Методические материалы по онтологии для заочного отделения
Проблемы онтологии
Методические материалы по онтологии для заочного отделения
Составитель – Бакеева Е.В.
Программа курса «Онтология» рассчитана на студентов заочного отделения философского факультета (специальность «Философия»). Курс читается в течение двух семестров и состоит из двух частей: «Онтология как основание классического способа мышления» и «Онтология в контексте неклассического мышления». Цель курса – дать студентам представление об основной онтологической проблематике, осмысляемой в европейской философии от античности до современности. Данная цель предполагает решение следующих основных задач:
-определить специфику предмета философии, охарактеризовать ее основные функции;
-обозначить место онтологии в системе философского знания, показать фундаментальную роль вопроса о бытии в познании и осмыслении мира;
-познакомить студентов с основными онтологическими категориями, продемонстрировать их конституирующую функцию в человеческой жизнедеятельности и особенности их осмысления в различных социокультурных контекстах.
Данный курс предполагает знакомство студентов с курсом истории философии и служит базой для курсов по теории познания, философии и методологии науки и другим философским дисциплинам.
Общее количество часов в первом и втором семестрах – 46. В том числе:
-лекции -24 ч ( по 12 часов в семестре);
-семинары – ( 12 часов в 1семестре и 10 часов во 2 семестре).
Отчетность – экзамен (в каждом семестре).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОНТОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ
Й семестр
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Лекции
Раздел 1. Онтология в системе философского знания 2ч.
Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.
Раздел 2. Античная философия: онтология Единого. 4ч.
Тема 2. Интуиция Единого и диалектика предела и беспредельного 2ч.
Тема 3. Категории «эйдос», «идея», «число» и представление о внутренней детерминации вещей и явлений 2ч.
Раздел 3. Осмысление трансцендентности Бытия в средневековой европейской философии 2ч.
Тема 4. Бытие как акт творения и как приобщение к Слову.
Проблема универсалий и взаимодополнительность реализма и номинализма в контексте идеи творения. Понятие реальности и категории субстанции, материи, формы. 2ч.
Раздел 4. Онтологические основания новоевропейского рационализма. 4ч.
Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч.
Тема 6. Проблематика детерминизма в новоевропейской философии и науке 2ч.
Итого 12ч.
Семинарские занятия 12 ч.
Тема 1. Природа философского знания. Предмет и основные функции философии. Онтология и метафизика. 2ч.
1. Роль концепта «мир» в деле самоосмысления философии.
2. Личностный смысл философии. Знание и мудрость
3. Проблема предмета философии.
4. Проблема метода философии.
5. Роль вопроса о бытии в области философской проблематики.
6. Метафизика как учение о началах и основаниях.
Литература:
К. в. 1:
1. М.Хайдеггер. Бытие и время. Пар.14-16. Харьков, 2003, с. 82-97.
Вопросы к тексту:
-что такое «природа» по отношению к «миру»?
-каким образом возможно осмысление феномена «мирности мира»?
-каким способом «всегда уже есть повседневное присутствие»?
-в чем заключается различие практического и теоретического поведения?
-каково соотношение «подручного» и «наличного»?
-как можно трактовать выражение «разомкнутость мира»?
-что есть, по Хайдеггеру, «бытие-в-мире»?
2.К.Ясперс. Введение в философию. Р1. «Что такое философия? ». Минск, 2000, с. 9-18.
Вопросы к тексту:
-На каком заблуждении, согласно Ясперсу, основывается поиск всеобъемлющей картины мира?
-Что стоит за выражением К.Ясперса : «Мир не является предметом»?
-каково, согласно Ясперсу, соотношение вечного и исторически обусловленного в человеческом бытии?
К в. 2:
Ф.Ницше. Человеческое, слишком человеческое. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с.23-28.
Вопросы к тексту:
-что такое «свободный ум»,согласно Ницше?
- как Ницше объясняет происхождение веры?
-какое умение, согласно автору, является признаком более высокой культуры?
