Тема 13. Римские стоики и их политическая мысль.
Лекция. 24 ноября.
- Особенности римского стоицизма.
- Философия и политические идеи Сенеки.
- Политическая мысль Марка Аврелия.
- Учение Эпиктета.
Рекомендуемая литература.
- Марк Аврелий. Антонин. Размышления. Л., 1985; СПб., 1993.
- Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., 1998.
- Марк Аврелий. Наедине с собой. М., 2010.
- Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 2010.
- Эпиктет. В чем наше благо. М., 2010.
- Грималь П. Сенека, или Совесть империи. М., 2003.
- Титаренко И. Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов-на-Дону, 2002.
Тема 14. Римские юристы о праве.
Семинар. 24 ноября.
- Истоки правовой мысли древнего Рима: деятельность Гнея Флавия и Тиберия Корункания.
- Правовая мысль периода римской республики: особенности деятельности римских юристов.
- Нормативно-правовая база римского права.
- Институт частной собственности в римском праве.
- Ведущие римские юристы периода империи.
- Правовая концепция Ульпиана и Марциана.
- Кодекс Юстиниана и значение римского права для эпохи средневековья.
Рекомендуемая литература.
- Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2008.
- Новицкий И. Б. Римское право. М, 2008.
- Новицкий И. Б., Перетерский И. С. Римское частное право. М., 2001.
- Покровский И. А. История римского права. М.,2004.
- Чезаре Санфилиппо Курс римского частного права. М., 2002
Тема 15. Политическая мысль раннего христианства.
Лекция. 1 дек.
1. Истоки христианства: иудаизм.
2. Христианство как религия, источниковая база.
3. Политические идеи христианства периода апостольской церкви.
4. Трансформация христианства на этапе епископальной церкви.
5. Характерные особенности христианского мировоззрения.
Рекомендуемая литература.
1. Библия. Любое издание.
2. Васильев Л. С. История религий востока.
3. Гергей Е. История папства. М., 1996.
4. История средних веков в 2т. М., 1997.
5. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
6. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
7. Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
8. Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
Тема 16. История католической церкви в VI-XVI вв.
Лекция. 1 дек.
- Католическая церковь как социально-экономический и политический институт.
- Католическая церковь в VI-XI вв.
- Клюнийское движение и деятельность папы Григория VII, теократическая доктрина папства.
- Упадок католической церкви в XIV-XVI вв.
Рекомендуемая литература.
- Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII в. М., 2004.
- Гергей Е. История папства. М., 1996.
- Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.
- Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.
- Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.
- История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.
- История средних веков в 2т. М., 1997.
- Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
- Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
- Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.
- Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
- Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
Тема 17 Политическое учение отцов церкви: А. Блаженный и Ф. Аквинский.
Семинар. 8 дек.
- Аврелий Августин и его жизнь(сообщение).
- Августин как богослов: борьба с язычеством и ересями.
- Концепция божьего царства и земного царства. Возникновение, развитие и сравнение двух царств.
- Отношение Августина к папской власти, церкви, соборам, частной собственности.
- Значение учения Августина Блаженного и его эволюция.
- Личность Ф. Аквинского (сообщение).
- Средневековая схоластика и ее особенности.
- Истоки учения Аквинского (Аристотель).
- Вопросы светской и духовной власти в сочинениях Аквинского.
- Государство и формы правления по Аквинскому.
- Правовая концепция Ф. Аквинского.
Рекомендуемая литература.
- Августин Блаженный. О граде Божьем. М., 1999.
- Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.
- Аквинский Ф. О правлении государей.
- Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1., М., 1969.
- Боргош Ю. Фома Аквинский М., 1975.
- Гарин И. И. Августин Блаженный // Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992. С. 67-190.
- Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992.
- Герье Н. И. Блаженный Августин. М., 2003.
- Лейн Т. Христианские мыслители. Спб., 1997.
- Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 2001.
Методические рекомендации.
По первому и пятому вопросам (сообщение): осветить основные этапы жизненного пути А. Блаженного и Ф. Аквинского, и их философию, не затрагивая политическую концепцию. По второму вопросу необходимо остановится на полемике Августина с язычниками и его отношении к донатизму и пелагианству. Третий вопрос государству в концепции Августина, есть ли разница между государствами языческими и христианскими, возникновение и развитие государства. Что такое божье царство? При рассмотрении четвертого вопроса необходимо проанализировать соотношение светской и духовной власти в концепции Августина, роль собора и папской курии.
Вторая часть семинара посвящена политической концепции другого видного теолога католической церкви Ф. Аквинскому. Шестой вопрос затрагивает средневековую схоластику, ярким представителем которой и был Аквинский. Что такое схоластика, каковы ее характерные особенности? При рассмотрении седьмого вопроса необходимо выяснить какое влияние оказал на Аквинского Аристотель, можно ли считать, что политическая теория Аквинского базируется на идеях античного мыслителя? Восьмой и девятый вопрос посвящены соотношению светской и духовной власти, государству, формам правления. Необходимо не только раскрыть концепцию Аквинского, но и выяснить в чем ее отличия от теории Августина, что нового дал «сицилийский бык» католической церкви? Последний вопрос затрагивает правовую концепцию Аквинского.