Русская философия XIX - первой половины XX века.
1. Генезис философии. Философия древнего мира.Философия уходит своими корнями в глубокую древность, и историки философии расходятся во мнении о причинах и условиях генезиса философского знания. Одни из них хронологически связывают происхождение философии с появлением первых письменных памятников человечества, написанных на санскрите; другие - с возникновением классов и государства; третьи - с наблюдавшимся в VI веке
до н.э. подъемом духа, который немецкий философ К.Ясперс назвал „осевым временем".
Переход от бронзового века к железному, от варварства к цивилизации, от матриархата к патриархату, разложение родовой общины, появление письменности, зарождение товарно-денежных отношений, возрастание оппозиции к традиционной религии, усиление критического духа, неудовлетворенность мифологическим объяснением мироустройства, рост научного знания - вот лишь некоторые условия, в которых создавались первые философские концепции.
Анализируя мнения современных историков философии, можно выделить три подхода к решению проблемы генезиса философии:
а) мифогенный, с позиций которого философия рождается из мифов;
б) гносеогенный, в соответствии с которым философия является
продуктом развития первоначальных знаний о мире;
в) синтетический, согласно которому философия возникает из
нерасчлененного целого мифологических, религиозных, научных
представлений, получившего название „предфилософии".
Примерами предфилософии могут служить тексты Вед - древнейшего в мире письменного памятника, созданного в Древней Индии, а также древнегреческие эпические поэмы „Илиада" и „Одиссея", приписываемые Гомеру, поэмы Гесиода „Труды и дни" и „Теогония".
В любом случае появление философии связано со значительным переломом в жизни общества, когда смысл человеческой жизни, ее привычный ход и порядок оказываются под угрозой, когда старые мировоззренческие ориентиры и установки перестают функционировать, когда мораль кровнородственных отношений вступает в конфликт с частными интересами отдельной личности. Философия формируется в тот период, когда социально-политический и нравственный кризис ставят человека в неоднозначную ситуацию, вытесняя его мышление в плоскость смысложизненных проблем, относительно которых невозможно использовать привычную канву мифологического миропонимания.
Таким образом, с распадом родовых отношений происходит разложение мифологического мировоззрения на религиозную, философскую и художественно-поэтическую составляющие. Можно сказать, что философия с ее стремлением дать рациональное объяснение реальности постепенно приходит на смену мифологической картине мира.
Последующая эволюция философского знания демонстрирует нам огромное множество концепций, школ, направлений, которые просто невозможно рассмотреть в рамках данного курса. Поэтому ограничимся лишь общей характеристикой основных типов и этапов развития философии.
В Древнем мире сформировалось несколько типов философствования (три древневосточных и один европейский, античный), каждый из которых обладает своей собственной спецификой.
Цивилизация Древнего Востока возникает в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Наличие Ближневосточного
(Египет и Междуречье), Средневосточного (Древняя Индия) и Дальневосточного (Древний Китай) очагов цивилизаций обусловили, соответственно, появление трех своеобразных типов философского знания на Востоке.
Ближневосточный тип характеризуется приоритетом натурфилософской проблематики, то есть поисками первоначала всего сущего, переосмыслением природных процессов, построением космогонических систем. В Египте и Междуречье в конце III - начале II тыс. до н.э. в таких памятниках древней культуры, как „Песнь арфиста", „Беседа разочарованного со своей душой", „Беседа господина с рабом" высказываются сомнения в истинности религиозно-мифологических конструкций, звучат идеи автономности материального и духовного миров, проблемы жизни и смерти, подвергается критике социально-политическое устройство общества.
