Пути преодоления противоречий в системе «природа-общество».

1. Понятие природы. Структурные уровни организации природы.В

современной философской литературе понятие «природа» рассматривается в трех аспектах:

1) природа как происхождение вещи, ее первоначальная сущность;

2) природа как совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации;

3) природа как объект естествознания.

В контексте рассматриваемой темы наибольший интерес представляет второй аспект. Противостоящую человеческой культуре природу можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком контексте понятие «природа» тождественно категории «материя» и обозначает объективную реальность, весь материальный мир Вселенной. В свою очередь этот мир подразделяется на:

1. Мир неживой (неорганической) природы.

2. Мир живой (органической) природы.

3. Общество или социальный мир.

В неживой природе различают следующие уровни организации: вакуум, плазму, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики и метагалактики.

В живой природе различают: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клеточные и многоклеточные организмы, уровни целого живого организма, сообщество организмов, биологические виды, биогеоценозы и в целом биосфера как область распространения жизни на Земле. В первой половине XX века были открыты хромосомы - структурное ядро клетки и ген-единица наследственности. Интенсивные исследования в области молекулярной биологии привели в конце XX века к расшифровке генома человека.

В социальном мире различают уровни: человека, семьи, классов, народов, общества в целом.

В узком смысле под природой понимается совокупность естественных
условий существования человека и общества, его естественная среда
обитания, включающая литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу.___

Таким образом, природа есть часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества.

Для более глубокого понимания природы необходимо раскрыть содержание целого ряда других понятий, уточняющих и расширяющих

базовую категорию: природная среда, географическая среда, биосфера, ноосфера и др.

Одной из составляющих природной среды является литосфера -твердая оболочка земного шара, в состав которой входит земная кора и верхняя ее часть - мантия. Более глубокие слои литосферы - полезные ископаемые, энергоносители - уголь, нефть, газ, а также руды черных и цветных металлов. Минерально-сырьевые ресурсы - основа богатства страны.

Атмосфера - газообразная оболочка Земли, в состав которой входит азот, кислород, углекислый газ и ничтожно малый процент озона, тонким слоем содержащийся в стратосфере. Содержание в атмосфере углекислого газа и увеличивающаяся с каждым годом ее концентрация приводит к разрушению защитного слоя Земли. Ученые бьют тревогу: над Антарктикой обнаружена огромная озоновая дыра площадью в 28,3 млн. кв.км., что в три раза больше, чем площадь США.

Гидросфера - водная оболочка Земли, наиболее динамичная и подвижная часть природной среды. Почти 70% земной поверхности покрывают моря и океаны, реки, озера и ледники. Водные ресурсы Земли составляют 1,6 млрд. км . Но, собственно, воды становится все больше и больше: начали таять многокилометровые толщи льда на полюсах планеты -Земля вступила в период глобального потепления. И если сохранится нынешняя тенденция выброса в атмосферу парниковых газов, возможен даже всемирный потоп, первые признаки которого уже зафиксированы в Европе. Ученые отмечают, что средняя температура Земли в XXI веке может повыситься до 2-5 градусов Цельсия, и если не принять никаких мер -уровень мирового океана может подняться на 1,5 метра, что приведет к затоплению не только островов в морях и океанах, но и прибрежных районов, где проживает 30% населения планеты. Нельзя не видеть, что с потеплением климата на Землю все чаще обрушиваются шквалы ураганов, наводнений, тайфунов и смерчей. И страшны даже не столько эти природные катаклизмы, сколько нежелание людей, обличенных властью, найти выходы из создавшейся экологической ситуации: ведь и Гаагская конференция 2000 г. по проблемам изменения климата Земли, представляющая 185 стран мира, закончилась нулевым результатом.