-каково отношение свободных умов к внешним событиям?
-в чем заключается цель «свободного ума»?
2.А.В.Ахутин. Дело философии. Р.6.2.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 76-87.
Вопросы к тексту:
-о какой «природе» писали первые философы-«фисиологи»?
-о каком «не-месте» мудрости говорит автор?
-на какой вопрос пытается ответить «греческий Ум – Нус со своим Логосом»?
-в какой «точке» сходятся и расходятся «онтологические эпохи»?
К в. 3:
1.М.Хайдеггер. Основные понятия метафизики. – ВФ, 1989, №9, Пар.1 ( с. 116-118).
Вопросы к тексту:
почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью?
-что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека?
-как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»?
- в чем заключается специфика метафизических понятий?
-какое определение метафизического мышления предлагает автор?
2. В.Виндельбанд. Что такое философия? – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 74-82.
Вопросы к тексту:
-почему философия не может считаться наукой?
-о каких двух путях поиска предмета философии упоминается в тексте?
-возможно ли определить философию на основе ее метода?
-что, по мнению автора, является «единственным остающимся философии предметом?
3. И.Берлин. Назначение философии. – ВФ, 1999, №5, с.91-98.
Вопросы к тексту:
- о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье?
-какова общая черта философских вопросов?
-какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии?
- как понимает автор задачи философии?
К в. 4:
1. А.Бергсон. Философская интуиция. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 131-148.
Вопросы к тексту:
- что является, согласно автору, «основанием» любой философской системы?
-в чем заключается смысл «силы отрицания», свойственной философской интуиции?
-почему нельзя говорить о преемственности в философии в строгом смысле этого слова?
-почему философия не может быть обобщением научных знаний?
-в чем заключается «удел философии», по мнению А.Бергсона?
2.Там же. В.Эрн. Природа философского сомнения. С. 236-247.
Вопросы к тексту:
-почему философское сомнение «должно заключать в себе некоторую положительную природу»?
-в чем, по мнению автора, состоит «что» сомнения?
-как соотносятся между собой сомнение и мысль?
3. М.Хайдеггер. Что значит мыслить? – М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.,1991, с. 134-145.
Вопросы к тексту:
-как можно понять выражение Хайдеггера «наука не мыслит»?
-что есть «главная черта мышления»?
-как относятся друг к другу поэзия и мышление?
-какое определение разума дает Хайдеггер?
-что является «естественной стихией мышления»?
К в. 5:
1. Н.Гартман. Основной онтологический вопрос. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 427-437. Или: Н.Гартман. К основоположению онтологии. Ч.1,Р.1. Гл.1. Спб, 2003, с.143-173.
Вопросы к тексту:
-где, согласно автору, находится «отправная точка онтологии»?
-какой вопрос выступает в качестве «основного вопроса онтологии»?
-в чем автор видит плодотворность выражения Аристотеля «сущее как сущее»?
-о чем свидетельствует невозможность определения бытия через один из его модусов?
2. Аристотель. Метафизика. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с. 404-410.
Вопросы к тексту:
-почему наука о «сущем как таковом» не тождественна ни одной из частных наук?
-почему «сущее и единое – одно и то же»?
-какие категории Аристотель относит к области «первой философии»?
-почему «учение о божественном предпочтительнее всех других наук»?
К в. 6:
1.М.Шелер. Философское мировоззрение. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 8-18.
Вопросы к тексту:
-почему, согласно Шелеру, «метафизическую идею» и «метафизическое чувство» оказывается невозможным устранить из человеческой жизни?
-о каких трех видах знания говорится в тексте?
-в чем заключается специфика каждого из этих видов?
-что такое метафизика как «метаантропология»?
2.М.К.Мамардашвили. Введение в философию. Р.»Неизбежность метафизики». – М.К.Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. Спб, 2000, с. 150-167.
Вопросы к тексту:
-что выступает в качестве основного условия суждений науки?
-что такое «чистое» или «трансцендентальное» сознание?
