Основания для производства и воспроизводства научного знания (идеалы и нормы научности, научная картина мира, философские основания науки). Социокультурная обусловленность научного знания.
Идеалы и нормы научного творчества. Научное творчество это вид деят-ти. Отличие идеалов науки от норм науки. Идеалы: 1-Опред-ся будущим. 2-Идеалы желаемы в достижении. 3-Формулир. приблизительно, расплывчато, неопред. Нормы:1-Опред-я прошлым. 2-Их выполнение обязательно. 3-Опред-я однозначно, точно и строго.
Идеалы науки: 1-Теоретичность научного знания. Она выражается в 2-х аспектах. а-систематизация знания в пределах одной теории. б-объединение множества теорий в единую. Напр., в 60-е гг. амер физик Вайнберг и Салам объединили электро-магнитное поле и слабое ядерное в электро-слабое. 2-Истинность научного знания. Истинность. Выделяют 4 теории истины: 1) классическая теория истинности (Истинно, что сегодня 12.02. если сегодня 12.02) Истинно то знание, j соответствует действительности. 2)Когерентная теория истинности. Истинно то знание, j не противоречит др. истинному знанию.3) Прагматическая концепция истинности. Истинно то знание, j приносит пользу и подтверждается практикой. 4)эллиминационная теория истинности., т.е. знание не истинно, но убедительно. Выделяют 2 группы критериев истинности знаний: эмпирические критерии и теоретические. Истинность – желаемый результат научного знания. 3-Объективность научного знания. Всякое познание есть взаимод-е субъекта и объекта познания, причем в процессе познания они не сливаются в тождестве; в объекте всегда остается нечто недоступное субъекту, а в знаниях субъекта, не все определено объектом познания 4-Аксиоматизация знаний и формализация знаний. В качестве идеалов они означают следующее: Аксиоматизация – это построение дедуктивных теорий, в j очевидно ясных аксиом по заранее опред-м правилам выводится новое знание. Формализация – в случае тотального распространения позволило бы однозначно исчислять что делало бы любое док-во однозначным и не опровержимым.
Нормы научного знания: Выделяют 3 важнейшие универсальные нормы научного познания: 1-обоснованность это требование, согласно j всякое знание д.б. доказано исчерпывающим образом. 2-Логистическая последовательность. Логическая не противоречивость базируется на строгой обязательности определенных выводов из принятых положений.. 3.Рациональность. Сущность этой нормы выражается в след-х тезисах: 1.рациональными считаются такие действия, j приводят к поставленной цели. 2.Цель научной д-ти достижение истинных знаний.
Научная картина мира. Под картиной мира понимают сов-ти мировоз-х знаний, на основе j люди осмысливают реальность. Научная картина мира – это сов-ть знаний полученных в рамках научной рациональности.
Философские основания науки - одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания. ФОН выполняют две основные функции: 1) являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту; 2) определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия. Социокультурная обусловленность познания. В наше время направленность развития философии науки является отражением общей тенденции в истории познания — гуманитаризации и аксиологизации знания, противостоящих абсолютизации «предметно-вещного», односторонне объективистского подхода, требующего полного отвлечения от культуры и истории.. Примером этому может служить «поворот» от философии науки, верящей, что применение оптимальных стандартов, норм и правил может создать «хорошую науку», к философии науки, предпочитающей исследование неявных ценностных предпосылок и принципов. Примерами такого поворота могут служить «тематический анализ» Дж. Холтона; борьба формалистических и антиформалистических концепций философии науки, недостаточность каждой из которых очевидна, так же как очевидна необходимость их синтеза и взаимодействия, вполне достижимых в рамках социально-исторического понимания науки и ее методологии.
.
11. Специфика и структура эмпирического уровня знания (предмет, методы, источник знания, критерий истинности). Понятие и роль эмпиричесвких абстрактных объектов в науке, проблема их построения и реальности.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но подчинен. Поэтому объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений.
В эмпирическом знании 2 подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
Структура эмпирического знания:
1. Эмпирические высказывания (протокольные предложения);
2. Факты (индуктивные обобщения протоколов);
3. Эмпирические законы;
4. Феноменологические теории (они имеют отношение к явлениям).
Эмпирическое знание – совокупность высказываний о реальных эмпирических объектах.
Исходная форма любого эмпирического познания – наблюдение. Оно используется и в обыденном и в научном познании. Далее эксперимент, в котором, в отличие от наблюдения, ученый сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить результаты. Особенность эксперимента – он обеспечивает возможность активного практического воздействия на познаваемые процессы и явления. Эмпирические законы – определенная реальность, функция или поведение эмпирических объектов. Эта регулярность может иметь необходимый и устойчивый характер, когда выделяется причинная или функциональная связь (причина + следствие).
Абстракция (от лат. abstraho – отвлекать, исключать, отделять) – необходимое условие познания путем формирования «вторичных образов» реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и прочее.
Абстрактный объект- объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции; результат абстракции мыслится при этом как нечто самосущее, как отдельная реалия в системе определенных представлений. В зависимости от силы абстракций, порождающих абстрактные объекты, последние подразделяют на реальные и идеальные.
Самой развитой системой абстракций обладает математика, которая по существу является наукой об абстракциях. Естествознание в той мере, в какой оно пользуется математикой, заимствует из ее абстракций, добавляя к заимствованным и свои. Но вместе с тем существуют и общенаучные абстракции, необходимые как на первых шагах образования понятий, так и на всех уровнях формирования знаний о природной и общественной жизни.
12. Специфика и структура теоретического уровня знания (предмет, методы, источник знания, критерий истиныности). Понятие, роль и способ образования идеальных объектов в науке, проблема реальности идеальных объектов.
На теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явлений. На теоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.
Научная теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности..
Функции теории:
1. систематизация знаний, полученные в определенной области,
2.объяснение наблюдаемого положения вещей, экспериментальных фактов.
3. предсказание окружающих нас вещей и явлений.
Теоретическое знание – это совокупность высказываний об идеализируемых объектах – продукт конструктивной творческой деятельности человека. Идеальные объекты в отличие от реальных характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Таким образом, идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется..
На каждом уровне теоретические знания организуются вокруг конструкции - теоретической модели и формулируемого относительно нее теоретического закона. В качестве их элементов выступают абстрактные объекты, которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели.
В основании развитой теории выделяют фундаментальную теоретическую схему, построенную из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы (в ньютоновской механике ее основные законы формулируются относительно системы абстрактных объектов: "материальная точка", "сила"; связи и отношения перечисленных объектов образуют теоретическую модель механического движения)..
В развитых дисциплинах законы теории формулируются на языке математики. Признаки абстрактных объектов, образующих теоретическую модель, выражаются в форме физических величин, а отношения между этими признаками - в форме связей между величинами, входящими в уравнения.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.