Особенно ощутимые потери несет биосфера - область существования живого вещества, наиболее сложная природная подсистема географической оболочки Земли, наполненная жизнью. Осознание целостности жизни содержится уже в трудах Ж.Б.Ламарка, но впервые понятие «биосфера» было употреблено в 1875 г. австрийским геологом Э.Зюссом. В изучение биосферы большой вклад внесли Ч.Дарвин, А.Опарин, В.Вернадский. В 1926 г. вышла в свет книга В.И.Вернадского «Биосфера», в которой изложена целостная концепция биосферы. «Биосферу определяют, - писал Вернадский, - как область жизни, однако более точно ее следует определить как оболочку, в которой могут происходить изменения, вызванные происходящим солнечным изменением... Биосфера включает в себя земную тропосферу,




океаны и тонкую пленку в континентальных областях, уходящую на глубину не менее, чем на 3 км. Человек стремится увеличить размеры биосферы». К естественным телам биосферы он относил «живые, косные или биокосные как, например, почва или озерная вода». «Косное вещество резко преобладает по массе и по объему. Происходит неп1ерывная миграция атомов из косного вещества биосферы в живое и обратно» .

В современных представлениях эти взгляды В.И.Вернадского получили дальнейшее развитие и уточнение. Так, совокупность растительного и животного мира охватывается понятием биота. а уголь, торф, нефть и газ, образовавшиеся на их основе, получили название биогенных веществ. Болота, озера, поля, луга и леса как относительно целостное и устойчивое образование получили название биогеоценоза.

С появлением жизни на Земле между органической и неорганической природой установилась тесная взаимосвязь. Живые организмы оказывали активное воздействие на все оболочки планеты. Биосфера, таким образом, формировалась под влиянием живого вещества. Знание истории становления биосферы, взаимосвязей и взаимовлияния живой и неживой природы дают основание рассматривать природу Земли как единое целое. А с появлением человеческого общества в истории биосферы начался качественно новый этап: произошел скачок в развитии природы, когда человек активно взаимодействуя, изменяя и преобразуя ее, создает так называемую «вторую природу» в соответствии со своими потребностями, интересами и целями. В системе «природа-общество» появился новый элемент - «антропосфера» (сфера человека, общества).

Совокупность предметов и явлений природы, освоенных и преобразованных в процессе хозяйственной деятельности человека, называется географической средой.

Таким образом, природная среда, естественные условия жизни человека - земля, вода, воздух, поля, леса и горы - являются условием его нормальной жизнедеятельности, здоровья и благополучия, и потому могут рассматриваться им как высшая общественная ценность.

2. Основные этапы взаимодействия природы и общества.Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как:

- оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека);

- оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития; еще академик Вернадский отмечал, что человек геологически

1 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера // В.И.Вернадский. Биосфера. Мысли и наброски. Сборник научных работ В.И.Вернадского. - М.: Издат. дом «Ноосфера», 2001. - С.161.

связан с материально-энергетической структурой биосферы, и вне этих природных условий его существование невозможно;

- темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; природа влияет на размещение производительных сил и общественного разделения труда;

- кроме того, природа, в силу своей цикличности, заставляет людей подчиняться этой цикличности;

- и наконец, что весьма важно, природа выступает основой всех знаний человека о мире.

С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как:

- оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества);

- в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворительными).

Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода - дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество».

Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью).

Второй период - техногенным, он охватывает два этапа - аграрный и индустриальный.

Третий период - ноогенный (настоящее время).

Для биогенного периода характерны охота, ловля рыбы, собирание и присвоение готовых продуктов природы с использованием примитивных орудий труда. Роль природной среды в жизнедеятельности человека была определяющей. Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер. Человек непосредственно общался с миром природы, будучи сам частицей природы, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Существенного влияния на природу он не оказывал, поэтому между человеком и природой была относительная гармония. Природа выступала как необходимая предпосылка функционирования и развития человека и общества, она - естественная кладовая материально-энергетических ресурсов, поставляя ему материал для создания орудий труда, с помощью которых он, изменяя природу, изменял и свою собственную природу. Но эта такая гармония человека и природы, которая не только исключала, но и предполагала суровую жизнь в борьбе с

природой, ибо последняя противостояла людям еще как чуждая, всемогущая и неприступная сила, а поэтому у человека и сформировалось преимущественно животное осознание природы.

Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вызвал подлинную революцию в производительных силах общества - от готовых продуктов природы человек перешел к их производству. Производство орудий труда становится особой социальной потребностью, а труд - главным условием жизни. Человек стал осваивать материальное производство: качественно меняется отношение и характер влияния человека на природу -оно принимает характер преднамеренных и целесообразных действий, направленных на получение необходимых средств жизни. Общество вступает в техногенный период своего взаимоотношения с природой. В рамках этого периода выделяют два этапа - аграрный и индустриальный. Аграрный этап характеризуется возросшим масштабом влияния общества на природу: возникают первые рабовладельческие цивилизации на Древнем Востоке (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Здесь зарождаются новые отрасли знания -астрономия, геометрия, арифметика, обслуживающие главным образом ирригационное земледелие и скотоводство. Надо сказать, что масштабы материально-технической деятельности человека еще не нарушали его равновесия с природой.

Однако дальнейший рост промышленного производства качественно меняет ситуацию - совершается переход ко второму этапу техногенного периода - индустриальному, связанному с возникновением машинного производства и его широкого внедрения в производство, в силу чего давление человека на природу возрастает. Процесс зарождения машинного производства и его влияние на природную среду обстоятельно исследован Марксом в тринадцатом разделе «Капитала» («Машины и крупная промышленность»). Это было время всеобщего преклонения перед техникой, с которой связывались надежды на быстрый рост общественного богатства. Это было и время возвышения власти человека над природой, развитие его человеческой индивидуальности. Вся история промышленности была, по меткому выражению Маркса, раскрытой книгой человеческих сущностных сил. Но наряду с этим материальным и духовным приобретением человека, техника таила в себе демонические силы разрушения и, главное, -моральную деградацию человека. Более того, ускорение научно-технического прогресса вело к тотальной и хищнической эксплуатации природы, истощению ее природных ресурсов - с такими «достижениями» вступал человек в XXI век.

Третий период в истории взаимодействия природы и общества получил название ноогенного (или ноосферного). Слово «ноосфера» составлено из греческих слов «ноос» - разум и «сфера» в смысле оболочки Земли. Данное понятие впервые ввел в научный оборот французский натуралист Э.Леруа, а в 20-х годах XX века активно использовал П.Тейяр де Шарден, понимая под ноосферой выражение божественного духа. Научную концепцию ноосферы разработал В.И.Вернадский, понимая под ней сферу Разума, Труда и Науки.

«Ноосфера, - писал он, - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И может быть, поколение наших внуков уже приблизится к их расцвету» .

В XX веке произошел взрыв научной мысли, человечество вступило в высшую фазу своего развития, сопряженную с информационно-компьютерной революцией, которая подвела итог существования материальной цивилизации, отдав приоритет знанию, информации, интеллекту, самосознанию и образованности личности. Информационные ресурсы, таким образом, приобретают статус стратегического ресурса и самого мощного источника богатства. Высокие современные технологии (генная инженерия, биоинформационные компьютерные и наннотехнологии) стали не только знаковыми событиями ушедшего века, но и определяли магистральный путь развития, прогнозируя несущие конструкции динамично развивающегося общества XXI века.

В настоящее время с сожалением приходится признать, что человеческому Разуму еще не хватает мудрости гармонизировать систему «природа-общество» и свою собственную природу. Стремление к быстрому обогащению, безудержная жажда денег и власти, зависть и агрессивность, желание господствовать над другими стали причиной хищнической эксплуатации природных богатств планеты, их прогрессирующего истощения и разрушения природной среды обитания. В связи с этим многие исследователи не без основания полагают, что наша Земля - это «живая планета Гея», обладающая способностью к саморегулированию и самовосстановлению собственного организма. Сегодня планета «больна человеком», и речь должна идти об исцелении от «человекоцентризма». В этих условиях необходима мировоззренческая переориентация человечества с целью спасения Земли.