-какие «два рода утверждений» упоминаются в тексте? В чем заключается основное различие между ними?
-какие задачи выполняют «метафизические высказывания»?
-какое определение метафизики предлагает автор?
-что выступает в качестве «основной метафизической операции в философии»?
Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 2. «Средневековая европейская философия: Онтология творения». С.107-208.
1. Абсолютная разделенность и неразрывная связанность Творца и творения. Слово как посредник.
2. Общее и единичное в контексте учения о сотворенности мира. Проблема универсалий.
3. Этические аспекты понимания бытия как творящего акта. Проблема свободы в онтологии творения.
Литература:
К в. 1:
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992, Кн. 1 ( разд. 6), Кн. 2 ( разд. 5), Кн. 4 (разд 9), Кн. 11 ( разд. 4- 10).
Вопросы к тексту:
-каков смысл выражения «мертвая жизнь» или «живая смерть»?
-как соотносятся между собой Наивысшее Благо и низшие блага?
-о каком способе сохранения преходящего говорит Августин?
-каков онтологический статус Слова в концепции Августина?
2. А.В.Ахутин. Диалог в начале. Разд. 2. 1 и 2.2. – А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 310-320.
Вопросы к тексту:
-в чем отличие понимания соотношения Начала и «мира» неоплатониками и христианскими мыслителями?
-как можно понять выражение «Бог как свободная субъектность»?
-что означает «разрыв естественной связи» между Единым и «миром»?
-в чем заключается «условность бытия мира»?
-как различаются между собой «эйдос» и «воплощенное Слово»?
К в. 2:
1. Иоанн Солсберийский. Металогикон. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 497-505.
Вопросы к тексту:
-как соотносятся между собой универсалии и единичные вещи?
-как, согласно автору, необходимо понимать «относительные высказывания»?
-в чем заключается различие между способом мышления и способом существования?
-какое определение универсалий дается в тексте?
2. Альберт Великий. Трактат второй. Об интеллигибельном самом по себе. – Антология средневековой мысли. Т.2. Спб, 2002, с. 66-80.
Вопросы к тексту:
-почему ,согласно автору, «интеллигибельно только универсальное»?
-о каких двух способах существования универсального говорит автор?
-каким образом «универсалия есть прежде вещи» и в то же время «следует вещи»?
-как соотносятся между собой интеллект и интеллигибельное?
3. Уильям Оккам. Диспуты 1-4. – Антология средневековой мысли.Т.2. Спб, 2002, с. 324-340.
Вопросы к тексту:
-какое определение единичного дается автором?
-почему «всякое познание общего есть познание единичного»?
-в чем заключается различие между интуитивным и абстрактным познанием?
-почему невозможно интуитивное познание несуществующей вещи?
К в. 3:
1. П.Абеляр. «Этика, или познай самого себя. Р. «Что такое порок души и что называется собственно грехом?» - П.Абеляр. Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 249 – 266.
Вопросы к тексту:
-в чем автор видит различие между грехом и пороком?
-почему, по мнению Абеляра, свобода может быть только духовной?
-почему «нет субстанции греха»?
-в чем отличие воли от страсти?
-прокомментируйте положение «при воздаянии взвешиваются не деяния, но душа»;
-в чем заключается различие между собственной и несобственной волей?
-о какой «противоположности факта и духа» говорится в тексте?
2. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 231-249.
Вопросы к тексту:
-каким образом «свобода и рабство могут сосуществовать в человеке без противоречий»?
-какое определение рабства дается в тексте?
-как автор определяет «правильную волю»?
-почему «даже Бог не может изменить правильную волю»?
-что такое свободный выбор, по определению Ансельма?
Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 3. «Онтология субъекта». С. 209-293. (К теме 5 и 6).
1. Непознаваемость сотворенного мира и идея активности субъекта в концепции «предположительного мира» Николая Кузанского.
2. Акт самосознания как исходный момент «познающего бытия».
3. Понятие объекта как конструкции познающего разума.
