Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б.Спинозы о человеке. Психология аффектов.

Бенедикт Спиноза (1632-1677), материалист. Голландский философ. Создал монистическое учение о существовании 1 субстанции. Основное сочинение – “Этика” написана геометрическим способом: теоремы, доказательства и т.п. Ее части: О Боге (субстанции), О природе и происхождении души, О природе и происхождении аффекта, О человеческом рабстве, О могуществе человека.

Бог, природа, душа – их существование не детерменировано извне, они не нуждаются в первоначальных причинах и д.б. объяснены из себя самих – они и есть субстанция => у субстанции много атрибутов, например, протяженность и способность мыслить, но при этом это одна и та же субстанция. То есть у нас нет отдельно души и отдельно тела, а у нас есть мыслящее тело. И мышление есть функция действия тела в мире вещей, т.е. оно зависит от тела, т.е. никакого дуализма, а чистый материалистический монизм.

«Человеческая способность весьма ограничена: ее бесконечно превосходят могущества внешних причин». Спиноза утверждал, что если невозможно полностью освободиться от влияния внешних причин, можно уменьшить их воздействие на человека. Люди, воображающие себя свободными, на самом деле не понимают источников своего поведения. (Фромм ссылается на эти мысли Спинозы) Свобода человека заключается в том, что он должен действовать рационально, в соответствии с разумом; его рабство в том, что он действует на основе аффектов.

Аффекты – естественные проявления природы. «Под аффектами – я разумею состояние тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, а вместе с тем и идеи этих состояний». Под атрибутом мышления аффекты – это ложная, внушенная окружающими вещами идея, в которой утверждается неадекватная реальной способность тела существовать и действовать. Под атрибутом протяжения аффекты – это состояния тела, в которых вследствии воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается действительная возможность этих тел существовать и действовать.

Спиноза выделял три первичных аффекта:

— желание,

— удовольствие,

— неудовольствие.

Все многообразие прочих аффектов образуется из этих трех на основе трех принципов:

— путем изменения нашего представления о предмете;

— через сопереживание;

— по ассоциации.

Аффекты разных людей отличаются друг от друга. Все они вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. Бороться с ними можно путем познания истинной сущности вещей. Условием обуздание страстей является возникновение аффекта высшего удовлетворения, достигаемого путем познания второго и третьего рода. Таким образом, аффектам приписывается и положительная роль в познании. Механизм возникновения аффекта: прямое (влияние внешних причин) и механизм ассоциации (вследствие сопереживания).

Аффект- это состояние тела, в котором уменьшается или увеличивается его способность существовать и действовать среди других тел, свойственных ему до существования аффекта.

Аффект- это идея, но всегда ложная, не правильная. ПР. Самомнение, по Спинозе, аффект. В сост самомнения чел кажется себе всемогущим; ненависть- такая идея, кот утверждает отриц отнош к другому человеку.

По своей пользы для нас аффекты неодинаковы: некоторые повышают наши возможности, некоторые- понижают. Радость всегда хороша, ненависть всегда плоха. Требование к освобождению от аффектов.

То есть, Аффекты очень влиятельны и не так-то просто уйти от их власти. Но их все равно надо преодолевать и заниматься познанием для того, чтобы при познании высшего рода получить особый аффект – высшее удовлетворение.

Единственным нашим орудием явл-ся высшая форма познания, кот дает нам в форме конкретных идей целостную картину мира и место себя в ней. Из этой целостной картины в результате познания возникает особый активный аффект, кот Спиноза называет блаженством, в этом состоянии и происходит освобождение от аффекта. Свобода- познанная необходимость. Она позволяет человеку действовать в соответствии с разумом и освобождает его от аффектов.

Спиноза отрицает свободу человеческой воли, которую Декарт утверждал и которую он противопоставлял страстям. Спиноза «ты видишь, что свободу я усматриваю не в свободном решении, а в свободной необходимости». Человек не осознает реальные мотивы своих желаний, значит, он не свободен. Спиноза вступает в отрицании свободы воли.

Наши рекомендации