3. Пути преодоления противоречий в системе «природа-общество».В современных условиях коренного изменения бытия людей, обусловленного катастрофическим нарастанием негативных последствий непродуманного развития технической, технологической цивилизации, человечество оказывается перед альтернативой: глобальный кризис во взаимоотношении общества с природой или поиск нового мировоззрения и установок деятельности людей.

Понимание противоречивого взаимоотношения природы и общества и, следовательно, путей преодоления данного противоречия невозможно без конкретизации характера совокупной человеческой деятельности, ее субъекта, целей и результатов. Российский философ В.А.Кутырев предлагает

1 Там же.-С. 175-176,177.

рассматривать деятельность человечества через призму трех парадигм: созерцательной, собственно деятельностной и парадигмы общения. Критерием для выделения данных парадигм выступает специфика субъект-объектных отношений.

В первой - созерцательной парадигме - субъект (человек) не противопоставлен объекту (природе, космосу, сакральному мирозданию), а особым образом соотнесен с ним, и его деятельность органично вплетена в природные мегациклы: «мудрость в том, чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» (Гераклит Эфесский).

Вторая - деятельностная парадигма - формируется в Новое время в результате размежевания субъект-объектных отношений и такой интерпретации объекта, при котором природа предстает в виде безликого, безжизненного, грубого материала, сгустка энергии, сил и вещества (набора «полуфабрикатов»). Суть такой позиции хорошо выражена словами тургеневского героя Базарова: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». XX век, век бурного развития науки и техники, как отмечалось выше, обострил до предела и выявил тупиковость данных взглядов. Многие известные ученые катастрофического столетия пришли к осознанию бесперспективности данной парадигмы, в частности, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, выразил это в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Так, например, вторым смертным грехом он считает: «Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но

убивающее и в самом человеке всякое благоговение перед красотой и

1 величием открытого ему творения» .

Наметившийся слом новоевропейской парадигмы инициировал поиски в создании новой парадигмы, способной снять деструктивные последствия человеческой деятельности и создать новый «канон», в котором природа предстанет уже не объектом, а наделенным субъектностью целостным и, как оказалось, конечным образованием. Таким образом, новая парадигма -«парадигма общения» - должна основываться на субъект-субъектном принципе. Суть этого принципа состоит в таком видении структуры отношений «человек-природа», при котором природа в различных ее аспектах - естественная окружающая среда, социум и отдельные индивиды -выступают как полноценные субъекты этих отношений.

На исключительную важность этого принципа в условиях предельно обострившихся глобальных проблем настойчиво указывал академик Н.Н.Моисеев. Он же сумел плодотворно развернуть этот принцип в теорию универсального эволюционизма, ставшую теперь доминирующей в научном мире. Причем Н.Н.Моисеев полагал, что в ее развитии свое веское слово должны сказать не только ученые, которые исследуют систему «человек-биосфера», но и люди, осуществляющие принятие конкретных решений -

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998. - С.58.

политики, управленцы, экономисты, производственники. И более того: «Государство и в его лице гражданское общество обязано эффективно вмешиваться в производственную деятельность, экономические процессы» . Иными словами, общество должно поставить на правовую основу регламентацию производственной и предпринимательской деятельности с учетом защиты интересов самой природы.