Литература:
К в. 1:
1.Н.Кузанский. Об ученом незнании. Гл. 1-3. – Н.Кузанский. Сочинения в 2-х тт. Т.1. М.,1979, с. 50-54. О предположениях. Пролог, гл. 1-8. Там же, с. 187-204.
Вопросы к тексту:
«Об ученом незнании»:
-о каком основном свойстве человеческого познания говорит Н.Кузанский?
- как определяется в тексте «природа максимума»?
-как соотносятся между собой человеческое знание и «истина, как она есть»?
«О предположениях»:
-в чем заключается несоразмерность знания различных людей?
-каково происхождение «предположительного знания»?
-какова роль операций «свертывания» и «развертывания» в процессе познания?
-какое определение числа дает Н.Кузанский?
-какова роль единицы в мышлении и познании?
-как автор понимает соотношение разума, рассудка и души?
К в. 2:
1. Р.Декарт. Первоначала философии. Ч.1. Р. 1-11, 43-76. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 472-475, 486-500.
Вопросы к тексту:
-какова ,согласно Декарту, методологическая роль сомнения?
-какое положение утверждается автором в качестве наиболее достоверного?
-как в тексте определяется мышление?
-что такое «ясное и отчетливое знание»?
-как Декарт определяет субстанцию?
-что такое «врожденные идеи»?
2. И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.2. пар. 15-19. Трансцендентальная дедукция чистых понятий рассудка. Спб, 1993, с. 94-111.
Вопросы к тексту:
-как, согласно Канту, осуществляется соединение многообразия наглядных представлений в процессе познания?
-что такое «чистая апперцепция» или «трансцендентальное единство самосознания?
-какой принцип, согласно Канту, есть «высшее основоположение во всем человеческом знании»?
-на каком условии, согласно Канту, «основывается возможность самого рассудка»?
-каким образом наглядное представление может сделаться объектом?
-какое определение суждения дается в тексте?
К в. 3:
1. Р.Декарт. Правила для руководства ума. Правила 1-14. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 272-286.
Вопросы к тексту:
-чем ограничена область интересов познающего разума?
-какое определение интуиции и дедукции дается в тексте?
-что такое «всеобщая» («универсальная») математика?
-какое определение Абсолютного дается автором?
-какова роль порядка в человеческом знании?
-почему протяжение может выступать в качестве главной характеристики объекта?
2. Т.Гоббс. Левиафан. Ч.1. Гл. 1-3. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 309-318.
Вопросы к тексту:
-как в тексте определяется объект?
-какова роль ощущений и представлений в процессе познания?
-почему позиция Гоббса по вопросу об источниках познания также предполагает активную роль субъекта?
3. Дж.Локк. Опыт о человеческом разуме. Кн.2. Гл 1-8. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 417-421.
Вопросы к тексту:
-как соотносятся между собой в процессе познания ощущения и рефлексия?
-что такое первичные и вторичные качества?
К в. 4:
1.И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.3. Об основании различения всех предметов вообще на Phaenomena и Noumena. Спб, 1993, с. 180-193.
Вопросы к тексту:
-каковы границы возможностей и область применения рассудка?
-что такое «эмпирическое применение понятий»?
-что такое «основоположения рассудка»?
-какое определении мышления дается Кантом?
-в чем заключается отрицательное и положительное значение понятия «вещь в себе»?
-как Кант оценивает интеллектуальную интуицию?
-как в тексте определяется «проблематическое»?
-в чем заключается итоговый вывод данной главы?
2. П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки ( 17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. Гл.2. пар. 5. Причина и закон в механике Галилея. С. 119-124.
Вопросы к тексту:
-как понимается материя в механике Галилея?
-каковы основные свойства материи?
-в чем заключается основное отличие галилеевского понятия материи от осмысления этой категории в античной и средневековой онтологии?
-как понимается материя в концепции Р.Декарта?
-почему именно движение по прямой имеет приоритет по отношению к иным видам движения?
Список литературы
Ахутин А.В. Тяжба о бытии.М.,1997.- 320с.
