Знание и классификация знаний.
Знание– форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание – субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.
Знание в широком смысле – совокупность понятий, теоретических построений и представлений.
Знание может быть применено на практике.
Классификация знаний:
1. По природе:
– Декларативные (содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий, приближены к данным, фактам)
– Процедурные (определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, алгоритмы разного рода)
2. По степени научности:
Научные знания, делящиеся на:
– Эмпирические (на основе опыта или наблюдения)
– Теоретические (на основе анализа абстрактных моделей)
Вненаучные знания, делящиеся на:
– Паранаучные — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Включают в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
– Лженаучные — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.
– Квазинаучные – опирающиеся на методы насилия и принуждения.
– Антинаучные – утопичные и сознательно искажающие представления о действительности.
– Псевдонаучные – представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.
– Обыденно-практические – элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Обыденное знание включает в себя здравый смысл, личный опыт, традиции. Оно фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств.
– Личностные – зависящие от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
– Интуитивные (непосредственные) знания, являются продуктом интуиции – способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
3. По местонахождению:
– Личностные (неявные, скрытые)
– Формализованные (явные, выраженные в форме)
Отличительные характеристики знания:
Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:
– Быть подтверждаемым
– Быть истинным
– Заслуживать доверия
Способы получения и приобретения знаний.
Практический (эмпирический) метод включает в себя:
– Опыт (минус – не все может быть проверено опытным путем)
– Эксперимент (можно выяснить практически все, минус – последствия эксперимента непредсказуемы)
– Практическое моделирование (позволяет обойтись малыми затратами, минус – скудные возможности практического моделирования).
– Наблюдение (ничто не нарушается, минус – не все можно увидеть, время)
Теоретический метод включает в себя:
– Выделение проблемы
– Размышление
– Математическое моделирование
Границы познания.
Гносеология – теория познания, раздел философии изучающий отношения человека и мира в процессе познания.
– Что я могу знать? (Что такое объект познания и может ли познание добраться до сути бытия? Каковы пределы познания?)
– Что я могу знать? (Кто является субъектом познания?)
– Что я могу знать? (Что доступно в познании его субъекту?)
Оптимистический взгляд – мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
Агностический взгляд – мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
Скептический взгляд – мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.