Однако, названной правовой основе должен предшествовать этико-нормативный базис, который скрепляет всю гамму отношений «человек-природа». Поиск этической константы привел Н.Н.Моисеева к формулировке двух системно-нормативных и регулятивных императивов: экологического и нравственного. Эти императивы, задающие новую парадигму бытия человека совместно с себе подобными и природой, сформулированы предельно конкретно:

а) для продолжения своей истории Человеку необходимо научиться
согласовывать не только свою локальную, но и глобальную
(всепланетарную) деятельность с возможностями Природы; людям
необходимо осознать потребность в установлении жестких рамок
собственного развития, необходимость согласования своей деятельности с
развитием остальной биосферы;

б) Человек должен осознать свою принадлежность не только к своей
семье, стране, нации, но и ко всему планетарному сообществу, он должен
почувствовать себя членом этого сообщества, принять на себя
ответственность за судьбу всего человечества, за жизни чужих ему и далеких
от него людей; Человек должен научиться по-иному относиться к природе,
отказаться от опасной иллюзии господства над ней и научиться жить, следуя
законам Природы .

Созвучен предложенным Н.Н.Моисеевым и "новый категорический императив" с экологической нагруженностью, разработанный современным немецким философом Г.Йонасом:

а) «Поступай так, чтобы последствия твоей деятельности
согласовывались с продолжением аутентичной человеческой жизни на
Земле» или

б) «Поступай так, чтобы последствия твоей деятельности не были бы
разрушительными для будущей возможности такой жизни» .

Дальнейшая адаптация и развитие этих императивов в конкретных природоохранных мероприятиях предусматривает не просто объективистское, стороннее понимание природного многообразия, но и связано с активизацией ценностного восприятия эволюции экосистемы, составной частью которой является Человек. «Глупо и очень безответственно

1 Моисеев Н.Н.Быть или не быть ... человечеству? - М: б/и, 1999. - С.54.

2 Там же. - С.48-49.

Ионас Ганс. Принцип в1дпов1дальност1. У пошуках етики для технолопчно'1 цивипзацп. -Ки1в: Л1бра, 2001. - С.27-28.

жертвовать биологическим многообразием ради краткосрочной

1 экономической выгоды» .

Парадигма общения нашла отражение в стратегии коэволюционного развития, суть которой состоит в целостном подходе к отношению между самоорганизующимися системами, с корреляцией их эволюционных изменений, которые сопряжены друг с другом, взаимно адаптированы.

Принцип коэволюционного развития, по мнению И.И.Кального, предполагает понимание в качестве объекта философского анализа не природу или человека, а именно отношения «природы, общества, человека», взаимосвязь биосферы и ноосферы; взаимосвязь и взаимодействие природы, культуры и цивилизации.

Идея коэволюции формирует особое экологическое сознание человека, стоящего перед ликом природы в диапазоне от благоговения и вопрошания до «после меня - хоть трава не расти». Она формирует критический взгляд человека на мир и на самого себя, учит самостоятельно вырабатывать и принимать решения, при этом ориентируясь на конкретную экологическую ситуацию. Принцип коэволюции ставит под сомнение доминанты технократического мышления, в котором экологический кризис рассматривается как сугубо внешний по отношению к человеку. Парадокс технократического мышления состоит в том, что, признавая порожденность экологического кризиса всем ходом научно-технического прогресса, оно не видит иных путей, кроме как создания новых технологий по «коррекции», «оптимизации» своей производственной деятельности. Практика показывает, что внедрение подобных технологий оборачивается еще большей деградацией окружающей среды и самого человека. На наш взгляд, разрешение противоречий в системе «Человек-Природа» становится возможным лишь при формировании новых «человеческих качеств» (А.Печчеи), мировоззренческой переориентации человека на биосферозначимые ценности.

Таким образом, глобальный кризис во взаимоотношении общества и природы - это не результат единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, в формировании у людей, и прежде всего у молодежи, установок экологически ориентированного мышления, основанного на принципах коэволюционной стратегии, то есть совместного, взаимосогласованного, гармоничного соразвития человека, общества и природы.

Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат - половина. Отдача -двойная. Новый доклад Римскому клубу. - М: Academia, 2000. - С.306.

ТЕМА 7 ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Наши рекомендации