I. Постнеклассический этап развития науки
I. Постнеклассический этап развития науки
Научная революция – коренное качественное преобразование системы научных знаний, осуществляемое на основе изменения методологии, философских оснований науки, идеалов и норм научного исследований.
Постнеклассический этап развития науки начался в 70-х гг. XX в. и продолжается поныне. Постнеклассическая наука связана со вторым (современным) периодом научно-технической революции, т.е. современного глобального технологического переворота. Современная наука находится в состоянии своего интенсивного развития.
Постнеклассический этап в развитии науки связан с так называемой компьютерной революцией, с компьютеризацией и интернетизацией науки, т.е. с качественным преобразованием системы хранения, использования, трансляции и получения знаний, во все большем применении комплексного подхода в решении научных задач.
Открытие и использование генных технологий на основе использования методов молекулярной биологии и генетики, конструирование генов, ранее не имевших места в природе, разработка методов клонирования.
Возрастание уровня абстрактности и сложности научных исследований в результате интенсивной математизации науки. Вследствие этого возникли такие новые теории, как электрослабая теория, квантовая хромодинамика, «теория великого объединения», суперсимметричные теории, а также наметился так называемый «кризис» (гносеологический) физики элементарных частиц.
В результате развития целого комплекса наук на новый уровень поднялось создание вычислительной техники: нейро-компьютеры с возможностью самообучения при решении сложных задач; нечеткие компьютеры в результате создания в начале XXI века теории нечетких множеств; появление высокоэффективных экспертных систем; открытия в области нанотехнологий, что создало основу проектирования искусственного интеллекта. Все шире в науке применяется математическое моделирование, так как объектами науки становятся системы, с которыми невозможно традиционное экспериментирование.
Объектами исследования становятся такие сложные и уникальные системы (в том числе и в обществознании), для которых характерна открытость и саморазвитие, бифуркационное состояние (по И. Пригожину) и в которые включен человек: человекоразмерные комплексы, медико-биологические, экологические, человеко-машинные, биотехнологические и др., включающие в себя системы информационные и элементы искусственного интеллекта. Отмеченное связано с учетом и решением новых этических проблем.
Идет процесс объединения идей системного, синергетического и эволюционного подходов с целью построения единой общенаучной картины мира. Указанное ведет к возрастанию интеграции, синтеза наук.
Наряду с принципом универсального эволюционизма в науке возрастает роль и значение теории самоорганизации – синергетики. Эта наука изучает согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных макросистемах различной природы (в том числе и в обществе, но в несколько ограниченном плане), рождение порядка, самоорганизации из хаоса.
В постнеклассической науке утверждается идея целостности бытия, на этой основе усиливается интеграция естественных и общественных наук, взаимопроникновение их методов, взаимосвязь предметов исследования (инженерная психология, экономическая кибернетика, техническая эстетика, этология, экология и т.д.). Отсюда обосновывается закономерность современной глобализации через многовариантность человеческой цивилизации, состоящей из многих, но взаимосвязанных составляющих (Восток – Запад, Север – Юг, евразийство).
Развивается идея коэволюции, т.е. глобального эволюционизма, взаимообусловленного, сопряженного изменения систем или элементов внутри целого (в том числе идея коэволюции человека, общества и природы(отечественные академики Н.Н. Моисеев, И.Т. Фролов), развертывание идей космизма, возрастание роли космосферного сознания.
Синергетика
Основные понятия синергетики
«Синергетика» происходит от греческого «синергетикос» - совместный, согласованно действующий. Это научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических и других) благодаря интенсивному (потоковому) веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях.
На первом этапе развития под синергетикой понимали область научных исследований, целью которых было выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и пространственных структур в сложных неравновесных системах различной природы: физических, химических, биологических, социальных и т. д. Здесь «совместное, согласованное действие» может быть как следствием самоорганизации (в результате развития собственных неустойчивостей в системе), так и следствием вынужденной организации за счет внешних воздействий. Пример последней — известная синхронизация мод в многомодовом лазере с помощью внешнего периодического воздействия. Однако в настоящее время можно констатировать, что в подавляющем большинстве случаев изучается именно самоорганизация; «Самоорганизация социальных, экономических и исторических процессов», «Явления самоорганизации в системах с многовариантным поведением» и т. д.
I. Постнеклассический этап развития науки
Научная революция – коренное качественное преобразование системы научных знаний, осуществляемое на основе изменения методологии, философских оснований науки, идеалов и норм научного исследований.
Постнеклассический этап развития науки начался в 70-х гг. XX в. и продолжается поныне. Постнеклассическая наука связана со вторым (современным) периодом научно-технической революции, т.е. современного глобального технологического переворота. Современная наука находится в состоянии своего интенсивного развития.
Постнеклассический этап в развитии науки связан с так называемой компьютерной революцией, с компьютеризацией и интернетизацией науки, т.е. с качественным преобразованием системы хранения, использования, трансляции и получения знаний, во все большем применении комплексного подхода в решении научных задач.
Открытие и использование генных технологий на основе использования методов молекулярной биологии и генетики, конструирование генов, ранее не имевших места в природе, разработка методов клонирования.
Возрастание уровня абстрактности и сложности научных исследований в результате интенсивной математизации науки. Вследствие этого возникли такие новые теории, как электрослабая теория, квантовая хромодинамика, «теория великого объединения», суперсимметричные теории, а также наметился так называемый «кризис» (гносеологический) физики элементарных частиц.
В результате развития целого комплекса наук на новый уровень поднялось создание вычислительной техники: нейро-компьютеры с возможностью самообучения при решении сложных задач; нечеткие компьютеры в результате создания в начале XXI века теории нечетких множеств; появление высокоэффективных экспертных систем; открытия в области нанотехнологий, что создало основу проектирования искусственного интеллекта. Все шире в науке применяется математическое моделирование, так как объектами науки становятся системы, с которыми невозможно традиционное экспериментирование.
Объектами исследования становятся такие сложные и уникальные системы (в том числе и в обществознании), для которых характерна открытость и саморазвитие, бифуркационное состояние (по И. Пригожину) и в которые включен человек: человекоразмерные комплексы, медико-биологические, экологические, человеко-машинные, биотехнологические и др., включающие в себя системы информационные и элементы искусственного интеллекта. Отмеченное связано с учетом и решением новых этических проблем.
Идет процесс объединения идей системного, синергетического и эволюционного подходов с целью построения единой общенаучной картины мира. Указанное ведет к возрастанию интеграции, синтеза наук.
Наряду с принципом универсального эволюционизма в науке возрастает роль и значение теории самоорганизации – синергетики. Эта наука изучает согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных макросистемах различной природы (в том числе и в обществе, но в несколько ограниченном плане), рождение порядка, самоорганизации из хаоса.
В постнеклассической науке утверждается идея целостности бытия, на этой основе усиливается интеграция естественных и общественных наук, взаимопроникновение их методов, взаимосвязь предметов исследования (инженерная психология, экономическая кибернетика, техническая эстетика, этология, экология и т.д.). Отсюда обосновывается закономерность современной глобализации через многовариантность человеческой цивилизации, состоящей из многих, но взаимосвязанных составляющих (Восток – Запад, Север – Юг, евразийство).
Развивается идея коэволюции, т.е. глобального эволюционизма, взаимообусловленного, сопряженного изменения систем или элементов внутри целого (в том числе идея коэволюции человека, общества и природы(отечественные академики Н.Н. Моисеев, И.Т. Фролов), развертывание идей космизма, возрастание роли космосферного сознания.