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.-208с.
Белов М.В. Философия философии (Самоопределение философии в акте рефлексивного мыследействия). Пермь,2003.-120с.
Бибихин В.В. Язык философии. М.,1993.-135с.
Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М.,1991.-317 с.
Виллер Э. Учение о Едином в античности и средневековье: Антология текстов. Спб,2002.-668с.
Гартман Н. К основоположению онтологии. Спб,2003.с. 77-226.
Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. М.,2003.-208 с.
Делез Ж. Что такое философия? М.-Спб,1998.-287с.
Ефимов И. Практическая метафизика. М.,2001.-272с.
Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Вестком, 1999.-275с.
Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.,1993.С.61-306.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993.С.8-135.
Лошаков Р.А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. СПб, 2007.
Мамардашвили М.К. Введение в философию. –Мамардашвили М.К. Философские чтения. Спб,2002, с. 7-170.
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.,1997.-320с.
Марсель Г. В защиту трагической мудрости. – Путь в философию. Антология. М.,2001, с. 243-268.
Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике 17 века. Новосибирск, 1993.-258с.
Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени. – ВФ,2004,№12, с. 70-88.
Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Спб,2001.-415 с.
Пивоваров Д.В. Основные категории онтологии. Екатеринбург,2003.-268с.
Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия . Екатеринбург,2004.-832 с.
Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Ф.Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. Спб,М.,Краснодар, 2003.С. 3-254.
Родзинский Д.Л. Связь мудреца с античными образами судьбы. М.,2000.-104с.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1995.-416с.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М.,1992.-224с.
Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести. – ВФ, 2005, №2,с. 144-157.
Философия природы в античности и в средние века.М.,2000.-608 с.
Вопросы к экзамену
1. Предмет философии как особой формы познания. Философия как деятельность.
2. Проблема метода философского познания.
3. Место онтологии в структуре философского знания.
4. Онтология и метафизика.
5. Специфика онтологических категорий.
6. Роль онтологических допущений в человеческой деятельности.
7. Интуиция Единого как смысловое ядро античного мышления.
8. Единство логоса и понимание диалектики в античной философии.
9. Соотношение категорий предела и беспредельного, бытия и небытия.
10. Справедливость как соразмерность. Этический рационализм.
11. Структура (в-себе-различенность) Единого как основа тождества.
12. Представления о взаимопревращаемости вещей в античном мышлении. Диалектика движения и покоя.
13. Категории части и целого в античной философии.
14. Многомерность пространства и времени в античном мышлении.
15. Роль категорий «эйдос», «идея», «число» в онтологии Единого.
16. Идея как «живое понятие». Тождество бытия и мышления.
17. Геометрический характер числа и представления о космической гармонии в античной философии.
18. Понятие судьбы в античной культуре и его связь с категорией Единого.
19. Отношение «Творец – тварь» как основа дуализма средневекового мышления. Трансцендентное как апофатическая идея.
20. Слово и Текст в средневековой христианской философии, их онтологический смысл. Слово как плоть.
21. Бытие как акт творения. Время и вечность.
22. Зло как нехватка бытия. Статический и иерархический характер средневековой картины мира.
23. Общее, особенное и единичное в контексте идеи творения. Спор об универсалиях. Проблема уникального.
24. Учение о боговоплощении и проблема соотношения веры и знания. Слово как орудие познания-овладения.
25. Соотношение категорий возможности и действительности в свете концепции непрерывного творения.
26. Внешний и внутренний аспекты морального действия . Учение о предопределении и проблема свободы воли.
27. Вещь как фрагмент тварного мира. Категории субстанции, материи и формы.
28. Отношение «Творец – тварь» и реальность как граница между «внешним» и «внутренним». Составный характер реальности. Роль чувственного элемента в познании тварного мира.
29. Субъект-объектное отношение и категории сущности, явления, опыта в новоевропейском мышлении.
30. Бытие как объект. Пассивность и непроницаемость объекта.
31. Бытие как субъект. Понятие трансцендентального.
