Религиозная философия конца XIX - начала XX века
В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в целом и ее религиозно-идеалистическом направлении в частности. Важнейшие философско-мировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии, так и религии.
Особенностью русской религиозно-философской мысли является то, что ее носителями были не церковные иерархи, а свободные светские мыслители - А. Хомяков, И. Киреевский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др. Светская мысль формировала христианскую философию, не оглядываясь на авторитет иерархов официальной церкви и официального богословия.
Стремление осознать и осмыслить сущность православия, основой которого является свобода духа, вызвало потребность создать православную, христианскую философию. Ее фундамент закладывает Киреевский, определив задачи русской религиозной философии. Хомяков и последующие мыслители возводят на этом фундаменте "философское здание".
Русская религиозная философия возникает, имея перед собой опыт новой истории. Она не могла изолироваться от основных путей философского познания, от философской проблематики своего времени, от проблем, выдвинутых в европейской философской мысли XIX в. Наиболее полно эта проблематика разрабатывалась в классической немецкой идеалистической философии. Отсюда влияние немецкого идеализма на формирование философской и богословской мысли России XIX в. Однако русской религиозно-философской мысли, всем ее представителям было чуждо механическое следование в русле идеализма Фихте и Гегеля, Шеллинга и Канта. Напротив, она критично подошла к оценке их идей, творчески и самостоятельно решая сложнейшие философские проблемы.
Среди основных проблем русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. можно выделить следующие.
Проблема христианской свободы, оригинальность решения которой в том, что свобода трактуется не как борьба за право индивида, а как свобода, реализуемая в соборной жизни, как ответственность во имя высшего достоинства и богоподобия человека.
Проблема соборности как духовного коллективизма, противостоящего авторитарности и индивидуализму и сохраняющего свободу личности, коллективизма, не знающего принуждения и внешнего авторитета. Проблема смысла жизни, смерти и воскрешения, соотношения тела и души, веры и разума человека, его активности и призвания. Мессианское предназначение России в мире, призыв к общему делу христианизации мира, к активности человека в сохранении преемственности поколений и устройстве мировой жизни, социальной и космической. Гуманизм как христианская человечность, диалектика человеческого и божественного в человеке, богочеловечество. Сущность христианства и признание возможности религиозного обновления, отношения христианства к миру, культуре, современности. Религиозная космология, рассматривающая человека как вершину и центр космической жизни, как микрокосм.
Сложность этих проблем и мотивов, органически вытекающих из православного типа христианства, определяет лицо русской религиозно-философской мысли. Конец XIX - начало XX в. выделяются мощным подъемом русской религиозной философии, ее духовным ренессансом. Она представлена такими мыслителями, как В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С.Л. Франк, И. Ильин, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Толстой, К. Леонтьев и др.
B. C. Соловьев, один из наиболее ярких представителей религиозной философии конца XIX в., выделялся своим духовным универсализмом. выдвинул и глубоко разработал ряд важных идей, совокупность которых значительно развила философско-религиозное мировоззрение в России. Эти идеи отражены в его работах "Кризис западной философии", "Критика отвлеченных начал", "Философские начала цельного знания", "Чтения о Богочеловечестве", "Теоретическая философия", "Оправдание добра", "Три разговора" и др.
Одна из ведущих тем его творчества - определение смысла и предназначения философии, а также проблема "цельного знания". Соловьев стремится определить место философии в духовной жизни человечества, выяснить ее значение и соотношение философского и религиозного миропониманий. Он отмечает, что западная философия с ее рационализмом, односторонней рассудочностью, приверженностью к отвлеченным началам впала в кризисное состояние. Для выхода из кризиса философия должна преодолеть отвлеченность.