В Древней Индии философия, возникшая на основе ведической литературы, носила преимущественно интравертный (направленный вовнутрь) и пессимистический характер. Елавное предназначение философии индусы усматривали в выработке руководства к действию, к поведению. Вечный процесс перерождений (сансара) осуществлялся по закону воздаяния (кармы). Социальный статус человека напрямую зависел от его деяний „в прошлой жизни". Признававшие авторитет Вед философские школы (Веданта (изучение Вед), Вайшешика (поиски материального первоначала), Санкхъя (число), Нъяя (логика), Миманса (жертвоприношение), Йога (духовное и телесное самосовершенствование) и т.п.) противостояли неортодоксальным направлениям (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята).
В Древнем Китае, напротив, богатая философская традиция имела ярко выраженную социальную направленность и рассматривала центральное положение человека как „средины" между Небом и Землей. Важнейшим понятием китайской философии является категория Дао, означавшая одновременно закономерность, путь, метод, истину, благой ход вещей и человеческой жизни. Среди философских школ, учения которых не столько противостояли, сколько дополняли друг друга, особо следует выделить школу „инь" и „ян", школу „имен", конфуцианство, моизм, легизм и даосизм.
Несколько позднее в Древней Ереции возникает тип философствования, коренным образом отличавшийся от древневосточных типов и заложивший основы мыслительной культуры западной цивилизации. Совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Ереции и Древнем Риме с конца VII века до н.э. до VI века н.э., называют античной философией. Античный тип философствования, таким образом, на протяжении 1200 лет был господствовавшим в Средиземноморском регионе. Для него были характерны следующие черты:
- космоцентризм мировосприятия, в котором Вселенная рассматривалась в неразрывной связи с человеком, а человек представлялся как органическая частица Вселенной, ее микромодель - „микрокосм";
- антропоцентризм, то есть направленность философской мысли на
человека, его внутренний мир, его познавательные способности;
связь с научными (математическими, природоведческими, политическими) знаниями, а также с мифологией и искусством;
- огромное многообразие направлений и школ, которые являются
истоком для всех позднейших форм европейского философствования.
Античная философия прошла в своей эволюции ряд периодов, среди которых следует выделить:
1. Доклассический период (VI-V вв. до н.э.). Материально-чувственный
космос выступает здесь и в качестве объекта, и в качестве субъекта
философской рефлексии. Основная проблема - поиски первоосновы всего
сущего, стремление вырвать Космос из „объятий мифа", найти в нем
объективную основу, которая в то же время была бы и универсальным
законом мирового развития (Логосом). Представители этого периода
усматривали первоначало в воде {Фалес Милетский), воздухе (Анаксимен),
апейроне (Анаксимандр), числе {Пифагор), огне {Гераклит), атомах
(Демокрит) и т.д.
2. Классический период (V-IV вв. до н.э). Начинается с софистов и Сократа, которые разделили объект и субъект познания и совершили поворот в философствовании от натурфилософской проблематики к изучению человека, проблем гносеологии, самопознания, этической антропологии. Высшим теоретическим синтезом натурфилософской и антропологической линии философствования стали системы Платона и Аристотеля.
3. Период эллинизма (IV в. до н.э. - I в. н.э.). Закат античной цивилизации. Человек все больше осознает себя субъектом познания и самопознания, здесь разрабатывается прежняя проблематика, но в ней доминирует тенденция к субъективизму. Школы: стоицизм, скептицизм, эпикурейство.
4. Римский период развития античной философии (I-VI вв. н.э.). Здесь единство объекта и субъекта проявляется в том, что человек воспринимается в качестве творческого, аналитического, рефлексирующего начала. Для римского периода характерна эклектичность взглядов в школах неоплатонизма, скептицизма, эпикуреизма. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антоний, Тит Лукреций Кар, Цицерон.
В античной философии уже обнаружили себя материализм и идеализм, диалектика и метафизика, рационализм и мистицизм, агностицизм и скептицизм.
В частности, материализм как одно из двух главных философских направлений происходит из атомистических представлений об устройстве мира Левкиппа и Демокрита. Мир состоит из невидимых атомов (в переводе с греческого атом - „неделимый") и пустоты. Атомы имеют различную форму и находятся в состоянии вечного движения по определенным траекториям. Соединяясь друг с другом, они создают макротела. Душа человека также состоит из атомов идеально круглой и гладкой формы.
