Психологические аспекты учения о душе в философии Платона.
Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа - Платона (427 — 347 гг. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Наибольшее место психологически проблемам отводится в его сочинениях — диалогах «Федон» «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».
Центральная философская проблема Платона – учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей. В отличие от идей материя — это небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей. Соотношение идей и вещей таково, что в нем миру идей принадлежит неоспоримое первенство. Идеи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи — их подобия. Идея выступает как цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее. Учение Платона об идеях есть объективный идеализм.
Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.
Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. Изначально она - часть мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей. В отличие от души тело подобно «человеческому, смертному, непостижимому для ума, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим
собою». Существует два вида души:
1. Мировая душа – душа космоса, создана демиургом, руководит всем, что вокруг нас; она бессмертна. Ее функция - внесения порядка тому, что на земле.
2. Индивидуальная душа – часть мировой души, появляется в теле вместе с рождением, становится частью этого мира. Душа вселяется в человека и управляет им, она – источник движения в теле. Функция души в теле – каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри – одушевленно. Индивидуальная душа – образ и истечение универсальной мировой души. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала. В то же время Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу; указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность. Душа движет сама себя, она непорождаема и бессмертна, она распространяется по всему небу, а когда теряет крылья – носится, пока не натолкнется на тело и не вселится в него. Если неразумное начало не тянет ее к земле, то она поднимется вверх, к вершинам небесного свода, где души несутся в круговом движении и созерцают то, что за пределами неба и доступно только уму, на что направлен истинный род знаний. Душа, увидевшая хоть крупицу истины, будет благополучной до следующего круга. Платон различает 9 разрядов душ в зависимости от того, сколько истины душа видела (в человека вмеляется только та, что видела истину), каждая из которых соответствует определенному человеку: поклонник мудрости, преданный музам и любви (философ), царь и человек воинственный или способный управлять, государственный деятель и хозяин, человек-, усердно занимающийся упражнением или врачеванием тела, порицатель или человек, причастный к таинствам, поэт или человек из другой области подражания, ремесленник и землевладелец, софист или демагог, тиран.
В целом Платон учит о двухчастном соединении, которое мы именуем живым существом, при руководящей роли в этом союзе души. В «Государстве» он использует метафору стада, пастуха и пса, помогающего ему, в «Федре» душа уподобляется крылатой упряжке из двух коней и возничего; также есть метафора книги, на которой пишут писцы. Три начала:
1) низшее общее с животными и растениями - вожделеющее неразумное начало, стремящееся удовлетворять телесные потребности и, как следствие удовлетворения - удовольствие или страдание; Соответствующая добродетель – умеренность;
2) разумное начало противоборствует стремлениям вожделеющего начала; Добродетель – мудрость;
3) третье начало — яростный дух (человек «вскипает, раздражается, ради этого он готов переносить голод, стужу, и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений). Добродетель – мужество.
Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала, но в реальности в душе происходит настоящая распря между вожделеющим и разумным началами. Эта борьба обнаруживается в сновидениях человека, нарушение гармонии приводит к страданию, ее восстановление — к удовольствию. Так, в описание жизни души с необходимостью вводится чувство. Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действие, что заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Миф о бессмертии души изображает перевоплощение душ — то падающих с неба на землю, то восходящих с земли на небо, как циклический процесс. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Доказательства бессмертия души:
§ взаимопереход противоположностей: жизнь из смерти, смерть из жизни.
§ анамнезис – знание как припоминание.
§ самотождество идеи души: души подобны идеям, а значит - бессмертны.
§ теория души как идеи жизни: душа как идея жизни не совместима со смертью. Если тело умирает, душа лишь отходит от него.
Составной частью учения Платона о душе является учение чувствах. Платон опровергает представление о том, что все благо заключается в удовольствии.
Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страданием. Диалектика их связей такова, что «удовольствия кажутся большими и более сильными по сравнению с печалью, а печали по сравнению с удовольствиями усиливаются в противоположном смысле».
