Философские основания и сущностные черты постнеклассической науки (2-я пол. 20 в.
Предпосылками появления постнеклассической науки были культурологические и эпистемологические новации, которые оформились к 70 гг. 20 в. Основания возникновения:
I. Эпистемологические (научные)– все упирается в термодинамику, результат работы с мегамиром.
1 закон: «вещество и энергия ни никуда не исчезают и ниоткуда не появляются».
2 закон: «в любой замкнутой системе энтропия с течением времени возрастает».
Решающую роль в этапе становления науки имел кризис термодинамической интерпретации всех процессов во Вселенной. Согласно 2-му закону термодинамики, во Вселенной, как в закрытой системе, д. возникать энтропия, т.е. хаосовность. Однако с течением времени наблюдается обратный процесс, т.е. все большая упорядоченность и развитие.
Объяснение этого и лежит в фундаменте новой науки.
Основу постнеклассической науки составляют 4 теории:
1) теория систем – современное мировоззрение целостное;
2) теория самоорганизации (синергетика) – системы динамичные и саморазвивающиеся;
3) теория управления – необходимо взаимодействовать с системами и управлять ими;
4) теория информации – информация связана с понятием «цель».
II. Культурологические.
Если для неклассической науки общекультурным фоном был модернизм, который напрочь отрицал всю предшествующую культуру, то фоном постнеклассической науки был постмодернизм, который применял старое и новое и ничего не ставил в привилегированное положение. Основу постмодернизма составляет критика идеологии рационализма, которая возникла в эпоху Просвещения.
Основные характеристики постнеклассической науки:
1. Широкое применение методов и понятий синергетики (саморегуляции) практически во всех сферах научного знания.
Синергетика – это наука о самоорганизации в системах любого рода (Генрих Хакен).
Самоорганизация (по-Хакену) – это процесс оформления временной, пространственной или функциональной структуры без специфического (навязывающего эту структуру) воздействия.
Эти процессы возникают только в системах, отвечающих 3-м условиям:
1) они открыты (т.е. обмениваются с окружающей средой веществом, энергией или информацией);
2) они нелинейны (т.е. в них не действует принцип суперпозиции: А+В≠А∙В);
3) дессипативность (рассеивание) – система м. переходить от порядка к хаосу и наоборот.
Следствия из синергетической парадигмы:
1) сложным системам нельзя навязывать пути развития;
2) развитие системы, в принципе, многовариантно, следовательно, нет никакого изначального плана, по которому д. вести себя система;
3) воздействие на систему д.б. точным, а не силовым;
4) возникла идея о позитивной роли хаоса;
5) синергетика рационально решает вопрос о становлении и поддержании порядка ( без гипотезы Бога).
2. Формирование целостного подхода.
3. Оформляется идея коэволюции. Она является следствием целостного подхода. Коэволюция – это теория паритетного, взаимообусловленного развития компонентов данной системы.
4. Появление междисциплинарной науки.
Постнеклассическая наука ориентируется на проблемный подход и целостный анализ.
5. Методологический плюрализм.
6. Снижение жесткости научного искурса и сопряженности науки с вненаучными формами познания.
7. Новое отношение к субъекту познания.
Субъект познания трактуется онтологически (бытийственно) как неустранимая часть природы, выступающей в качестве объекта познания. Это проявляется в двух версиях антропного принципа:
1) слабый антропный принцип – мир таков, потому что мы его наблюдаем;
2) сильный антропный принцип – все мировые физические константы специально подобраны так, чтобы обеспечить наше бытие, следовательно, все системы человекосоразмерны.
8. Ориентация науки на нормы и ценности общества. Современная наука этически не нейтральна (бомбы, ядерное оружие).
9. Развитие в современной науке идеи глобального эволюционизма.
10. Возникает концепция о позитивной роли хаоса и его принципиальной неустранимости.
Ценности постнеклассической науки:
- утверждается парадигма ценностей, согласно которым, мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность
- стремление построить общенаучную картину мира, на основе принципа «универсального эволюционизма»;
- в качестве парадигмальной теории выступает синергетика – теория самоорганизации, изучающая поведение открытых, неравновесных систем;
- объектами анализа становятся сложные системы, которые характеризуются открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые в свою очередь, воздействуют на все ранее возникшие уровни и меняют связи и композиции элементов.
- ориентация современной науки на изучение сложных, исторически развивающихся систем. Существенно пересматривает нормы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т.д.
- в науку входят такие понятия как: хаос, бифуркация, диссипативные структуры, неопределённость, которые выражают неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности.
- происходит сближение естественных и общественных наук, при этом, идеи и принципы современного естествознания всё шире внедряются в гуманитарные науки, причём имеет место и обратный процесс. Центром этого слияния является человек. Идёт попытка соединения объективного мира и мира человека.