Материалистической „линии Демокрита" противостоит идеалистическая „линия Платона". В соответствии со взглядами Платона, существует особый мир вечных и неизменных форм - „эйдосов" или идей. Платон признает первичность мира идеальных сущностей. Земной мир - лишь копия, «тень» мира идей, он изменчив, подвижен, конечен. Душа человека - также идея, существовавшая в особом мире идей до ее вселения в тело. Отсюда вытекает платоновское представление об истинном познании как „припоминании" того, что видела душа в этом идеальном мире. Из онтологии и гносеологии Платона органично вытекают его психологические взгляды, учение об обществе и государстве. Сказанное позволяет считать Платона основателем и классиком объективного идеализма.
Отцом стихийной диалектики считается Гераклит Эфесский, призывавший рассматривать вещи в их постоянном движении. Признавая диалектику стихий („весь мир - огонь, временами вспыхивающий, временами затухающий", „все течет, все изменяется", „бессмертны смертные, одни живут за счет других"), Гераклит не считал, что диалектика познания должна копировать диалектику природы. Наоборот, диалектика чувственного восприятия вследствие разнообразия чувственного мира мешает разуму познать единый порядок - Логос.
Основы метафизического метода были заложены Аристотелем, вклад которого в античную философию трудно переоценить. Будучи эрудированным ученым, он стал автором геоцентрической космогонической системы, просуществовавшей долгие века вплоть до открытия Н.Коперника. Аристотель критиковал Платона за разрыв материального и идеального миров, однако считал материю лишь пассивной возможностью бытия. Для актуализации этой возможности необходимо воздействие на материальное вещество идеальной формы. При этом материя понималась как косное образование, оживляющееся активной формой. В конечном счете, созданная Аристотелем иерархия форм доходит до своего высшего, вселенского проявления - так называемой энтелехии (проблема перводвигателя или демиурга). Аристотелем была разработана первая философская система категорий, заложены основы формальной логики, включая законы и переменные, которыми мы пользуемся и ныне.
Таким образом, античная философия во многом обусловила специфику европейского мировоззрения. Рационализм Аристотеля стал тем основанием, на котором зиждется вся философская культура Западной Европы, в то время как византийская и восточноевропейская традиция тяготеет к Платону с его сакральностью знания и культом мудрости. После распада Римской империи на Западную и Восточную данная тенденция получила политическое закрепление. В 529 году н.э. римским императором Юстинианом было принято решение о закрытии платоновской Академии в Афинах, тем самым фактический закат античной философии получил свое юридическое закрепление. Дальнейшее развитие европейской философии связано с христианским вероучением, получившим распространение в эпоху Средних веков.
2. Философские идеи Средних веков и эпохи Возрождения.
Философия Средневековья охватывает тысячелетний период от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Это была эпоха возникновения и расцвета мировых религий. Иной по отношению к античности тип философствования был обусловлен принципиально иным типом цивилизации, развитием феодальных отношений, новых социально-политических условий.
Средневековая философия по своей мировоззренческой сути теоцентрична. Реальность, означающая все сущее, выводится не из природы, а из Бога. Содержание монотеистических религиозных учений (в первую очередь, иудаизма, христианства, мусульманства) определило появление особого типа философа: философа-священнослужителя.
Рассматривая западноевропейскую философскую традицию, необходимо выделить следующие черты средневековой философии:
1) Вторичность философских истин по отношению к догматам
католического вероисповедания, в основе которого лежат два принципа:
креационизм и откровение. Первый из них - сотворение мира Богом - стал
основой средневековой онтологии, второй - средневековой гносеологии.
Следует особо подчеркнуть, что творением Бога считается не только
природа, но и Библия как средоточие мудрости Слова.