Одна из основных идей Соловьева, идея Всеединства, определяет направленность всей его философии. Он отмечает, что все явления существуют только в отношении друг к другу, ибо они выступают как части целого. Но под целым Соловьев понимает не просто множество вещей, явлений, соединенных между собой, а Всеединство, существующее во всем и выступающее как начало всего, как Абсолют. Раскрывая смысл этого Абсолюта, Соловьев утверждает, что есть всеединое первоначало всего сущего, оно в своей реальной действительности, которую мы познаем нашим опытом, представляет духовный характер. И эта духовная действительность принадлежит первоначалу независимо от нашего сознания и первее его. Таким духовным первоначалом, стоящим выше всякого бытия и определяющим его собой, является "сверхсущее", т.е. Бог. Каждое из существ бытия обладает поэтому лишь относительной самостоятельностью, ибо они выступают как часть целого и имеют свое основание в высшем Абсолюте, в Боге. Бог есть "все во всем" и мир вне Бога не существует. Бог производит бытие и проявляется в нем, но не переходит в него полностью. Абсолют, Бог - это последняя основа всякого бытия, оно всеединое, т.е. заключающее в себе все. Абсолют непосредственно дан нам, но его нельзя вывести рациональным путем, доказать чисто логически.
В него можно лишь верить, ибо само существование божественного начала, по мнению Соловьева, может утверждаться только актом веры. В абсолютном Соловьев различает два начала, "два полюса". Первое - "становящееся Абсолютное", видимый мир, открывается разумом, доказывается рациональным путем. Этот видимый мир действителен, множествен и многообразен. Он полагается, создается Богом как его, Бога, "другое", чтобы иметь возможность проявить себя в нем. И в мире не может быть таких существ, которые имели бы основание своего бытия вне Бога. Все существа природного мира, по мнению Соловьева, имеют причины основания своего бытия в божественном мире, ибо сам мир создан Богом. И эволюция мира протекает как богоматериальный процесс, божественный по содержанию и материальный по форме. Началом этого эволюционного развития мира является акт божественной воли. Абсолютный божественный мир богаче видимого мира, ибо в нем есть "свой особенный, вечный мир", мир идеальный. Благодаря ему видимый мир постепенно избавляется от присущих ему несовершенств. И все новое в видимом мире - творение, предопределенное высшей целью. Абсолютное первоначало, Бог, открывается нам как идеальная действительность, т.е. собственно божественный мир, сфера вечных идей, а также как мир видимый, мир действительности и мир человека, обусловливающий связь мира - идеального, божественного, безусловного и реального, природного, условного, т.е. порожденного божественным миром. На этом пути Абсолют из единого становится всеединым. Бог воздействует на процесс всеединства через " посредника ", человека.
Важной идеей философского творчества Соловьева является идея Богочеловека. По мнению Соловьева, она неотделима от проблем человека и человечества. Между двумя абсолютными началами, т.е. Космосом, природой и Богом, находится человек как крошечная часть мирового целого, представляющая собой таинственный мир огромных и потенциально бесконечных сил. Причем человека он рассматривал, как и вся русская философия, не только как часть мирового целого, но и как представителя рода человеческого. А судьба и благо человека зависят от благополучия и судьбы человечества и спасения Мира.
Выдвигая идею богочеловечества, Соловьев обосновывает свободу и активность человека и человечества. Он верит, что свободное раскрытие человеком своих сил и потенциала приведет к осуществлению Царства Божьего, которое нельзя реализовать путем принуждения и насилия, ибо к Богу возможно только свободное движение. Он особо подчеркивает активное выражение человеческого начала в богочеловечестве, не только рассматривая человека в качестве связующего звена, но и подчеркивая его активность.
Соловьев рассматривал христианство как религию жизни и абсолютной полноты духовного и земного бытия. Он вывел русскую философскую мысль на общечеловеческие проблемы.
Видным представителем русской религиозной философии является Н.А. Бердяев. Он, как и B. C. Соловьев, не создал всеобъемлющей философской системы. Однако ряд глубоких философско-мировоззренческих проблем поставлен и решен им в работах "О смысле творчества", "Философия неравенства", "Судьба России", "Философия творчества, культуры и искусства", "О назначении человека", "Истоки и смысл русского коммунизма" и др. Сжатую, но содержательную характеристику своей философской позиции Бердяев дает в статье "Мое философское миросозерцание".
Из всего многообразия идей Бердяева, в силу ограниченности объема учебника, выделим проблемы, которые проходят через все его философское творчество. Это а) проблема человека; б) проблема свободы; в) проблема творчества.