32. Взаимодополнительность теоретического и практического в рамках трансцендентальной позиции.
33. Категории материи и идеи как два «полюса» новоевропейской философии.
34. Диалектика бытия и ничто как саморазвитие понятия.
35. Основные положения механистической картины мира.
36. Фундаментальная роль понятия «природа» в классическом естествознании.
37. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени в в философии и науке Нового времени.
38.Онтологический аспект «гносеологической трактовки» пространства и времени в философии И.Канта. Автономия и гетерономия.
39.Линейный детерминизм и принцип развития. Понятие естественного
закона.
40.Свобода как «истина необходимости» (Гегель). История и прогресс.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Й семестр
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Лекции
Раздел 1. Проблема реальности в современной философии и науке. 4ч.
Тема 1. Феноменологический переворот в философии ХХ века 2ч.
Тема 2. Понимание реальности в неклассическом естествознании 2ч.
Раздел 2. Категория «субъект» в неклассической философии. 8ч.
Тема 3 Проблематизация классически-рационалистического миропонимания и отказ от автономии субъекта. 2ч.
Тема 4. Бытие как экзистенция. 2ч.
Тема 5. Понимание, диалог и проблема Другого 2ч.
Тема 6. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии 2ч.
Раздел 3.Бытие и язык. 6ч.
Тема 7. Язык как фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория 2ч.
Тема 8. Философия как «критика языка» и ее онтологический контекст 2ч.
Тема 9. Структура и дискурс 2ч.
Раздел 4. «Событийная» трактовка бытия как «основа» неклассического мышления 4ч.
Тема 10. Переосмысление времени и онтология событийности 2ч.
Тема 11. Культурный, социальный и экзистенциальный аспекты бытия как события 2ч.
Итого 22ч.
Семинарское занятие
Переосмысление основных онтологических категорий в неклассической философии и науке 2ч.
Всего 24ч.
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Раздел 1. Проблема реальности в современной философии и науке.
Тема 1. Феноменологический переворот в философии ХХ века
Онтологические основания феноменологического проекта Э.Гуссерля. «Первичность» отношения и понятие интенциональности. Феномен как «место встречи» имманентного и трансцендентного. Феноменологическая «эпохе» как способ восхождения к бытию сознания. Модусы сознания и понятие горизонта. Бытие как «вещь» и как «переживание». Противостояние и взаимопредположенность «живой телесности» и «чистого сознания» в рамках феноменологической позиции. Связь феномена и времени. Феноменологическая позиция как «базис несомненности» неклассического способа мышления.
Тема 2. Проблема реальности в неклассическом естествознании
Научная революция начала ХХ века и кризис онтологических оснований классической науки. Проблематизация непрерывности опыта в неклассическом естествознании. «Реальность» как поле взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Онтологический аспект принципа дополнительности. Холистическое мировидение и «человекоразмерные объекты». Концепция автопоэзиса. Самоорганизация, необратимость, случайность в синергетической научной парадигме.
Раздел 4. Категория «субъект» в неклассической философии
Тема 3. Проблематизация классически-рационалистического мировидения и отказ от автономии субъекта
К.Маркс о функциональном характере сознания. Историзм и открытие «многомерности» субъекта. Категория практики, ее онтологический и методологический смысл. Критика самоочевидностей сознания в психоаналитической концепции З.Фрейда. Бессознательное как психологическое понятие и как философский концепт. Рефлексивная функция психоанализа. Парадоксальный характер тезиса о вторичности автономного рационального субъекта.
Тема 4. Бытие как экзистенция
Переосмысление вопроса о бытии в «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера. «Вопрошание о бытии» как способ бытия. Проблема онтически-онтологического различия. Сущее как наличное и как присутствие. Экзистенция как «сущность» присутствия. Фактичность и временность присутствия. «Размыкание бытия» (М.Хайдеггер) в экзистенциальной аналитике. Существование и сущность, свобода и ответственность. Свободное действие и проблема соотношения возможности и действительности.