2) Рационалистическое обоснование догматов церкви, а на ранних
этапах - борьба с язычеством, патристика (учение отцов церкви). По мере
того, как католицизм становился господствующей идеологией Западной
Европы, философия стала использовать для апологетики (защиты веры)
положения античных философов, в первую очередь, Аристотеля.
3) В противоположность мистике метафизическая методология
апеллировала к формальной логике и схоластике. Термин «схоластика»
происходит от греч. scholastikos - школьный, ученый. Подобно тому, как в
средневековой школе ученики зазубривали наизусть священные тексты без
права собственной оценки, так и философы некритически относились к этим
текстам. Схоласты усматривали путь постижения Бога в логике и
рассуждении, а не в чувственном созерцании.
4) Прошедшая красной нитью через все средневековье дискуссия о
природе универсалий (общих понятий), в которой нашло отражение
отношение философов к учению о Святой Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и
Святой Дух). Позиции оппонентов в этом споре тяготели к двум полюсам -
реализму и номинализму.
Согласно утверждениям реалистов, истинно реальными являются только общие понятия, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, представляя собой сущности, идеи в божественном понимании. Как видим, реализм имел немало общего с платонизмом. К числу реалистов следует отнести Августина Блаженного, Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского, Фому Аквинского.
Номиналисты, напротив, считали, что универсалии суть имена (от лат. nomen - «имя»), данные человеком, в то время как конкретные вещи
существуют реально. Номинализм представляли такие философы как Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Дуне Скот.
Как крайний номинализм, так и крайний реализм нашли порицание со стороны церкви. Более поощрительно она относилась к умеренным проявлениям обоих течений, которые нашли отражение в трудах Пьера Абеляра и Фомы Аквинского.
Систематизатором ортодоксальной схоластики по праву считается Фома Аквинский. Основным приемом его философии является апелляция к здравому смыслу при анализе догматов католицизма. Вслед за Аристотелем, он закрепил понимание соотношения идеального и материального как соотношения „принципа формы" с „принципом материи". Сочетание формы и материи порождает мир конкретных вещей и явлений. Душа человека также является формообразующим принципом (сущностью), но свое законченное индивидуальное бытие она получает лишь при соединении с телом (существование).
Фома Аквинский выразил идею гармонии разума и веры. В работе „Сумма теологии" он привел пять доказательств бытия Бога, обосновывал мысль о бессмертии души, а человеческое счастье рассматривал как познание и созерцание Бога. В 1323г. Фома Аквинский был провозглашен святым, а в 1879г. его философия стала официальной доктриной католической церкви.
Господство религии в Средние века было настолько всеохватывающим, что даже социальные движения имели религиозный характер (многочисленные ереси, Реформация). А интеллектуальная оппозиция католицизму периодически призывала к ограничению роли веры по отношению к знанию, что нашло отражение в появлении теории двойственной истины, деизма и пантеизма.
Начиная с XIV века, на смену средневековому застою приходит некоторое оживление во всех сферах общественной жизни, которое называют эпохой Возрождения. Новый «ренессансный» тип философствования был направлен на возрождение античных традиций в понимании целостности человека (отсюда и термин - Возрождение). Вместе с тем, если для античной философии характерен космоцентризм, для средневековой - теоцентризм, то философии Ренессанса присущ антропоцентризм мировосприятия. Иными словами, в центре философии оказался не Бог, а человек, который трактовался как венец эволюции жизни, творец собственной судьбы.
Условно можно выделить три «проблемных поля» ренессансной философии:
1) Гуманизм - идейное учение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью развития общества. Представителями гуманизма являются Данте Алигъери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Леонардо Бруни, Колуччио Салутати, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Мишель Монтенъ и др. Для гуманизма характерны вера в бесконечные силы человеческой личности (титанизм), ее уникальность, автономность (индивидуализм), требования «освободить» человека для реализации им своих целей и возможностей.
