Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч.
Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 3. «Онтология субъекта». С. 209-293. (К теме 5 и 6).
1. Непознаваемость сотворенного мира и идея активности субъекта в концепции «предположительного мира» Николая Кузанского.
2. Акт самосознания как исходный момент «познающего бытия».
3. Понятие объекта как конструкции познающего разума.
Литература:
К в. 1:
1.Н.Кузанский. Об ученом незнании. Гл. 1-3. – Н.Кузанский. Сочинения в 2-х тт. Т.1. М.,1979, с. 50-54. О предположениях. Пролог, гл. 1-8. Там же, с. 187-204.
Вопросы к тексту:
«Об ученом незнании»:
-о каком основном свойстве человеческого познания говорит Н.Кузанский?
- как определяется в тексте «природа максимума»?
-как соотносятся между собой человеческое знание и «истина, как она есть»?
«О предположениях»:
-в чем заключается несоразмерность знания различных людей?
-каково происхождение «предположительного знания»?
-какова роль операций «свертывания» и «развертывания» в процессе познания?
-какое определение числа дает Н.Кузанский?
-какова роль единицы в мышлении и познании?
-как автор понимает соотношение разума, рассудка и души?
К в. 2:
1. Р.Декарт. Первоначала философии. Ч.1. Р. 1-11, 43-76. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 472-475, 486-500.
Вопросы к тексту:
-какова ,согласно Декарту, методологическая роль сомнения?
-какое положение утверждается автором в качестве наиболее достоверного?
-как в тексте определяется мышление?
-что такое «ясное и отчетливое знание»?
-как Декарт определяет субстанцию?
-что такое «врожденные идеи»?
2. И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.2. пар. 15-19. Трансцендентальная дедукция чистых понятий рассудка. Спб, 1993, с. 94-111.
Вопросы к тексту:
-как, согласно Канту, осуществляется соединение многообразия наглядных представлений в процессе познания?
-что такое «чистая апперцепция» или «трансцендентальное единство самосознания?
-какой принцип, согласно Канту, есть «высшее основоположение во всем человеческом знании»?
-на каком условии, согласно Канту, «основывается возможность самого рассудка»?
-каким образом наглядное представление может сделаться объектом?
-какое определение суждения дается в тексте?
К в. 3:
1. Р.Декарт. Правила для руководства ума. Правила 1-14. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 272-286.
Вопросы к тексту:
-чем ограничена область интересов познающего разума?
-какое определение интуиции и дедукции дается в тексте?
-что такое «всеобщая» («универсальная») математика?
-какое определение Абсолютного дается автором?
-какова роль порядка в человеческом знании?
-почему протяжение может выступать в качестве главной характеристики объекта?
2. Т.Гоббс. Левиафан. Ч.1. Гл. 1-3. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 309-318.
Вопросы к тексту:
-как в тексте определяется объект?
-какова роль ощущений и представлений в процессе познания?
-почему позиция Гоббса по вопросу об источниках познания также предполагает активную роль субъекта?
3. Дж.Локк. Опыт о человеческом разуме. Кн.2. Гл 1-8. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 417-421.
Вопросы к тексту:
-как соотносятся между собой в процессе познания ощущения и рефлексия?
-что такое первичные и вторичные качества?
К в. 4:
1.И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.3. Об основании различения всех предметов вообще на Phaenomena и Noumena. Спб, 1993, с. 180-193.
Вопросы к тексту:
-каковы границы возможностей и область применения рассудка?
-что такое «эмпирическое применение понятий»?
-что такое «основоположения рассудка»?
-какое определении мышления дается Кантом?
-в чем заключается отрицательное и положительное значение понятия «вещь в себе»?
-как Кант оценивает интеллектуальную интуицию?
-как в тексте определяется «проблематическое»?
-в чем заключается итоговый вывод данной главы?
2. П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки ( 17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. Гл.2. пар. 5. Причина и закон в механике Галилея. С. 119-124.
Вопросы к тексту:
-как понимается материя в механике Галилея?
-каковы основные свойства материи?
-в чем заключается основное отличие галилеевского понятия материи от осмысления этой категории в античной и средневековой онтологии?
-как понимается материя в концепции Р.Декарта?
-почему именно движение по прямой имеет приоритет по отношению к иным видам движения?