Бердяев подчеркивает, что центральной темой его философского творчества является человек, что его философия в высшей степени антропологична. Ибо исследование этой темы определяет постановку проблем свободы, творчества личности, духа и истории. И сама философия является знанием о человеке, о человеческом существовании. Бытие, отмечает Бердяев, проявляет себя через субъект, а не через объект. Субъект экзистенционален, имеет свой внутренний духовный мир. Смысл бытия познается философией прежде всего через субъект. В объекте внутреннее существование закрыто. Поэтому философия, стремясь познать смысл существования человека, опирается прежде всего на духовный, внутренний мир и опыт человека. Исследование этого мира и должно быть подлинным предметом философии. Она должна начинаться не с объекта, а с человека, Я, выяснения его сущности, судьбы и предназначения, носить личностный характер. Главное в философии - личность, индивидуальность, которая мучается над разработкой своего бытия, ищет смысл своей жизни, смысл мира. Личность, человек первичнее бытия, ибо является абсолютным центром всего бытия, всех миров. И судьба личности выражает судьбу мира, считает Бердяев.
Раскрывая сущность человека, Бердяев обращает внимание на двойственный характер его природы. Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время человек есть существо природное, ограниченное. Двойственность человека проявляется в пересечении в нем двух миров: высшего и низшего, духовного, божественного и материального, природного. Будучи образом и подобием Бога, человек выступает как личность, как категория духовно-религиозная, обладающая свободой и творчеством. Как существо духовное, человек является образом Бога, частью мира духовного. Духовная основа в человеке не зависит от природы и общества и не определяется ими, составляя его сущность. Являясь частью природы, человек предстает как категория натуралистически-биологическая, существо плотское, в качестве такового человек подвержен круговороту мировой жизни и находится в зависимости от нее.
Значимость философского творчества Бердяева определяется прежде всего тем, что он, продолжая традиции гуманизма, провозгласил и обосновал абсолютную ценность личности и ее неотъемлемые права на духовную свободу и творчество, на совершенствование себя и своего бытия. Он не остался в стороне от решения и других актуальных и острых проблем духовной жизни России и мировой цивилизации.
Гениальный писатель и глубокий мыслитель Л.Н. Толстой занимает важное место в русской философии второй половины XIX в. В центре его религиозно-философских исканий стоят вопросы понимания Бога, смысла жизни, соотношения добра и зла, свободы и нравственного совершенствования человека. Он выступил с критикой официального богословия, церковной догматики, стремился обосновать необходимость общественного переустройства на принципах взаимопонимания и взаимной любви людей и непротивления злу насилием.
К основным религиозно-философским работам Толстого можно отнести "Исповедь", "В чем моя вера?", "Путь жизни", "Царство Божие - внутри нас", "Критика догматического богословия". Духовный мир Толстого характерен этическими исканиями, сложившимися в целую систему "панморализма". Нравственное начало в оценке всех сторон жизни человеческой пронизывает все творчество Толстого. Его религиозно-нравственное учение отражает своеобразное понимание им Бога.
Толстой не верит в божественность Христа, не считает его Богом, но искренне верит словам Христа. Он всей душой воспринял учение Христа о путях жизни, рассматривая его как учителя и наставника, проповедника нравственных ценностей, необходимых для достижения земного блаженства. Христос, считает Толстой, дал некий нравственный закон, следуя которому человек спасается, т.е. становится счастливым в земной жизни, опираясь только на свои силы.
Наиболее полно нравственную позицию Толстого раскрывает его учение о непротивлении злу насилием. Толстой исходил из предположения, что Бог установил в мире закон Добра, которому должны следовать люди. Сама по себе человеческая природа естественно благостна, безгрешна. И если человек творит зло, то только по незнанию закона Добра. Добро само по себе есть разумное, и лишь оно ведет к жизненному благополучию и счастью. Осознание этого предполагает "высшую разумность", которая всегда хранится в человеке. В отсутствии такого выходящего за рамки повседневной жизни понимания разумности и заключается зло. Понимание добра сделает невозможным появление зла, считает Толстой. Но для этого важно "пробудить" в себе высшую разумность путем отрицания обычных представлений о разумности повседневной жизни. А это вызывает душевный дискомфорт переживания людей, ибо всегда страшно отказаться от привычного, видимого ради необычного, невидимого.