2) Натурфилософские учения, в рамках которых господствовавшая ранее геоцентрическая система была заменена на гелиоцентрическую. Начиная с этой смены, наука постепенно освобождается от религиозной картины мира. Земной мир теперь рассматривался не как единственный, а как один из множества миров в вечной и бесконечной Вселенной. Сущностным признаком натурфилософских представлений Ренессанса был пантеизм -(дословно - «Бог везде») - идея растворения Бога в природе. Выдающимися представителями натурфилософии были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Николай Кузанский, Парацельс, Галилео Галилей, Джордано Бруно.
3) Социально-философские концепции по-новому, исходя из антропоцентрических установок, объясняли процессы, протекающие в обществе. Никколо Макиавелли выделил политику в самостоятельную сферу, освободив ее от религиозного и морального содержания. Томас Мор и Томазо Кампанелла создали первые произведения, в которых описывались идеальные социальные устройства, положив тем самым начало жанру «утопической» литературы и такому течению как утопический социализм.
В целом, ренессансный философский тип, как и сама эпоха Возрождения, был переходным. Философия и наука здесь вырываются из-под жесткого контроля церкви, получают светский характер, а значит - и импульс к дальнейшему развитию, которое наблюдается в Новое время.
3. Новоевропейская философия.Начиная с XVII века, в Западной Европе быстрыми темпами утверждается буржуазный способ производства. Для соответствующего данной эпохе типа философствования были характерны дальнейшее ослабление влияния религиозной идеологии; развитие экспериментально-математического естествознания; приоритет гносеологических проблем; попытки рационально объяснить устройство природы и социальный порядок. В эпоху Нового времени закладываются основы науки современного типа. В связи с тем, что именно наука становится приоритетной в духовной сфере, философия основное внимание уделяет методологии.
Новоевропейскую философию условно можно разделить на три этапа (направления):
1) «раннее» Новое время;
2) эпоха Просвещения;
3) немецкая классическая философия.
На первом этапе философы - под влиянием открытых И.Ньютоном законов механики и закона всемирного тяготения - стремились построить целостную картину мира, которая носила механистический характер. В рамках такого мировоззрения природа рассматривалась как огромный сложный механизм, а человек - как машина, одухотворенный робот.
В теории познания выделяются две противоположных тенденции: эмпиризм, представители которого выводили знание из чувственного опыта, и рационализм, сторонники которого считали основным источником знания человеческий разум. Иными словами, сам критерий достоверности знания
эмпирики искали в опыте, в эксперименте, а рационалисты - в разуме. Исторически сложилось так, что эмпиризм был представлен в основном английскими философами {Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, а также агностиками Джоном Беркли и Дэвидом Юмом), в то время как рационализм был распространен в среде континентальных философов {Рене Декарт, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц).
Френсис Бэкон посвятил свой главный труд - «Новый Органон» -разработке учения о методе познания. По его мнению, существуют три пути познания: «путь паука», то есть вывод истин из чистого сознания; «путь муравья» - сбор эмпирических фактов при отсутствии их систематизации; и «путь пчелы» - истинный путь научного познания, которое объединяет в себе преимущества первых двух путей, но лишенный ограниченности любого из них («Пчела собирает дань на полях и лугах, но перерабатывает ее в мед собственными усилиями»). Индукция (движение мысли от частного к общему), анализ, сравнение, эксперимент - вот основные условия его научного метода.
Для преодоления противоположности между материальными и духовными явлениями Ф.Бэкон обосновывает идею материальности души. Сторонники эмпиризма отстаивали тезис: «Нет ничего в разуме такого, чего бы до этого не было в ощущениях человека».