Тема 5. Понимание, диалог и проблема Другого
Онтологизация понимания как осмысление замкнутого характера бытия-в-мире. Репрезентативность знания и бытийность понимания. Одиночество как онтологический феномен. Разделенность и взаимопроникновение «смысла» и «мира». Фигура Другого как символ конечности Я-бытия. Онтологическая «первичность» отношения «Я – Ты». «Изначальная» диалогичность бытия и множественный характер истины. «Другой» как способ отрицания фундаментальной тождественности. Современное философствование как «другое» классической философии.
Тема 6. Проблематика «смерти субъекта» в современной философии
«Смерть автора» (Р.Барт) и эпифеноменальность субъекта. Критика «антропологической зависимости» в структурализме и постструктурализме. Ж.Деррида о субъекте как «инварианте присутствия». Деконструкция как «смещение центра» , ее негативно-утверждающий характер. М.М.Бахтин : полярное отношение «вещь – личность», воплощенность и «не-алиби-в бытии». Феноменология телесности в современной философии. Человек как «граница мира» (Л.Витгенштейн). Тезис о смерти субъекта как «самоубийство» и как прорыв к «истоку» субъектности. Возможности преодоления трансцендентальной позиции.
Раздел 3. Бытие и язык
Тема 7. Язык как фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория
М.Хайдеггер о взаимопринадлежности языка и присутствия. «Изначальная» смысловая расчлененность бытия-в-мире. Понимание как «модус бытия» и экзистенциальный характер речи. Слышание и молчание как возможности речи. Невозможность объективации языка. Игра, виртуальность речи и среда языка в философской герменевтике Х.-Г.Гадамера. Язык как «опыт мира».
Тема 8. Философия как «критика языка» и ее онтологический контекст
«Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна о границах языка и мира. Языковая природа философских проблем. Тавтологичность как выражение замкнутости языка и мира. «Внемирность» смысла. Трансцендентность «показываемого» и имманентность «сказываемого». Философская деятельность как «ограничение мыслимого изнутри», онтологический смысл философствования как деятельности. Концепция языковых игр и возможность плюралистической онтологии.
Тема 9. Структура и дискурс
Структура как псевдообъект. Изменение иерархической связи онтологических категорий «вещь», «свойство», «отношение» в структуралистской теории. Тезис о несуществовании метаязыка и фиктивный характер «непосредственной реальности». Роль оппозиции «речь – письмо» в переосмыслении онтологического фундамента классического рационализма. Отказ от репрезентации как признание взаимопринадлежности бытия и мышления. Событийная грань языка : дискурс. Понятие локального дискурса.
Раздел 4. «Событийная» трактовка бытия как «основа» неклассического мышления
Тема 10. Переосмысление времени и онтология событийности
Отказ от «бытия» и утверждение игры в деконструктивизме. Категория чистого становления, ее проблематичность. М.Хайдеггер: «исчезновение бытия» в событии-присвоении. Взаимодополнительность дискретности и континуальности в «событии бытия». Событие и неоднородность времени и пространства. Переосмысление категорий всеобщего, индивидуального, особенного в контексте неклассической онтологии . Сингулярность как событие смысла.
Тема 11. Культурный, социальный и экзистенциальный аспекты бытия как события
«Размывание» социальных структур и идентичностей. Стирание онтологических границ и активная роль зрителя в современном искусстве. «Диалогический» характер постнеклассической науки. Фрагментация повседневного существования современного человека. «Обессмысливание» практически-преобразовательной деятельности в условиях релятивизации реальности. Деятельность как игра и творчество. Философия как форма «понимающего бытия» и ее экзистенциальная роль в ситуации распада смысла.
Список литературы
АршиновВ.И.,Свирский Я.И. От смыслопрочтения- к смыслопорождению. – ВФ,1992, №2, с. 145-152.
Бакеева Е.В. Понимание как экзистенциальная проблема. Екатеринбург,2002.-169с.