Итак, развитие русской философии в целом, ее религиозной линии в частности подтверждает, что для понимания российской истории, русского народа и его духовного мира, его души важно познакомиться и с философскими поисками русского ума. Это обусловлено тем, что центральными проблемами этих поисков были вопросы о духовной сущности человека, о вере, о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе и ответственности, соотношении добра и зла, о предназначенности России и многие другие. Русская религиозная философия активно способствует не только приближению людей к путям нравственного совершенствования, но и приобщению их к богатствам духовной жизни человечества.
4. Структура философского знания.
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
1. Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
2. Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.
Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)
Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.
Общая история познания, эволюция познания.
3. Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют также:
4. Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.
5. Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)
6. Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.
7. Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
8. Философия истории.
9. История философии.
Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:
10. Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
11. Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).
12. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Лекции 2-3. Философия бытия
1. Онтология - учение о бытии.
2. Монистические и плюралистические концепции бытия.
3. Самоорганизация бытия.
4. Понятия материального и идеального.
5. Пространство, время.
6. Движение и развитие, диалектика.
7. Детерминизм и индетерминизм.
8. Динамические и статистические закономерности.
9. Научные, философские и религиозные картины мира.
1. Онтология - учение о бытии.
Онтология – философская дисциплина, рассматривающая различные трактовки проблемы бытия. Термин «онтология» происходит из слияния греческих слов ontos - сущее и logos - учение, понятие. Под понятием "бытие" в философии понимается максимально общая характеристика реальности как целого, то общее, что содержится во всех предметах, явлениях мира, то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир.
Таким образом, онтология рассматривает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Сущее (сущность) – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. "Сущее" в онтологии постигается путем редукции (сокращения, "выведения за скобки" случайных характеристик предметов), позволяющей увидеть то общее, что есть в различных явлениях, осознать их глубинную взаимосвязь. Видимое и чувственно-постигаемое проявление сущего называется явлением. Увидеть за явлением сущее важнейшая задача философской онтологии.
Категория бытия близка, но не совпадает с категорией существования. Существование есть одна из форм проявления бытия. Бытийствовать могут и несуществующие предметы или явления, если их физическое не-существование наделено особым смыслом. Так, "нуль" в математике выступает как несуществующая численная размерность, но является важным смысловым показателем, без которого немыслимы современные математические вычисления. Такую же роль играет "нулевое окончание" в грамматике русского языка. С категорией бытия оказываются связанными категории общего, единого и единичного. Общее понимается как признак, сходный с признаками всех предметов фиксированного класса; закономерная форма связи вещей, процессов и явлений в составе целого. Единичное – признак предмета, находящийся в отношении несходства с признаками других предметов исследуемого класса. Восхождение от единичного ко всеобщему позволяет осознать единое, то, что объединяет предметы мира, свидетельствует о его единстве. Онтологическая проблематика строится как выявление общего в единичном, осознание единства реальности и человека в этой реальности.
2. Монистические и плюралистические концепции бытия.
Системообразующим принципом философского понимания мира является категория бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием бытия как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.
Таким образом, категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование. И один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.
Основные формы бытия:
· Бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком.
· Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа.
· Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
· Бытие общества или социальное бытие.
Природное бытие есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.
Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» – это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники, в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она выступает как совокупность содеянных человеком вещей. Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических, они не отличаются от природных явлений, но как искусственные объекты они являются результатом опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и социального объекта. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику, человек изменяется физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через технологию, через целенаправленное использование техники. Однако есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым условием его выживания.
Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль принадлежит первой, как основе создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения «первого» бытия, что делает (при известных обстоятельствах) физическое существование человека невозможным.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются: 1. Бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи. 2. Бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS. 3. Бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.
Человек как целостность есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.
Духовный мир человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (интуиции, наития, откровения).
Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.
В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие, субъективный идеализм – субъективное бытие, объективный идеализм за основу берет объективный дух.
Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира?
Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанции. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, ни от чего не зависящую, причину всего и вся, единство сущности и существования.