Их идейные оппоненты-рационалисты считали лишь мышление надежным основанием для познания. В адекватности чувственного восприятия можно сомневаться, («все подвергай сомнению» - писал Р.Декарт), но сомнение само есть акт мышления. Лишь в мышлении человек обретает надежную опору в этом мире. «Я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Рене Декарт абсолютизирует логический аппарат мышления, и именно в нем старается найти такие самоочевидные принципы, которые были бы подобны аксиомам эвклидовой геометрии и не требовали бы специальных доказательств. В отличие от Ф.Бэкона, Р.Декарт считает, что лишь дедукция может служить источником настоящего знания. Проделывая путь от самых общих выводов к частным положениям, науки постигают великую и таинственную «книгу мира».
Мировоззрение Декарта было дуалистичным. Он утверждал, что мир состоит из двух независимых субстанций: духовной (атрибутом души при этом считается мышление) и материальной (атрибутом которой есть протяжение). Чтобы объяснить две разъединенные субстанции, философу пришлось ввести понятие Бога, наличие которого обеспечивает их единство.
Оригинальные взгляды на природу реальности выразили Дж. Беркли и Д.Юм, считавшие, что вся окружающая человека действительность является лишь комплексом его ощущений. Человек может познать только мир явлений, но не способен проникнуть в суть вещей, дойти до знания законов окружающей природы. В данном случае вообще отрицается возможность познания мира.
Важное место на первом этапе развития новоевропейской философии принадлежит социально-философским концепциям Т.Гоббса и Дж.Локка,
оспаривавшим у француза Ш.Монтескье авторство теории естественного права и общественного договора. Эта теория объясняла происхождение государства и гражданского общества добровольной передачей людьми части своих природных прав сюзерену, гарантирующему в обмен на это безопасность их жизни.
Социальная направленность философии приобрела центральное значение в XVIII веке, в эпоху Просвещения, представители которой были убеждены в том, что общественный прогресс есть результат развития науки и образования. Просветители усматривали причину отсталости в невежестве народа; по их мнению, средневековье есть «провал в истории», но будущее общество должно стать воплощением разума и культурности. Не случайно, свое предназначение идеологи Просвещения видели в распространении знаний среди народа, издавали Энциклопедию, ратовали за развитие наук.
Во Франции представителями Просвещения являются Вольтер, Жан Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеций, Поль Анри Гольбах, Жюлъен Офре де Ламетри и др. Вслед за философами Ренессанса они утверждали, что человек обладает неограниченными возможностями и лишь конкретные социальные условия (частная собственность, имущественное неравенство и т.п.), мешают им реализоваться. Следовательно, необходимо изменить эти социальные условия. Будучи историческими оптимистами, философы Просвещения верили, что человек разумен настолько, что в силах переустроить свое общественное бытие на рациональных основах, на принципах социальной солидарности. Просветители идейно подготовили Великую Французскую буржуазную революцию, на знаменах которой был написан лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Во многом идеи революционного преобразования общества нашли свое дальнейшее развитие в марксистской философии.
В германских государствах второй половины XVIII - первой четверти XIX веков сложился особый тип философствования, который, несмотря на различные мировоззренческие позиции его представителей, был объединен под названием немецкой классической философии. Общими моментами для классической философии являются стремление мыслителей к созданию целостных философских систем, критика обыденного мышления, возрождение интереса к идее развития, к диалектике. Человек в ней рассматривается как субъект активной познавательной и преобразующей деятельности.
Основателем немецкой классической философии по праву считается Иммануил Кант, творческий путь которого делится на два периода: докритический (до 70-х годов XVIII века) и критический (именуемый так по названиям его главных произведений - «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»). В работах докритического периода философ, опираясь на данные астрономии, физики, биологии, антропологии и других наук, разрабатывает идею развития, стоя на
стихийно-материалистических позициях («Всеобщая история и теория неба»).
