Философия о человеке и бытие.
Философская категория бытия
1.Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории бытия, называется онтологией.
Под бытием в широком смысле этого слова понимается всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Антитезой бытия является Ничто.
Таким образом, всё многообразие трактовок бытия можно свести к трём главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.
Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, а её бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на всё, включая сознание человека. С т. зрения современного материализма, бытием обладает всё то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же время и изменяет это другое. Т.о., для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.
В объективно-идеалистическом понимании бытие предстаёт в виде объективно существующей идеи. Согласно Гегелю, бытие - это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, т.к. ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.
В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - значит быть воспринимаемыми (Гексли, Беркли). В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием. Как только он перестаёт его воспринимать, он утрачивает своё бытие и перестаёт существовать.
2.Бытие предполагает не только существование, но и его причину, т.е. бытие есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается понятием «субстанция», которое с латинского языка переводится как «сущность», то, что лежит в основе. Субстанция - это объективная реальность, мыслимая в аспекте её внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам её появления. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы её проявления.
Различное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание. Также различают метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое, как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Всё это даёт качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм (Маркс, Гегель), дуализм (Декарт), плюрализм(Демокрит, Лейбниц).
В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя. Это объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них.
Термин «материя» происходит из латинского языка и означает «вещество». Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм первых античных философов, которые искали первооснову в многообразии существующих вещей. Аристотель считал её бесформенной и пассивной. В средние века материальный мир считался продуктом божественного творения и признавался низменным и грешным.
До XIX века сохранялось механистическое понимание мира: материя в виде атомов и движение в пустоте, пока не наступил кризис механицизма в связи с открытием физического поля. В XIX веке сформировалась диалектико-материалистическая концепция, показывающая, что материя обладает дискретностью и непрерывностью и состоит из вещества и поля. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем.
Следующий шаг в понимании материи был сделан с возникновением синергетики и постнеклассической парадигмы представления мира. Если классическая наука формулирует свои законы для изолированных систем, которых в действительности не существует, то синергетика рассматривает реальные, сложноорганизованные, открытые системы и представляет их в непрерывном изменении. Эти изменения происходят в ритме пульсации: от хаоса к порядку, от порядка к хаосу. Здесь имеет возврат к учению древнегреческих философов, например, Эмпедокл, который представлял движение мира от хаоса к порядку.
Самым общим способом существования является движение. Быть - значит быть в движении, изменении. В современной философии рассматриваются следующие основные свойства движения. Во-первых, движение неотделимо от материального носителя - субстанции. Во-вторых, вся существующая реальность, все её формы находятся в движении, изменении, т.е. движение универсально. В-третьих, движение противоречиво: изменяющиеся объекты одновременно находятся в покое и движении. Всякий покоящийся объект в действительности находится в постоянном изменении как внешнем, так и внутреннем. Поэтому движение - абсолютно, покой - относителен.
Если движение представляет собой общий способ существования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования. Пространство - это мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Различные формы бытия существуют в пространстве, и порядок их сосуществования образует структуру пространства. Время -это мера небытия, изменчивости, неустойчивости в движении. Время представляет собой последовательную смену состояний объекта действительности, смену событий.
В классической науке пространство и время рассматривались как независимые друг от друга и т тех процессов, которые в них происходят. После создания теории относительности было выяснено, что пространство и время - стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие пространственно-временного континуума. Поэтому реальность - это множество (континуум) событий, которое имеет четыре измерения: три из них пространственные - длина, ширина, высота, а четвёртое - время. Т.к. континуум образует единое целое, в современной науке рассматривается единство мира в трёх отношениях: субстанциональное единство, единство действующих законов, единство возникновения, генезиса всех форм реальности.
Проблема «Я».
Человеческая личность, на пути формирования, проходит различные фазы своего развития, «застревание» в одной из этих фаз являет собой нарушение развития личности.
Фазы развития человеческой личности:
1. Я как Оно (до 3-4 лет жизни), Я не осознается
2. Я как Мы (до 7-8 лет), Я отождествляется с семьей
3. Я как Я и Мы (до 12-13 лет), Я осознается как часть семьи
4. Я как Я не Мы (до 15-16 лет), Я осознается обособленным, стремиться к самостоятельности и отделению от семьи
5. Я как Я и Я (до 20-22 лет), Я стремиться найти «вторую половину» личности в лице противоположного пола, осознается как часть пандана
6. Я как Я (приблизительно до 40 лет), Я осознает себя как целостную, самодостаточную личность.
После достижения и прохождения завершающей фазы формирования личности, процесс поворачивает вспять, и в старости человек возвращается к предшествовавшим фазам развития.