Философские учения, объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму (греч. Monos – один). Монизму противостоит дуалистическая (Дополнительно) (лат. dualis – двойственный) трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций.
В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения в равной степени имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции, приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются в процессе развития мира. Не будет преувеличением утверждать, что сегодня восторжествовали плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции бытия, в соответствии с которыми мир не единообразен, а многообразен.
3. Самоорганизация бытия
Открытие самоорганизации в системах неорганической природы, а именно в физике и химии, имеет большое научное значение. Оно показывает, что процессы самоорганизации могут происходить в фундаменте самого здания материи. Эти процессы показывают связь живой материи с неорганической. Недавно возникшая теория самоорганизации открытых систем синергетика (от греч. «содружество») объясняет процесс самоорганизации следующим образом:
1. Для того чтобы шел процесс самоорганизации, система должна быть открытой. Изолированная система, в соответствии со вторым началом термодинамики, в конечном счете придет в состояние равновесия с максимальным значением энтропии.
2. Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. Если система находится в точке равновесия, то она обладает максимальной энтропией, и поэтому неспособна к какой-либо организации. Если система находится вблизи точки равновесия, то она со временем приблизится к этой точке и придет в состояние термодинамического равновесия.
3. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации (неоднородности). Такие флуктуации, т. е. отклонения от некоего среднего положения, способствуют разрушению старого порядка системы и созданию нового. Этот процесс обычно характеризуют как принцип образования порядка через флуктуации. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то становится ясным, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.
4. Функционирование различных технических устройств основано на принципе отрицательной обратной связи. Суть этой связи: получаются сигналы от исполнительных органов технических устройств относительно положения системы. Управляющие органы корректируют систему и возвращают ее в прежнее состояние. В этой ситуации система всегда стабильна, ее эволюция невозможна. В открытых системах функционирует также и положительная обратная связь. Суть этой связи в том, что изменение системы не устраняются, а накапливаются. Это приводит к разрушению старого порядка и возникновению нового.
5. Самоорганизация может начаться в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, т. е. системы должны иметь некие критические размеры. В противном случае самоорганизация может не начаться.
6. Процессы, которые идут в системах, описываются уравнениями, которые являются нелинейными.
Ранние подходы к изучению самоорганизации в отдельных науках обозначились еще в XVIII веке. Они связаны прежде всего с деятельностью основоположника классической политической экономии Адама Смита. В своих работах А. Смит развивал идею о том, что спонтанный порядок на рынке является результатом взаимодействия различных, часто противоположных интересов многочисленных его участников. Такое взаимодействие приводит к установлению никем не запланированного порядка, который выражается в равновесии спроса и предложения. Эту свою главную мысль он выразил в форме метафоры «невидимой руки», которая регулирует цены на рынке.
Эволюционная теория Дарвина стала мощным толчком для развертывания исследований о механизмах развития природных и социальных систем. Идеи самоорганизации стали проникать в физику. Однако на первых порах развитие этих идей в физике сдерживалось противоречием между выводами дарвиновской теории и выводами физики. Термодинамика на основе второго начала приходила к выводу о том, что закрытые системы развиваются в сторону деградации и хаоса. Эволюционная теория Дарвина, напротив, говорила о том, что живые системы в эволюционном процессе усложняются и совершенствуются.
Это противоречие между биологической и физической эволюцией удалось разрешить после того, как физика обратилась к понятию открытой системы, т. е. системы, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. При определенных условиях в открытых системах могут возникнуть процессы самоорганизации. Таким образом, было установлено, что ключ к пониманию процессов самоорганизации содержится в исследовании взаимодействия системы с окружающей средой.
К установлению общего взгляда на процессы самоорганизации ученые шли разными путями. Автор самого термина «синергетика», немецкий физик Герман Хакен, исследовал процессы в лазерах. Он выяснил, что частицы резонатора под воздействием поля начинают колебаться в одной фазе. В результате устанавливается когерентное или согласованное взаимодействие, которое приводит к согласованному поведению частиц.
Видный теоретик самоорганизации Илья Пригожин пришел к своим идеям из анализа специфических химических реакций, которые приводят к образованию определенных пространственных структур. Вместе со своими сотрудниками он построил математическую модель таких реакций. Впервые они были изучены российскими учеными Белоусовым и Жаботинским.