В критический период И.Кант задается вопросом о пределах человеческого разума как познавательного инструмента. Отталкиваясь от концепции «вещи-в-себе», под которой у него понимаются объективно существующие предметы, И.Кант считает, что познание проходит три стадии: чувственного созерцания, рассудка (здравого смысла) и разума. При этом сознание опирается на априорные, то есть доопытные формы, в том числе причинность, пространство, время и др., благодаря чему вещь «является», превращается из «вещи-в-себе» в «вещь-для-нас». Стремясь объять мир как целое, человеческий разум впадает в антиномии, то есть однозначно неразрешимые противоречия, например, можно с одинаковой степенью доказательности утверждать, что мир конечен и бесконечен, что в мире существует свобода и что ее нет и т.д.
Этика И.Канта есть этика долга. Основным этическим законом И.Кант провозглашает категорический императив, то есть формальное внутреннее веление, существующее в сознания человека как вечный, неизменный закон и идеал его поведения. Отсюда - поступок будет тогда моральным, когда он отвечает этому моральному закону, а не той действительности, которая окружает человеческую личность.
Поставленные И.Кантом гносеологические проблемы
эволюционировали в трудах Ф.В.И.Шеллинга и И.Г.Фихте в сторону диалектики, пока, наконец, не были сформулированы Г.В. Ф.Гегелем в виде тезиса о тождестве мышления и бытия.
Представив весь естественный исторический и духовный мир как процесс, то есть в беспрерывном движении и развитии, Г.В.Ф.Гегель предпринимает попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения, формулирует основные законы и категории диалектики. Многообразные проявления реальности есть саморазвертывание абсолютной идеи - сначала она саморазвивается сама в себе, потом формирует неорганический и, в конце концов, социальный мир. Абсолютная идея является не только началом, но и завершением развития мира в целом, той целью, к которой стремится это развитие. В этом выражается суть объективного идеализма Г.В.Ф.Гегеля.
Философская система Г.В.Ф.Гегеля носит энциклопедический характер, затрагивая развитие духа, общества и природы. В создании своей системы философ руководствуется принципом триады: тезис - антитезис - синтез. Таким образом, данная философская конструкция суть диалектическая логика. Учитывая, что всякая система требует законченности, оформленности, иерархичности и увековечивания существующего положения вещей, Г.В.Ф.Гегель впадает в противоречие между системой и разработанным им же диалектическим методом, не терпящим завершенности, предполагающим открытость, гибкость, постоянное развитие. Можно сказать, что диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля подчиняется метафизической системе.
Ученик Г.В.Ф.Гегеля Людвиг Фейербах критикует гегелевское понимание человека как имманентно деятельного существа, подчеркивая при этом влияние на него природы. Антропологический материализм Л.Фейербаха исходит из биологической природы человека, остающейся неизменной относительно социальной истории. Характерно, что во взглядах на общество материалист Л.Фейербах оставался идеалистом, поскольку причину изменения форм социального устройства он видит в изменении религиозного сознания. Подвергнув основательной критике в своей работе «Сущность христианства» содержание религии, Л.Фейербах, тем не менее, признавал за ней определенные конструктивные функции, для чего предложил создать новую - «земную» религию, религию любви.
Таким образом, немецкая классическая философия XVIII - XIX веков, несмотря на значительные различия в миропонимании, тем не менее, представляет собой целостное направление философской мысли, объединенное вокруг осознания принципа тождества мышления и бытия. Сосредоточившись на проблеме субъект-объектных отношений, немецкие философы создали диалектические системы движения мысли от чувственно данных вещей к логическим категориям и понятиям - и далее к их синтезу. Теоретические достижения немецкой философии оказали существенное влияние на развитие последующей философии и культуры в целом.
4. Основные направления и тенденции развития современной философии. В 40-ые годы XIX века происходит становление основных направлений современной западной философии. Бурный рост науки и техники обусловил интенсивное развитие производства, обострение противоречий в социальной жизни, политическую неустойчивость, и, как следствие, ощущение надвигающегося кризиса. Процесс разделения труда и узкая специализация привели к фрагментации человеческого бытия и сознания. Все это нашло отражение в переосмыслении соотношения философии и науки, философии и религии в жизни человека и общества. Изменение социально-экономической обстановки приводит к изменению содержания проблемы методов и типов философствования.
