Общество как философская категория
1. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп людей, объединённых не на основе общности, а совместных интересов и договоре. В ХIX веке возникает социология, предметом которой является исследование общества. Латинский глагол «socio» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека «политическое животное» подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Чтобы понять феномен общества необходимо понять характер закономерностей, объединяющих людей в единое целое. Выделяются два основных подхода к объяснению этих связей:
Натуралистический –общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (Чижевский, Гумилёв), особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье, Мечников);
Идеалистический – сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе различных идей, верований и мифов. Например, тоталитарный режим, который основывается на единой государственной идеологии.
Кроме того, существуют две социальные модели – «номиналистическая» и «органическая». В номиналистической модели общество рассматривается как сумма индивидов, связанных взаимным договором. В органической модели общество предстаёт как целое, определённая система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором, а согласием членов общества, в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.
Философское учение об обществе развивалось исторически как составная часть философии. Платон разработал учение об идеальном государстве как разумном устройстве общественной жизни. Аристотель рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединённых для удовлетворения социальных инстинктов. Для периода средневековья характерны теоретические поиски целостного обоснования мира, включающего общественную жизнь, на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задаёт Бог. В условиях Нового времени философы, отвергавшие религиозные взгляды, считали, что общество возникло и развивается естественным путём, однако, они не смогли преодолеть рамки идеалистических и утопических представлений об обществе. К. Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства. Связывает людей в «социальный организм» производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций.
В настоящее время в условиях развивающейся научно-технической революции предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технологической детерминации, характеризующейся нелинейными, бифуркационными и иными процессами. Вторая половина ХХ века ознаменовалась философскими и социологическими поисками в связи с проблемой человека в современном обществе. В 80-е годы получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества. Суть состоит в том, что в новых условиях решающим фактором общественного развития становится производство, распределение и потребление информации. Информационные процессы, затрагивая все стороны общественной жизни, формируют принципиально новую основу всей системы жизнедеятельности, её контроля и совершенствования.
2. Общество понимается как открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации.Социальная философия, основываясь на принципе антропоцентризма, исследуют состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природой, окружающим миром. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека.
Общественная жизнь как социальная материя является высшей формой движения материального мира. Общество возникло в результате эволюции природы, и с самого начала своего существования характеризовалась как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, социальные институты и др.Главное отличие социальной материи от других её форм движения состоит в том, что включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, сознание, которые в своём взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни.
Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. При взаимодействии этих сторон общественной жизни ведущей стороной в социальном процессе является материально-производственная или экономическая. Материальное производство создаёт исходные условия для жизнедеятельности человека. Оно всегда носит общественный характер и определяет взаимодействие людей в процессе их воздействия на природу. Однако в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках ведущую роль играет духовная сфера. В зависимости от того, на каком уровне понимания – сознательном или бессознательном – осуществляет человек свою деятельность, зависят результаты, как в глобальных, так и локальных масштабах. Общественная жизнь – это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переходы одного в другое.
Таким образом, общество – постоянно развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходит определённые закономерные этапы, которые фиксируются в социокультурных цивилизационных критериях. Каждый новый этап цивилизационного процесса характеризуются освоением более высоких технологий, с усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определёнными формами коллективной общественной деятельности.
3.Социальная философия изучает состояние общества как целостной системы, общесоциологические законы его функционирования и развития, которые реализуются через деятельность человека. Вопросы о том, развивается общество или остаётся неизменным, и если развивается, то каковы причины и движущие силы изменений, к каким результатам они приводят, в философии истории всегда рассматривались как основные, определяющие содержание всех остальных проблем. Однако на эти вопросы нет однозначных ответов. Такая ситуация в социальной сфере определяется, во-первых, исключительной сложностью самой общественной системы; во-вторых, в обществе, в отличие от других материальных систем, действует наделённый сознанием человек; в-третьих, социальная неоднородность общества сопровождается присутствием идеологических при объяснении социальных процессов.
Огюст Конт, признававший наличие в обществе материальных и духовных факторов, считал в качестве ведущего человеческий разум. Герберт Спенсер сравнивал общество с живым организмом, считая, что оно состоит из индивидов, как организм из клеток. Эмиль Дюркгейм отождествлял материальные и духовные факторы, считая, что ведущую роль в социальной эволюции играют коллективные представления. В современной западной социологии большинство концепций утверждают, что причиной и источником социальных изменений являются человеческий разум и активность творческих личностей.
Появление теории систем и разработка системного подхода как метода исследования позволяют в настоящее время рассматривать общество как большую сложную систему, функционирование которой подчинено общим для всех типов закономерностям. Получившая развитие синергетика устанавливает, что к их числу относятся такие характеристики систем, как открытость, нелинейность, неравновесность, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуаций, непредсказуемость окончательных результатов. Синергетика, имея своей парадигмой процессы самоорганизации и изучая состояния нестабильных систем, является наукой о становлении порядка из хаоса. Это принципиально новый уровень изучения законов развития материального мира.
Самоорганизация – это такое закономерное развитие материальных систем, которое определяется внутренними причинами и состоянием самой системы. Но в отличие от процессов самоорганизации в природных системах, в которых они осуществляются автоматически, в системных образованиях социального типа они изначально связаны с необходимостью их организации или управления как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора на их состояние.
Социально-экономические законы, правовые, нравственные и другие регулятивы выступают в обществе как результат имманентного развития самой системы, следствие её самоорганизации, тогда как целенаправленное воздействие, связанное с обеспечением её устойчивости, является содержанием процесса управления. Самоорганизация и управление в развитии социальных систем необходимо взаимосвязаны и дополняют друг друга. От характера их взаимодействия зависит состояние системы. Например, рыночную экономику надо понимать как многоукладную, с сильной государственной властью, способной в сложных условиях оказать направленное воздействие для позитивного развития общественных процессов.
Общество до настоящего времени функционировало и развивалось как данность, абсолют, предписывающие нормы поведения человека, без учёта его качеств и своеобразия. Отдельная личность не являлась подсистемой, а только частью. Эта особенность социальной системы – подавлять создающие компоненты – свидетельство диссипативности, разрушения. Долговечность и перспективность общества обеспечивается долговечностью и перспективностью образующих его подсистем – индивидов. Общество осознаётся как искусственная нелинейная система, созданная индивидуальностью, но ставшая впоследствии независимым феноменом. У естественных нелинейных объектов подобные «девиации» замедляют или ускоряют ход эволюции, а у искусственных – автономия является критерием выхода на диссипативный путь.