Теоретической основой модели стала нелинейная термодинамика, которая изучает процессы в неравновесных системах под действием флуктуаций. Если такая система удалена от точки термодинамического равновесия, то под действием флуктуаций в ней будет происходить разрушение старого порядка и создание нового. Структуры и системы, которые возникают при этом, Илья Пригожин назвал диссипативными. (Дополнительно) Они образуются за счет диссипации (рассеивание энергии) системой в окружающую среду и получения из окружающей среды новой энергии.
За исследования по термодинамике диссипативных структур И. Пригожину была присуждена Нобелевская премия по химии.
Другой видный теоретик самоорганизации, немецкий ученый М. Эйген, показал, что открытый Ч. Дарвином принцип естественного отбора действует и на уровне химических молекул. Он показал, что сложные ограничения молекулярной структуры возникают благодаря эволюционному процессу отбора.
Благодаря этим наработкам в 70-е годы нашего века начинает формироваться новая междисциплинарная наука, которая получает название «синергетика». Эта наука возникает на стыке философии, физики, химии, биологии и математики. Она исследует механизмы возникновения новых состояний, структур и форм в результате разрушения старых. Синергетика опирается на принцип положительной обратной связи, т. е. когда изменения в системе не устраняются, а накапливаются и приводят к образованию нового порядка.
С точки зрения самоорганизации условием развития любых динамических систем является взаимодействие этих систем с окружающей средой. Благодаря такому взаимодействию в системе возникает и поддерживается неравновесность, которая способствует разрушению старых и образованию новых структур.
При анализе эволюционных процессов постепенные изменения системы характеризуют как случайные, а их совокупный результат как необходимый. Теория самоорганизации позволяет раскрыть механизм взаимосвязи случайных и необходимых изменений. Случайные изменения системы происходят на микроуровне. Этот процесс является незаметным, пока изменения не достигнут некой критической точки, после которой спонтанно (самопроизвольно) возникает новый порядок или структура. В критической точке существует, по крайней мере, два пути изменения системы. В математике это обозначают термином «бифуркация» или раздвоение. Какой путь при этом выберет система, зависит в значительной мере от случайных факторов. Но когда путь выбран, в дальнейшем движение системы подчиняется определенным законам. Таким образом, теория самоорганизации утверждает, что эволюцию системы необходимо рассматривать как единство двух прямо противоположных процессов – необходимости и случайности.
Теория самоорганизации оказалась способной объяснить многие эволюционные процессы, которые происходят в биологических, экологических и даже социально-культурных системах. Правда, на этом пути встречается много трудностей, которые ждут своего разрешения. Главное же преимущество теории самоорганизации состоит в том, что она позволяет взглянуть на мир с новых позиций и объяснить многие явления.
Несмотря на существенное отличие социальной эволюции от биологической, между ними существует также и большое сходство. Недаром некоторые ученые характеризуют социальную эволюцию как продолжение биологической, но только уже другими средствами.
При анализе эволюции социальных систем необходимо учитывать два фактора:
Первый. Человек является биосоциальным существом. Следовательно, его эволюция подчиняется неким всеобщим законам материального мира.
Второй. При анализе эволюции социальных систем необходимо вскрыть закономерности, которые присущи именно социальной форме движения материи.
Учет этих двух факторов будет способствовать правильному пониманию эволюции социальных систем.
Формирование человеческого рода, его выделение из животного царства, и прежде всего из отряда приматов, по современным представлениям началось примерно 10 миллионов лет назад. Раньше считалось, что ближайшими предками человека были австралопитеки, которые жили 3 миллиона лет назад. Теперь установлено, что они имели общим предком обезьяноподобное существо, которое назвали рамапитеком, оно жило примерно 12 – 14 миллионов лет назад. Рамапитеки первоначально жили в лесах, но потом, в силу геологических условий вынуждены были покинуть их и начать обживать степи. Поскольку передвигаться по степи было удобнее без передних конечностей, то рамапитеки приобрели способность к прямохождению.
Прямохождение было пер