В философской литературе существуют различные классификации школ и направлений современной западной философии. Среди них подчеркивается наличие двух тенденций философствования: сциентистской и антисциентистской.
Сциентистская тенденция (от лат. scientia - знание, наука) основывается на представлении о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. К сциентизму относятся позитивизм, структурализм, прагматизм, неокантианство, неогегельянство, марксизм.
Антисциентистская тенденция, напротив, была связана с теми негативными сторонами развития научного знания и общественной жизни, которые особенно резко проявили себя после I мировой войны и абсолютизировали антирационалистические идеи раннего периода неклассической философии {Артур Шопенгауэр, Серен Къеркегор, Фридрих
Ницше). К антисциентистскому типу относят «философию жизни», религиозную философию, экзистенциализм, герменевтику.
Следует отметить, что данное разделение достаточно условно и схематично, но, как известно, все схемы грешат односторонностью. В данном случае односторонность проявляется в выделении сквозной проблематики, но при этом не учитывается взаимосвязь и взаимовлияние различных школ, а также тех тенденций, которые присутствуют в одном из направлений, но актуализируются в другом, часто противоположном. Так, например, невозможно однозначно классифицировать такие направления как феноменология, фрейдизм и другие - наукообразные по форме, но содержательно тяготеющие к антисциентизму.
В наиболее завершенной форме сциентистский тип философствования реализуется в позитивизме. Данное направление возникает в 30-40-е годы XIX века как реакция на утрату господствующих позиций классической философии в лице гегелевской и кантовской систем. Само название направления вытекает из сущности наук, добывающих положительное (от лат. positivus) знание о мире - физика, химия, астрономия, биология и т.д. Философия же, с точки зрения основателя позитивизма О.Конта, во-первых, не может дать положительного знания о мире, и, во-вторых, мировоззренческие вопросы метафизики (проблема бытия, смысла жизни и т.п.) утрачивают свою актуальность. В работе "Курс позитивной философии" О.Конт отождествлял науку и философию, утверждая, что каждая наука "сама себе философия". Иными словами, речь идет только о "философии математики", "философии физики" и т.д.
Представители первого позитивизма (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль) очертили круг проблем - методология научного познания, вопросы логики и языка науки - и определили отношение к смыслосодержащим вопросам для всего последующего развития позитивизма, независимо от его конкретных проявлений.
Так называемый второй позитивизм был представлен учеными-естествоиспытателями (Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Эрнст Геккелъ), методологические установки которых тяготели, в конечном счете, к агностицизму.
В 20-е годы XX века начинается новый этап развития позитивизма (неопозитивизм или аналитическая философия). Его представителями были Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап. Предметом неопозитивизма выступает анализ форм языка и знания через возможности выражения этого знания в языке. Причины, обусловившие формирование проблематики неопозитивизма, следующие:
- развитие науки (процессы абстрагирования, новый этап формализации, разработка логико-математического анализа знания, например, задача интерпретации математического аппарата в теоретической физике);
обретение гносеологической проблематикой после т.н. лингвистического поворота семантической окраски: уровень абстракции научного знания, представленного в искусственных, формализованных
языках сделали недостаточными методы буквального соотнесения мысленного содержания и объективного положения вещей, как это традиционно рассматривалось в философии. Возникла проблема смысла используемого научного аппарата, вследствие чего в гносеологии формируется особая область логико-гносеологического исследования знаков, то есть началось изучение семантических значений знаков, которые нуждались в четком гносеологическом определении.
Таким образом, в неопозитивизме теоретико-познавательные и методологические проблемы науки тесно смыкаются с особым комплексом вопросов логики, теоретической лингвистики, семантики и их исследования в различных плоскостях так называемой «<