективации. Одиночество как онтологический феномен.
12. Символ Другого в современной философии.
13. Экзистенция: открытость и «обреченность на свободу» (Ж.-П.Сартр).
14. Структурализм о фиктивности субъекта.
15. Тело как феномен.
16. Два рода сущего в «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера.
17. Онтико-онтологическое различие и необъективируемость бытия.
18. Присутствие и континуальность времени.
19. Противоположность личности и субъекта в философии М.М.Бахтина. Воплощенность как условие бытия-события.
20. Понимание как познание и как «модус бытия».
21. Первичность отношения «Я – Ты» в философии диалогизма.
22. Ж.Деррида : субъект как «инвариант присутствия» и «метод» деконструкции.
23. Экзистенциальная «первичность» понимания и язык.
24. Язык и традиция в философской герменевтике Х.-Г.Гадамера.
25. Апофатическое осмысление Трансцендентного в философии Л.Витгенштейна. Молчание как «преодоление» языка.
26. Понятие языковой игры и проблема множественности онтологий.
27. Мир, смысл, язык в «Логико-философском трактате» Л.Витгенштейна.
28. Онтологизация языка в философии М.Хайдеггера.
29. Язык как объект и как среда понимания.
30. Онтологическая грань теории дискурса. Понятие локального дискурса.
31. Игра как отрицание – утверждение бытия в деконструктивизме.
32. Проблематизация тождества и переосмысление времени.
33. Бытие как событие: дискретность и континуальность.
34. «Понятие» сингулярности в неклассической онтологии. Общее и единичное в контексте события.
35. «Размывание» онтологических границ и проблема самоидентификации .
36. Творчество как условие жизнедеятельности современного человека.
37. Философия как форма «понимающего бытия».
38. Проблема онтологического статуса структуры в концепции структурализма.
39. Символическая реальность, ее интерпретации в современной философии.
40. Различие как «основание» онтологии события.