Феноменологическая (гештальтпсихология)
Коффка
Истоки метода – у Брентано (Метод «внутреннего восприятия» - непредвзятого и непосредственного восприятия всего того, что совершается в сознании).
Вместо описания данного целого при помощи перечисления элементов, на которые оно может быть разделено анализом, целое должно рассматриваться именно как целое в его специфическом характере.
Описание возникающих впечатлений без специального членения их на отдельные элементы, которые могут быть выделены только в абстракции, а реально их свойства определяются законами целого, в которое они входят.
Свободное беспристрастное описание опыта. Позиция испытуемого – «наивный наблюдатель»
Критика метода:
Сеченов,
Выготский (Рассмотрение интроспекции как единственного или основного орудия познания психики неправомерно. Самонаблюдение – важный источник сведений о психической жизни, но это не способ прямого усмотрения истины, эти сведения требуют еще своего истолкования).
Маудсли (Модели):
- немногие способны следить за последовательностью явлений в их собственном духе. Такое самонаблюдение требует особенного упражнения.
- Противоречивость данных самонаблюдений людей одинакового образования и способностей.
- Направлять сознание внутрь себя - значит изолировать деятельность души на время, прервать связь этой деятельности с ее обыкновенными условиями, следовательно, сделать ее неестественною (интроспекционисты в ответ - ретроспекция)
- как быть с самонаблюдениями помешанных?
- Факты бессознательного психического в доказательстве несостоятельности метода.
40. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.Немецкий психолог Герман Эббингауз, отталкиваясь от работ Г. Фехнера, первым попытался распространить объективный экспериментальный метод на исследование высших психических функций — памяти (1885) и интеллекта (1897). В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее экспериментального исследования. Стремясь изучать память в ее «чистом виде», он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти. Работы Эббингауза оказали решающее влияние на внедрение в психологию объективных экспериментальных методов в противовес интроспективным.
Эббингауз впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственного психологического эксперимента. Память понимал как механический процесс образования следов. Как образуются новые следы? => Методическая задача: найти материал, абсолютно незнакомый испытуемому, не имеющий никаких связей с его прошлым опытом → бессмысленные слоги; разработал методику их составления и приемы подачи материалов, позволяющие однозначно оценивать результаты. Ввел 2 метода исследования памяти:
§ метод заучивания → испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения; показатель скорости и качества заучивания – число повторений;
§ метод сбережения → после того как наступило полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому; число повторений уменьшалось => заучивание дает некоторую экономию времени; заученное оставляет в памяти следы, но к ним теряется доступ.
Эббингаузом были установлены следующие факты:
§ Выявлен объем непосредственного запоминания, который выражается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления (равен 6-8 бессмысленных слогов) → важное значение для определения нарушений памяти;
§ При незначительном увеличении материала количество повторений, требуемых для его заучивания, возрастает во много раз => увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности.
Время, которое требуется для заучивания материалов, целесообразно разделять на несколько сроков, разделенных интервалами. Например, если материал требует 30 повторений, лучше повторять его по 10 раз в течение 3 дней, чем все 30 раз за 1 день. Данная закономерность есть «закон Йоста», выведенный в эксперименте Мюллера и Йоста (1897), в соответствии с которым более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшая.
§ Помимо заучивания, необходимо еще и переучивание → после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт. Забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание. Сразу после запоминания забывание идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается. Рис. 1. Кривая забывания
Данная закономерность действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмысленной памяти.
§ Был обнаружен «фактор края» – ослабление связей в середине ряда предъявляемых элементов (сами элементы во всех предъявлениях были одинаковыми, менялся только их порядок).
§ Эббингауз использовал также в качестве запоминаемого материала осмысленные тексты. Оказалось, что для запоминания имеет значение не количество элементов, а число самостоятельных единиц => память как осмысленная деятельность, а не механическая способность запоминать любой материал.
§ Был обнаружен факт упражняемости памяти → тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода.
Выводы, полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего для педагогики.
Все это практически целиком – из учебника Ждан, но кое-что из Дормашева. Ниже – про Эббингауза из ответов по курсу Дормашева. Не знаю, стоит ли это все вместе компоновать. Я не стала этого делать, но кому интересно и важно, вот кусок из ответов по ПиВу (без моего вмешательства):
Эббингауз твердо стоял на позициях ассоцианизма.
Ассоциация – мысленная связь двух душевных образований, пережитых некогда вместе. Закон ассоциаций: появление одного такого образования неизбежно влечет появление другого.
П - образование ассоциаций. Воспоминание – это возрождающиеся психические содержания, сопровождающиеся сознанием того, что они уже переживались, существовавшие у человека когда-л. Воспроизведение – процесс возрождения в виде представлений.
Чем больше сходство элементов, тем выше связь образования ассоциаций.
Традиционное определение ассоциаций (еще у Аристотеля): учение о внутренних связях – гораздо более широкое, чем ассоционизм Эббингауза. Переход от существующих переживаний осуществляется (и в классич и у Эббингауза)
§ § По сходству (к сходным представлениям)
§ § По контрасту к противоположным представлениям
§ § По пространственному сосуществованию
§ § По временной связи (одновременность)
Методы:
§ § Метод заучивания
§ § Метод антиципаций
§ § Метод угадывания
§ § Метод сбережения
Идеального метода нет, все зависит от вопроса.
Образование ассоциаций:
Значение повторения: нужно, чтобы душевные образования часто переживались одновременно.
Влияние отдельных повторений (при запоминании ряда значительную роль играет место).
Влияние принадлежности к одному целому: должна быть зависимость, чтобы возникла ассоциация.
Накопление и распределение повторений: высокая концентрация упражнений хуже распределенности на несколько дней. Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы одна из которых более старая при повторении лучше будет актуализироваться старая.
Внимание и интерес. При запоминании важно, чтобы внимание было сосредоточено и обращено на деятельность. Это более важны фактор, чем число повторений.
Эббингауз признает ассоциативную силу удовольствия, больше, чем неудовольствия.
Исчезание ассоциаций:
1. 1. Исчезание отдельных членов (становятся смутными и неясными), но если впечатление не изолировано, а находится во взаимосвязи с другим представлением, более привычным, то угасание этих следов дальше не идет.
2. 2. Ослабление ассоциативной связи: все созданные ассоциации постепенно исчезают (кривая забывания). Ассоциативная связь, созданная заучиванием сначала круто падает (более 50 % за первый час), затем продолжает падать медленно.