Периодизация личностного развития человека.
Для психологии представляют интерес не только движущие силы процесса личностного развития Человека, как это было рассмотрено выше. Важно знать и то, какова линия этого процесса, имеются ли в ходе развития особые «критические» моменты (периоды), переводящие свойства личности на другой качественный уровень и т.д. Постановка таких вопросов оправдывается выявленными в психологических исследованиях феноменами сенситивных и критических периодов в развитии личности.
Для сенситивного периода характерна наибольшая восприимчивость человека к усвоению какого-то знания, приобретению навыков и умений, развитию способности в какой-то сфере деятельности. Иными словами, существует возраст, позволяющий более успешно формировать ряд свойств личности. Так, например, возраст до трех лет является наиболее благоприятным для формирования правильной речи, а в возрасте от 20-25 лет быстрее усваивается социальный опыт взаимодействия с людьми.
Критический период - это биологически определенный отрезок времени, за пределами которого у человека резко ограничивается готовность к усвоению разнообразного опыта. Например, дети-«маугли», лишенные до подросткового возраста возможности общения с людьми, не восполняют личностных качеств, которыми обладают их сверстники, воспитанные в нормальной социальной среде.
В рамках общей проблемы периодизации различают периоды когнитивного, психического и личностного развития. Такая классификация может считаться условной, так как итогом этих процессов является изменение личностных свойств.
Ж. Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет); дооперационального мышления (от 2 до 7 лет); конкретных операций (от 7 до И лет); формальных отношений (до 14-15 лет). По его мнению, мировоззренческая, нравственная, поведенческая стороны человека обусловлены уровнем его способности мыслить.
3. Фрейд объяснял периодизацию личностногормвитияпсихосексуальными процессами. Он считал, ЧТО индивид приобретает ту или иную черту личности именно в те периоды, когда врожденная энергия Человека (либидо) оказывается реализованной не в полной мере. В соответствии с этим критерием Фрейд выделяет несколько стадий. Так, если либидо не удовлетворено в возрасте:
- до года (оральная стадия) из-за преждевременного «отлучения» ребенка от материнской груди, то личность обречена на конформность, пассивность, нерешительность;
- от 1 до 2 лет (анальная стадия) из-за чрезмерных или недостаточных усилий родителей по привитию ребенку чистоплотности, то к чертам личности прибавляются либо крайняя степень пунктуальности, либо устойчивая манера идти наперекор всему, что ожидает от индивида его окружение;
- от 2 до 5 лет (фаллистическая стадия) из-за неадекватного поведения родителей при появлении у ребенка характерных для этого возраста комплексов Эдипа и Электры, то возникает опасность гомосексуальных тенденций;
- от б до 11 лет (латентная стадия) из-за ошибок в привитии полоролевого поведения мальчикам и девочкам, то это грозит личности психическим инфантилизмом (поведением, характерным для более младшего возраста);
- от 12 лет (генитальная стадия) из-за крайних позиций в ориентации на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола, то личность лишается возможности познать чувство любви, дружбы.
Критики упрекали Фрейда за сосредоточенность по позиции на психосексуальном факторе и лишении человека возможности совершенствовать свою личность на основе собственных усилий.
Э. Эриксон был уверен, что развитие личности охватывает всю жизнь человека и обусловлено взаимодействием психосексуальных и социальных начал. Последнее представлено важнейшей составляющей личности - «Я». Процесс развития отмечен рядом возрастных кризисов.
Первые четыре возрастных кризиса по содержанию и причинам, их вызывающим, во многом напоминают аналогичные стадии развития личности по 3. Фрейду. Отличия состоят в том, что существенную роль в преодолении кризисных состояний, ведущих к появлению негативных свойств личности, играют усилия родителей по развитию у ребенка инициативности и уверенности в своих силах. Дальнейшее развитие личности проходит через:
- кризис подросткового и юношеского возраста, обусловленный исходами предыдущих кризисов и имеющий своим результатом тот или иной уровень осознания своего «Я» и, как следствие, либо следование намеченной цели, либо непредсказуемое существование;
- кризис ранней зрелости (20-40 лет), обусловленный способностью любить, дружить и завершающийся либо чувством отчужденности, одиночества, либо стремлением к контактам с людьми;
- кризис среднего возраста (40-60 лет), развивающийся по шкале «общечеловечность - самопоглощенность» и воплощающийся либо в полной ориентации на свои собственные нужды и потребности, либо в способности беспокоиться о своих детях, друзьях, коллегах, будущих поколениях и т.д.;
- кризис поздней зрелости (после 60 лет), выражающийся в критическом анализе прожитых лет и соответствующих переживаниях.
Таким образом, смещение акцентов развития личности со сферы бессознательных инстинктов в область самосознания («Я») сделало процесс развития личности в определенной мере управляемым со стороны самого индивида.
Д. Эльконин (1904-1984) представил процесс периодизации личностного развития в системе отношений двух тесно связанных и чередующихся линий: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый». Чередование обусловлено тем, что в определенные периоды жизни для индивида в качестве ведущей выступает:
- либо практическая деятельность с вещами (например, деятельность ребенка с предметами, учебная деятельность и др.);
- либо деятельность в рамках взаимодействия с людьми (например, чувственный контакт младенца с матерью, игра, общение со старшими и др.).
В чередующиеся периоды своего доминирования каждая из деятельностей оставляет след в мотивационной или познавательной сферах личности. Если в моменты смены видов ведущих деятельностей обнаруживается несоответствие между знаниями, умениями и навыками смежных между собой двух видов деятельностей, то это квалифицируется автором как возрастной кризис. Кризис преодолевается усилиями: в той деятельности, которая дала низкие результаты.
Слабым моментом авторской позиции является то, что в ней все сведено к внешней практической деятельности и не оказалось места для природных факторов индивида.