Различаются низшие и высшие удовольствия (первые связаны с физическими потребностями, вторые — с эстетическими и умственными занятиями); удовольствия, свойственные трем началам души; сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность); душевные удовольствия предваряют телесные.
Благо – это соразмерность (что обеспечивается умом) + красота (это ум, так как ум всегда красив), истина (тоже тождественна уму) + знания, искусство, правильное мнение + беспечальные, чистые удовольствия души. Удовольствие на последнем месте.
По Платону, в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками, но в то же время Платон придавал важное значение воспитанию, которое улучшает природные задатки. Человек рождается не чистой доской, есть задатки, а воспитание не есть просто научение чему-то, оно направлено на путь добродетели, заставляет человека страстно желать стать совершенным гражданином, оно нравственно и пробуждает хорошие задатки, оно имеет основные приемы: упражнение, пример и подражание, наблюдение за добродетельными поступками, искусство.
5. Философско-психологические вопросы познания у Платона.
В описании проявлений души Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольствию и страданию. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. (VII книга «Государства»). Жизнь человека в мире чувственных вещей как в темнице с просветом: созерцание чувственного мира изменяющихся явлений не дает знания, только мнение (о мире вещей и их отображениях - о тенях от теней идей). А мнение - это нечто промежуточное между знанием и незнанием, это чувственное познание, низший вид знания.
Познание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интеллектуальное знание, высший вид знания, существует в двух видах:
1) рассудок. Относится к области идей, но при этом душа пользуется видимыми образами (геометр занимается видимыми формами и рассуждает о них, но мыслит не о них, а о фигурах, об их идеях)
1) разум или ум — это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сущее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого предмета, силой одной диалектики (термином «диалектика» называется познание посредством понятий). Это умение возводить единичное и частное к общей идее путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них дает знание - это рассуждение, внутренний диалог снезримым собеседником.
Поскольку идей в воспринимаемых объектах нет — мир идей и мир вещей разобщены — вещи не содержат идеи, они только копии идей, постольку ощущения, чувства не могут быть источником истинного знания. Понятия не могут образовываться из впечатлений чувственного опыта. По Платону, образы нужны как поводы, как внешние побудители, способствующие тому, что мышлением мы схватываем отличающуюся от них и похожую на них идею: зрительность позволяет максимально охватывать являющееся идеальное. Идеи и наши души существовали до нашего рождения. Однако процесс падения души с небес на землю сопровождается забыванием душой всего того, что она ранее видела на небесах, но она может вспомнить об утраченных идеях. Когда душа видит тени идей, она вспоминает о самой идее. Процесс познания, по Платону, есть припоминание — анамнезис. Процесс этот — чисто рационалистический, логический. В нем чувственный опыт служит только толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе, а в описании угадывается механизм ассоциаций (припоминание сходного). Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оценивает созерцание прекрасных вещей, это необходимое средство становления души, но чувства мешают подлинному знанию: достигнуть чистого знания можно только отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда у нас будет разум. Теория познания Платона является рационалистической и идеалистической.
Проявления души: познавательные способности; чувства - показатели гармонии (между телом и душой, между началами в душе, между людьми, должна быть гармония разума, души и удовольствия. Умеренность и соразмерность становятся красотой и добродетелью. См. идею блага, которое состоит из соразмерности – ума, красоты – ума, истины – ума, а также а также знаний, искусства, правильного мнения и чистых удовольствий души); неистовства: измененные состояния сознания (проявление Эроса, состояние предсказания будущего - состояние Пифии, психически болезненное состояние, состояние поэта в творчестве в результате чувств и разума), память
Итог: Чувственное познание – повод для познания, его результат – мнение, которое недостоверно. Истинное познание – интеллектуальное, диалектическое, оторванное от чувственности. Оно начинается с анамнезиса – припоминания душой идей, это чисто рационалистический, логический процесс, результатом которого являются понятия. Дальнейшее познание осуществляется посредством понятий. Рассуждение - это умение возводить единичное и частное к общей идее путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них. Результат – знание.