Тема 2. Интуиция Единого и диалектика предела и беспредельного. 2 ч.
Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 1. «Онтология Единого». С.15-105. ( К теме 2 и 3).
1. Милетская школа: фюзис как порождающее начало.
2. Роль интуиции Единого в античной культуре.
Литература:
К в. 1:
1. Фрагменты ранних греческих философов. М.,1989, с. 441-443.
Вопросы к тексту:
-как, согласно воззрениям пифагорейцев, связаны между собой природа («фюзис») и гармония?
-какова роль числа в становлении мира-космоса?
2. Антология мировой философии. М.,1969, Т.1.Ч.1 с. 270-283.
Вопросы к тексту:
-какое определение начала дает Анаксимандр?
-как с понятием «апейрон» связана множественность миров?
-как понимается «несправедливость» в философии Анаксимандра?
-каковы аргументы Анаксимена в пользу понимания «архэ» как воздуха?
-как можно истолковать фразу Гераклита «все обменивается на огонь и огонь - на все»?
-прокомментируйте утверждение Гераклита: «мудрость отрешена от всего»;
-как объясняется происхождение вещей в учении пифагорейцев?
-почему, по выражению Филолая, «ложь чужда природе числа»?
К в. 2:
1.Платон «Парменид». Раздел «Абсолютное и относительное полагание Единого с выводами для Единого».- Платон. «Федон. Пир. Федр. Парменид.» М.,1993, с. 360-395..
Вопросы к тексту:
-каковы аргументы, свидетельствующие о неприменимости к Единому понятий части и ----целого, пространства, движения и покоя, тождества и различия?
- возможно ли применить к Единому операции сравнения и измерения?
- как соотносятся друг с другом Единое и время?
-почему нельзя говорить о существовании Единого?
-почему нельзя отказаться от тезиса о существовании Единого? Какие выводы можно отсюда сделать?
-как множество выводится из Единого?
-как решается вопрос о времени и месте всех изменений?
-общий вывод: в чем заключается парадоксальность понятия Единого?
Тема 3. Категории «эйдос», «идея», «число» и представление о внутренней детерминации вещей и явлений. 2 ч.
1. Число, эйдос, идея как структуры бытия.
2. Категория судьбы и этический рационализм в античном мышлении.
Литература:
К в. 1:
1.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.,1997. Лекция 9.
Вопросы к тексту:
-что такое «онтологическая абстракция»?
- о каких «двух режимах жизни» говорит автор?
-почему идея «не есть общее»?
-поясните выражение «идея – это поворот глаз души»;
-как можно пояснить выражение «идея идей»?
-что такое «удвоение мира» и почему мир нельзя удваивать?
2.Васильева Т.В. «Лучше всего ,конечно же, вода..», «От «природы к «идее».-Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. М.,2002, с. 21-38.
Вопросы к тексту:
-о какой «природе» («фюзис») говорят первые греческие мыслители?
-как соотносятся друг с другом природа и число?
-что такое «эйдос»?
-как осуществляется переход от «природы» к «идее»?
3.Платон. Государство. Кн. 6. Р. «Идея ( эйдос) блага».
Вопросы к тексту:
- почему «идея блага – самое важное знание»?
-почему Платон сравнивает благо с Солнцем?
-как можно понять выражение «само благо не есть существование, оно – за пределами существования»?
К.в. 2:
1.Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Спб, 1999, с. 259-270.
Вопросы к тексту:
-каков онтологический смысл понятия «каллокагатии»?
2.Платон. Хармид. – Платон. Диалоги. М.,1998, с.296-328.
Вопросы к тексту:
-какие аргументы использует Сократ для подтверждения своего тезиса, согласно которому «рассудителен тот, кто вершит хорошие дела, а не плохие»?
-какова, согласно Сократу, связь Блага и самопознания?
-как можно истолковать вывод участников диалога о бесполезности рассудительности?
Тема 4. Бытие как акт творения и как приобщение к Слову.
Проблема универсалий и взаимодополнительность реализма и номинализма в контексте идеи творения. Понятие реальности и категории субстанции, материи, формы. 2ч.
Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 2. «Средневековая европейская философия: Онтология творения». С.107-208.
1. Абсолютная разделенность и неразрывная связанность Творца и творения. Слово как посредник.
2. Общее и единичное в контексте учения о сотворенности мира. Проблема универсалий.
3. Этические аспекты понимания бытия как творящего акта. Проблема свободы в онтологии творения.
Литература:
К в. 1:
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992, Кн. 1 ( разд. 6), Кн. 2 ( разд. 5), Кн. 4 (разд 9), Кн. 11 ( разд. 4- 10).
Вопросы к тексту:
-каков смысл выражения «мертвая жизнь» или «живая смерть»?
-как соотносятся между собой Наивысшее Благо и низшие блага?
-о каком способе сохранения преходящего говорит Августин?
-каков онтологический статус Слова в концепции Августина?
2. А.В.Ахутин. Диалог в начале. Разд. 2. 1 и 2.2. – А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 310-320.
Вопросы к тексту:
-в чем отличие понимания соотношения Начала и «мира» неоплатониками и христианскими мыслителями?
-как можно понять выражение «Бог как свободная субъектность»?
-что означает «разрыв естественной связи» между Единым и «миром»?
-в чем заключается «условность бытия мира»?
-как различаются между собой «эйдос» и «воплощенное Слово»?
К в. 2:
1. Иоанн Солсберийский. Металогикон. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 497-505.
Вопросы к тексту:
-как соотносятся между собой универсалии и единичные вещи?
-как, согласно автору, необходимо понимать «относительные высказывания»?
-в чем заключается различие между способом мышления и способом существования?
-какое определение универсалий дается в тексте?
2. Альберт Великий. Трактат второй. Об интеллигибельном самом по себе. – Антология средневековой мысли. Т.2. Спб, 2002, с. 66-80.
Вопросы к тексту:
-почему ,согласно автору, «интеллигибельно только универсальное»?
-о каких двух способах существования универсального говорит автор?
-каким образом «универсалия есть прежде вещи» и в то же время «следует вещи»?
-как соотносятся между собой интеллект и интеллигибельное?
3. Уильям Оккам. Диспуты 1-4. – Антология средневековой мысли.Т.2. Спб, 2002, с. 324-340.
Вопросы к тексту:
-какое определение единичного дается автором?
-почему «всякое познание общего есть познание единичного»?
-в чем заключается различие между интуитивным и абстрактным познанием?
-почему невозможно интуитивное познание несуществующей вещи?
К в. 3:
1. П.Абеляр. «Этика, или познай самого себя. Р. «Что такое порок души и что называется собственно грехом?» - П.Абеляр. Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 249 – 266.
Вопросы к тексту:
-в чем автор видит различие между грехом и пороком?
-почему, по мнению Абеляра, свобода может быть только духовной?
-почему «нет субстанции греха»?
-в чем отличие воли от страсти?
-прокомментируйте положение «при воздаянии взвешиваются не деяния, но душа»;
-в чем заключается различие между собственной и несобственной волей?
-о какой «противоположности факта и духа» говорится в тексте?
2. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 231-249.
Вопросы к тексту:
-каким образом «свобода и рабство могут сосуществовать в человеке без противоречий»?
-какое определение рабства дается в тексте?
-как автор определяет «правильную волю»?
-почему «даже Бог не может изменить правильную волю»?
-что такое свободный выбор, по определению Ансельма?