Тема 8. Расцвет политической мысли древней Греции V-IV вв. до н.э.
Лекция. 20 окт. (2 лекции).
- Политическая мысль Демокрита.
- Старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Алкидамант.
- Младшие софисты. Фрасимах, Пол Агригентский, Калликл, Ликофрон.
- Учение Сократа.
Рекомендуемая литература.
- Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.
- Демокрит. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах. М., 1935.
- Асмус В. Ф. Античная философия.
- Асмус В. Ф. Демокрит. М., 1960.
- Виц Б. Б. Демокрит. М., 1979.
- Гиляров А. Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. М.. 1888.
- Гиляров А. Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1891.
- Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Протагор и Ксениад // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. № 1. С.43-48.
- Горан В. П. Кризис древнегреческой демократии: Продик и Критий // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2003. № 1. С.20-23.
- Жебелев С. А. Сократ. Берлин, 1923.
- Кессиди Ф. Х. Сократ. М., 1988.
- Кессиди Ф. Х. Сократ. СПб., 2001.
- Краснопольская А. П. Софистика и софисты // Человек. М., 2004.№ 5.С.67-78.
- Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969
- Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
- Лурье С. Я. Антифонт, творец древнейшей анархической системы. М., 1925.
- Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.
- Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии// Античность и современность. М., 1982. С.126-133.
- Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1984.
- Новиков Н. И. Смеющийся Демокрит.
- Осипова В. Г. О природе софистики. Ереван, 1964.
- Фанкин Ю. Осуждение Сократа. М., 1986.
- Фомичев Н. Сократ. Во имя истины и добродетели. М., 1984.
- Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929.
Тема 9. Политическое учение Платона.
Лекция. 27 окт.
1. Личность Платона, его эпоха и философия.
2. Периодизация творчества Платона.
3. Происхождение государства, его устройство, по диалогу «Государство».
4. Формы правления по диалогу «Политик».
Рекомендуемая литература.
- Платон. Апология Сократа. Соч. в 4-х т Том 1. М., 1990.
- Платон. Государство. Том 3. М., 1994.
- Платон. Политик. Законы. Том 4. М., 1994.
- Платон. Диалоги. М., 2009.
- Асмус В. Платон. М., 1969.
Политическое учение Платона: Эволюция взглядов Платона в диалоге «Законы».
Семинар. 27 окт.
1. Особенности диалога «Законы» и историческая обстановка его создания.
- Образ идеального государства по диалогу Законы: географическое положение и экономический строй. Эволюция взглядов Платона на экономический строй. Проблема частной собственности.
- Ремесло и торговля. Положение не граждан: рабы и метеки.
- Система управления: высшая власть.
- Система управления: судебная власть, военное дело, другие органы власти.
- Система уголовного права.
- Семья, брак и воспитание.
- Религия и этика.
Рекомендуемая литература.
- Платон. Апология Сократа. Соч. в 4-х т Том 1. М., 1990.
- Платон. Государство. Том 3. М., 1994.
- Платон. Политик. Законы. Том 4. М., 1994.
- Платон. Диалоги. М., 2009.
Или любое другое издание указанных текстов.
Методические рекомендации.
По первому вопросу необходимо рассмотреть историческую эпоху создания диалога «Законы»: какой стала Греция к концу жизни Платона? Что подтолкнуло его к созданию такого произведения? Чем этот диалог отличается от других платоновских диалогов? По второму и третьему вопросу предстоит рассмотреть идеальное государство по Платону, особо остановившись на вопросах частной собственности и экономики. Каким с точки зрения экономической модели видится Платону его идеальное государство? Четвертый и пятый вопросы посвящены политическому устройству идеала, необходимо проследить в каких вопросах Платон отошел от своих первоначальных положений, что изменилось в его взглядах на политическое устройство. Отдельные вопросы ввиду их важности затрагивают вопросы семьи, религии и воспитания. В чем Платон видит взаимосвязь общественного воспитания и экономической модели общества?
Тема 10. Политико-правовое учение Аристотеля.
Семинар. 10 ноября.
- Личность Аристотеля и его историческая эпоха (сообщение).
- Философия Аристотеля и ее отличие от философии Платона.
- Аристотель о происхождение государства.
- Отношение к рабству и экономическая концепция.
- Критика проектов Платона.
- Критика проектов Гипподама Милетского и Фалея Халкедонского.
- Классификация форм правления по Аристотелю.
Рекомендуемая литература.
- Аристотель. Афинская Полития.
- Аристотель. Политика. М., 2006.
- Александров Г. Ф. Аристотель (философские и социально-политические взгляды). М., 1940.
- Доватур А. И. Политика и Политии Аристотеля. М.-Л., 1965.
- Зубов В. П. Аристотель: Человек. Наука. Судьба наследия. («Научно-биографическая серия»). М., 2009.
- Канарш Г. Ю. Этические основания политики в современном аристотелианстве // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 145-152.
- Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л., 1947.
- Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель: Жизнь и смысл. (Серия «Люди. Время. Идеи»). М., 2005.
- Покровский М. М. Этюды по Афинской политии Аристотеля. М., 1893.
- Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.
Методические рекомендации.
По первому вопросу докладчику необходимо подготовить сообщение на 15-20 минут о жизни Аристотеля, уделив наибольшее внимание вопросам биографии мыслителя и исторической эпохе, в контексте которой он жил и творил. Основные вехи политического и философского учения осветить вкратце. При анализе второго вопроса необходимо выявить отличия философии Аристотеля от платоновской философии и раскрыть ее влияние на политическое учение Аристотеля. Третий вопрос посвящен происхождению государства по Аристотелю, как современная наука относится к этой теории Аристотеля? Четвертый вопрос посвящен экономической концепции Аристотеля. Пятый и шестой вопросы затрагивают критику созданных ранее проектов государственного устройства. В чем Аристотель видит слабость и недостатки этих проектов? По седьмому вопросу: чем отличается классификация форм правления Аристотеля от Платоновской схемы? Какая из них представляется Аристотелю идеальной? Видел ли Аристотель возможность реализовать эту идеальную форму на практике?