Возможные нарушения развития личности:
– Инфант (человек останавливается на этапе «Я и Мы», проявляет себя как ребенок)
– Кидолд (человек останавливается на этапе «Я не Мы», проявляет себя как подросток)
– Вундеркинд (человек в раннем возрасте переходит на высшие этапы развития, осознает себя взрослым человеком, физиологически являясь ребенком)
Возможные пути самостоятельного разрешения кризиса:
– Аскеза
– Вера
– Философия
– Принятие и смирение
Границы познания.
Гносеология – теория познания, раздел философии изучающий отношения человека и мира в процессе познания.
– Что я могу знать? (Что такое объект познания и может ли познание добраться до сути бытия? Каковы пределы познания?)
– Что я могу знать? (Кто является субъектом познания?)
– Что я могу знать? (Что доступно в познании его субъекту?)
Оптимистический взгляд – мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
Агностический взгляд – мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
Скептический взгляд – мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.
Философская категория бытия
1.Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории бытия, называется онтологией.
Под бытием в широком смысле этого слова понимается всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Антитезой бытия является Ничто.
Таким образом, всё многообразие трактовок бытия можно свести к трём главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической.
Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, а её бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на всё, включая сознание человека. С т. зрения современного материализма, бытием обладает всё то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же время и изменяет это другое. Т.о., для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.
В объективно-идеалистическом понимании бытие предстаёт в виде объективно существующей идеи. Согласно Гегелю, бытие - это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, т.к. ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.
В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - значит быть воспринимаемыми (Гексли, Беркли). В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием. Как только он перестаёт его воспринимать, он утрачивает своё бытие и перестаёт существовать.
2.Бытие предполагает не только существование, но и его причину, т.е. бытие есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается понятием «субстанция», которое с латинского языка переводится как «сущность», то, что лежит в основе. Субстанция - это объективная реальность, мыслимая в аспекте её внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам её появления. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы её проявления.
Различное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание. Также различают метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое, как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Всё это даёт качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм (Маркс, Гегель), дуализм (Декарт), плюрализм(Демокрит, Лейбниц).
В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя. Это объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них.
Термин «материя» происходит из латинского языка и означает «вещество». Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм первых античных философов, которые искали первооснову в многообразии существующих вещей. Аристотель считал её бесформенной и пассивной. В средние века материальный мир считался продуктом божественного творения и признавался низменным и грешным.
До XIX века сохранялось механистическое понимание мира: материя в виде атомов и движение в пустоте, пока не наступил кризис механицизма в связи с открытием физического поля. В XIX веке сформировалась диалектико-материалистическая концепция, показывающая, что материя обладает дискретностью и непрерывностью и состоит из вещества и поля. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем.
Следующий шаг в понимании материи был сделан с возникновением синергетики и постнеклассической парадигмы представления мира. Если классическая наука формулирует свои законы для изолированных систем, которых в действительности не существует, то синергетика рассматривает реальные, сложноорганизованные, открытые системы и представляет их в непрерывном изменении. Эти изменения происходят в ритме пульсации: от хаоса к порядку, от порядка к хаосу. Здесь имеет возврат к учению древнегреческих философов, например, Эмпедокл, который представлял движение мира от хаоса к порядку.
Самым общим способом существования является движение. Быть - значит быть в движении, изменении. В современной философии рассматриваются следующие основные свойства движения. Во-первых, движение неотделимо от материального носителя - субстанции. Во-вторых, вся существующая реальность, все её формы находятся в движении, изменении, т.е. движение универсально. В-третьих, движение противоречиво: изменяющиеся объекты одновременно находятся в покое и движении. Всякий покоящийся объект в действительности находится в постоянном изменении как внешнем, так и внутреннем. Поэтому движение - абсолютно, покой - относителен.
Если движение представляет собой общий способ существования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования. Пространство - это мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Различные формы бытия существуют в пространстве, и порядок их сосуществования образует структуру пространства. Время -это мера небытия, изменчивости, неустойчивости в движении. Время представляет собой последовательную смену состояний объекта действительности, смену событий.
В классической науке пространство и время рассматривались как независимые друг от друга и т тех процессов, которые в них происходят. После создания теории относительности было выяснено, что пространство и время - стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие пространственно-временного континуума. Поэтому реальность - это множество (континуум) событий, которое имеет четыре измерения: три из них пространственные - длина, ширина, высота, а четвёртое - время. Т.к. континуум образует единое целое, в современной науке рассматривается единство мира в трёх отношениях: субстанциональное единство, единство действующих законов, единство возникновения, генезиса всех форм реальности.
Философия о человеке и бытие.