Роль принципов фаллибилизма, историзма и модернизма в научном понимании мира.
Наука рациональна, но в ней присутствуют иррациональные объекты. Науку отличает строгая доказательность и наука по-разному определяется в разные исторические периоды (принципы науки). Во-первых, это натурализм, т. е. отрицание существования каких-либо сверхъестественных или духовных феноменов, познание которых невозможно посредством научных методов. Во-вторых, это принцип, согласно которому не может существовать картин мира, которые не опирались бы на теоретический аппарат точных наук и в первую очередь физики. В-третьих, это фаллибилизм — убеждение в том, что мы не можем рассчитывать на получение абсолютно достоверной и полностью завершенной картины мира. Каждая конкретная теория имеет свои границы применимости и может быть подвергнута изменениям и усовершенствованиям. В-четвертых, это принцип фальсификации — возможность опытного опровержения утверждений теории. В соответствии с этим принципом любое принципиально не фальсифицируемое знание, например, религиозные догматы, нельзя считать научным. Пятый методологический принцип — историзм . Его смысл в том, что не могут существовать модели картин мира, свободные от идеологических, познавательных и телеологических влияний своей исторической эпохи. С историзмом тесно связан и следующий, шестой методологический принцип, который мы назовем модернизмом: построение научной картины мира никогда не имело характера абстрактно-познавательного процесса, напротив, каждый раз речь шла о процессе наиболее адекватного отклика на очередной вызов истории — такого теоретического отклика, который послужил бы базой для создания суммы технологий, обеспечивающих модернизационное преодоление очередной исторической бифуркации.
Из пятого и шестого эпистемологических принципов следует, что картина мира обладает важным фундаментальным свойством: она динамична, постоянно находится в движении и способна к развитию.
17. Особенности научной картины мира и философской картины мира. Необходимость сближения естественно-научного и гуманитарного видения мира (на примере антропного принципа и универсальной эволюции Вселенной).
Научная картина мира (НКМ) представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. Будучи целостной системой, НКМ существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.).
В ее структуре можно выделить два главных компонента: понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира - это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы).
Главное отличие НКМ от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.
Основным признаком науки является целая система свойств, которая в некотором специальном сочетании и пропорциях присуща именно научному знанию. Она строится на соединении чувственного и рационального познания. Один из признаков научности знания – использование математических методов.
Настоящая наука немыслима без научного эксперимента..
Философская картина мира (ФКМ) осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Объект мировоззрения - не мир в целом, но его предмет, т.е. то, что мировоззрение выделяет в объекте, - взаимоотношение мира природы и мира человека - макрокосмоса и микрокосмоса. Отсюда вытекает и круг ее проблем. Каково место человека в мире? Что собой представляет мир в целом? В чем заключается смысл человеческой жизни? Что такое время, пространство и движение?
Философия относится к теоретическому способу освоения мира. Теоретический способ сознательно "отстраняется" от объекта. Субъект теоретического отношения к миру - это человек, познающий мир в понятиях. Философия отдает себе отчет в колоссальной сложности постигаемого мира. Даже если он и не безграничен, он все же настолько велик, что для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. В качестве системообразующего принципа ФКМ выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от предельного порога обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости человеческого индивидуального бытия
В перспективе социально-гуманитарные науки ожидает воссоединение с естественно-математическими науками, разработка четкой классификации социально-гуманитарных наук, занятие центральной роли в системе наук. Это обусловлено тем, современное естествознание гуманизуется и гуманитаризуется (в него включается человек), а современное обществознание – математизитуется и компьютеризуется (в него проникают методы естественных наук).
Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания осуществляется в рамках общенаучной картины мира, в качестве основы которой в настоящее время выступает глобальный эволюционизм.
Антропный принцип (АП) (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным
18. Философские проблемы современной научной картины мира (на примере физики, космологии и биологии). Критика принципа редукционизма в современной науке.
