Устойчивость личностных форм.
последнее десятилетие феномену личностной деформации уделяется все больше внимания, как в личностном, так и профессиональном аспектах.
В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое происходит под влиянием профессиональной деятельности.
Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс.
Профессиональная деятельность человека, ведущая характеристика личности. Вследствие неразрывного единства сознания и деятельности формируется профессиональный тип личности. Заметное влияние оказывает профессия на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Личностно-профессиональная деформация (ЛПД) может отличаться своей направленностью — иметь положительный или отрицательный характер. ЛПД может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.
На основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, А. К. Маркова относит личностную деформацию (например, эмоциональное истощение и выгорание, а также ущербную профессиональную позицию) к одной из тенденций профессиональных деструкций [2].
По мнению Д. О. Трунова понятие профессиональной деформации отделяется от «синдрома сгорания» [2] [3]. Оба эти состояния связаны с работой в психологической службе. Различие заключается в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
«Я как профессионал» — это часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей, носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. «Я как человек» — более центральная («своя») часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой «личной жизни». Пользуясь этими определениями, «синдром сгорания» можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального», и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе специалисты «по-человечески» устают и испытывают раздражение на своих клиентов. Профессиональная деформация, напротив, представляется как расширение господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». Вернувшись домой, человек продолжает вести себя как специалист.
Синдром «выгорания» относится к числу малоизученных феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникации, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. В связи с этим синдром «выгорания» рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что делает возможным рассмотрение данного феномена в аспекте профессиональной деятельности. Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, то есть профессий системы «человек-человек».
Для исследования нам важно было выделить факторы, деформирующие личность психолога и приёмы профилактики выгорания.
Э. Ф. Зеер определяет следующие деформирующие факторы в работе психолога:
— это личностные особенности психолога и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.
— это профессиональные рамки, в которые он себя помещает: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.
— это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.
— это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих [1].
В результате, благодаря „успешному„ сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного психолога, который с трудом может „расправиться„, то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.
Что же с этим делать?
Во-первых, вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, насколько это возможно. Снизить нагрузку на работе. Сочетать работу с учебой, исследованием, писанием.
Оценивать свою жизнь вообще — живется ли так, как хочется. Организовать свою жизнь так, чтобы было хобби, несвязанное с работой.
Изменить социальную жизнь (например, важно чтобы друзья были не психологи, не врачи, а какой-либо другой профессии).
Уделить внимание своему здоровью: необходимо спать достаточное количество времени, уметь лечить себя без лекарств, хотя бы от невротических, психосоматических проблем, уметь медитировать.
Научиться достигать того, чего хочешь. Знать цену себе и своей работе. Полноценно отдыхать.
Участвовать в семинарах, конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами. Важно проходить постоянно квалифицированную профессиональную подготовку, которая включает в себя: повышение квалификации, участие в тренингах личностного роста (динамические группы в качестве клиентов для решения собственных проблем большего понимания себя, своей жизни), личная терапия, супервизия, Баллинтовские группы, группы супервизии трудных случаев из практики, самостоятельная работа
И все это для того, чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность.
Важно знать свои возможности и ограничения.
Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.