Бакеева Е.В. Апофатическое мышление как элемент новой рациональности – Вестник ТГУ, №25. Томск,2004.-90с.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.-616с.
Бахтин М.М. К философии поступка. – Бахтин М.М. Работы 20-х гг. Киев, 1996, с. 11-68.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1963.-364с.
Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. (Два философских введения в 21 век). М.,1991.-412 с.
Бондаренко И.А. Феноменология бытийственного сознания ( опыт метафизики человеческого существования).М.,2000.-382с.
Бряник Н.В. Онтология структурализма. – В поисках новой онтологии. Екатеринбург, 2004.,с.163-194.
Витгенштейн. Л. Философские работы Ч.1. М,,1994.С. 1-73.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод М.,1988.-704 с.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М.,1997.-495с.
Горичева Т.,Иванов Н.,Орлов Д.,Секацкий А. Ужас реального. Спб,2003.-288с.
Делез Ж. Логика смысла. М.,1995.-298с.
Делез Ж. Различие и повторение. Спб, 1998.-384с.
Деррида Ж. О грамматологии. М.,2000.-511с.
Деррида Ж. Письмо и различие. М.,2000.-495с.
Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье. – ВФ, 2003, №5, с. 159-171.
Зандкюлер Х.Й. Репрезентация, или Как реальность может быть понята философски. – ВФ, 2002, № 9, с. 81-90.
Керимов Т.Х. Поэтика времени. М.,2005.-185с.
Котелевский Д.В. От многообразия концепция истины к множественности онтологий. – Эпистемы: Альманах. Екатеринбург, 1998.
Котелевский Д.В. Понятие локального дискурса и его границы. – Многообразие жанров философского дискурса. Екатеринбург, 2001, с. 107-123.
Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога. –Метафизические исследования. Вып. 14: Статус Иного. Спб,2000, с. 218-231.
Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. М.-Спб.,2000.-416с.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности М.,2004.-240с.
Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.,2000.-416с.
Мясникова Л.А, Предельные основания индивидуального бытия. – Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2000, с. 350-366.
Панкратов А. В. Телеология и принцип необратимости. –ВФ, 2003, №8, с. 73-85.
Плотников В.И. Современная философия накануне нового жизненного выбора. – Многообразие жанров философского дискурса. Екатеринбург, 2001, с. 169-197.
Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, М.Пруст, Ф.Кафка. М.,1995.-426с.
Трубина Е.Г. Расссказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995.-451с.
Фуко М. Археология знания. Киев,1996.-208с.
Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003.-503с.
Хайдеггер М. Время и бытие.М.,1993.-447с.
Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.-384с.
Эпштейн М. Философия возможного. Спб,2001. -334с.
Семинарские занятия (10 часов)
Проблемы онтологии
Методические материалы по онтологии для заочного отделения
Составитель – Бакеева Е.В.
Программа курса «Онтология» рассчитана на студентов заочного отделения философского факультета (специальность «Философия»). Курс читается в течение двух семестров и состоит из двух частей: «Онтология как основание классического способа мышления» и «Онтология в контексте неклассического мышления». Цель курса – дать студентам представление об основной онтологической проблематике, осмысляемой в европейской философии от античности до современности. Данная цель предполагает решение следующих основных задач:
-определить специфику предмета философии, охарактеризовать ее основные функции;
-обозначить место онтологии в системе философского знания, показать фундаментальную роль вопроса о бытии в познании и осмыслении мира;
-познакомить студентов с основными онтологическими категориями, продемонстрировать их конституирующую функцию в человеческой жизнедеятельности и особенности их осмысления в различных социокультурных контекстах.
Данный курс предполагает знакомство студентов с курсом истории философии и служит базой для курсов по теории познания, философии и методологии науки и другим философским дисциплинам.
Общее количество часов в первом и втором семестрах – 46. В том числе:
-лекции -24 ч ( по 12 часов в семестре);
-семинары – ( 12 часов в 1семестре и 10 часов во 2 семестре).
Отчетность – экзамен (в каждом семестре).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