Со вступлением человечества в третье тысячелетие и формированием новых парадигм познавательной деятельности становится весьма актуальным переосмысление существующих научных концепций. Возникает необходимость нового мировидения, создания системных представлений, адекватно отражающих мир во всем многообразии его проявлений (объектов, систем, процессов) и воплощающих в себе достижения научной и философской мысли последних десятилетий. В конечном итоге нужна новая, целостная научная картина мира (НКМ).
Современные проблемы формирования новой НКМ:
• Антропоцентризм - незаконная постановка человека в центр мироздания, нежелание видеть его реальное место в происходящих эволюционных процессах земной и космической природы.
• Большие психологические трудности в приодолении существующих стереотипов науки, ее традиционных парадигмальных установок и косности мышления самих исследователей.
• Еще не оформилась единая система общенаучных парадигм, соответствующая современному уровню развития теоретического знания.
• До сих пор сохраняется разобщенность знаний о природе, обществе, человеке и технике. Это Отсутствует теоретический фундамент для синтеза - общая теория эволюции или концепция универсального эволюционизма.
• Нет четкого представления об иерархии разн-х систем материального мира и их эволюционных преобразованиях. Не разработана типология эволюционизма, что ведет к смешению совершенно различных теоретико-познавательных систем – глобального, планетарного и универсального эволюционизма.
• Недостаточно широко и глубоко развиты сами эволюционные представления, в них отсутствуют системность и универсализм. Не охвачены эволюционным мышлением еще многие сферы теоретического познания, в том числе философия. Нет широкого философского осмысления самого феномена эволюции, проявляющегося во всех сферах бытия – в живой и неживой природе, в технике, в структурно-информационной реальности, в космических круговоротах, в направленном развитии самой Вселенной.
• НКМ еще не выступает стержнем научной идеологии, а соответственно не выполняет одной из главных своих функций – идейно-мировоззренческой. Она, являясь теоретической конструкцией, должна не только детерминировать реальные процессы вещественно-энергетических преобразований, но и оказывать существенное влияние на мыслительную сферу, на целостное мировидение человека.
Структура современной НКМ - три масштабно-структурных уровня: микро-, макро-, мегамир, и один производный – планетарный. Отсюда типологизация эволюционизма: 1) микроэволюционизм , 2) макроэволюционизм , 3) планетарный эволюционизм, и 4) глобальный (или мега-) эволюционизм. Эволюционизм – общеметодологический подход, делающий возможным объединение сложных и многообразных явлений мира в целостность, вскрывающий закономерности их взаимодействия и качественных взаимопереходов. Именно эволюционизм позволит отразить в научной картине не только настоящее, но прошлое и будущее в их противоречивом единстве.
Современная НКМ – это не только пространственно-подобное представление, раскрывающее структуру и иерархию мироустройства, но и временное, дающее образ мира в его развитии (и развитии отдельных его подсистем) из прошлого в будущее: рождение нашей Вселенной, образование звезд и галактик, возникновение Земли как индивидуализированного космического тела, появление живой материи и формирование биосферы, становление человечества и проч.
Кризис редукционизма в фундаментальных науках.«Редукционизм есть предположение, что низшие формы бытия более реальны, чем высшие его формы, которые могут быть сведены к комбинации низших. Редукционизм определяется как господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов. Редукционизм в науке – это стремление описать более сложные явления языком науки, описывающей менее сложные явления или класс явлений (например, сведение биологии к механике и т.п.). Разновидностью редукционизма является физикализм – попытка объяснения всего многообразия мира на языке физики.
Редукционизм неизбежен при анализе сложных объектов и явлений Но это привело к такому взгляду на окружающую действительность, который противоположен прежнему не в каких-то деталях, а в самом своем существе. Речь идет уже не о поправках, а об отмене предыдущей концепции. Такую постановку вопроса нельзя сгладить разговорами о какой-то диалектике или о необходимости синтеза двух точек зрения, ибо, как сказал Фейнман, у нас нет двух миров - квантового и классического, - нам дан один-единственный мир, в котором мы живем, и этот мир квантовый. И если поставить целью дать самую краткую характеристику принципов его устройства, то ею будет слово "антиредукционизм".