Философия И. Фихте и Ф. Шеллинга
И. Фихте (1762–1814 ). Его концепция называлась «Наукоучение».Основные проблемы философии И. Фихте: 1) философия абсолютного «Я» – Абсолюта»; 2) философия действия (практическая философия). Его главные философские работы – «Основа общего наукоучения» и «О назначении ученого». По мнению Фихте, основная задача философии состоит в том, чтобы определить цели практического действия людей в мире и в обществе. Она должна стать фундаментом всех наук – «учением о науке».Человек в философии Фихте изначально выступает как деятельное существо. Здесь он стремится устранить дуализм Канта («вещь в себе и явление», «природа и свобода»). Он считает, что Кант не вскрывает единое основание истины, и задача философии заключается в том, чтобы построить единую систему знаний, которая имеет единое основание. Это и будет философия «Наукоучения».
Основные достижения философии Фихте заключаются в следующем: 1) сознательное применение диалектики как метода построения философской системы; 2) преодоление Кантовского дуализма через принцип монизма в теории познания; 3) утверждение права разума на теоретическое познание.
Исходным основанием философской системы Фихте выступает сознание «Я» – это сознание человека, оторванное от него и превращённое в абсолют. Сущностью сознания является самосознание. У Фихте субъекта без объекта нет, а есть лишь субъектно-объектные отношения. Первое основание наукоучения: «Я» сознает себя и таким образом создает это «Я» актом своего осознания. Осознание чуждого мира «не-Я» – это второе основание наукоучения, где «Я» полагаю «не-Я». Материальные вещи рассматриваются лишь в отношении к человеку «Я» полагает само себя и «не-Я». Это и есть третье основание наукоучения.
Важным достижением здесь является диалектический способ мышления. Фихте пишет о противоречивости всего сущего, о единстве противоположностей – противоречие есть источник развития. В работе «Наставление блаженной жизни» «Я» как абсолют сливается с Богом, а философия превращается в теософию.В практической философии Фихте рассматривает проблемы нравственности в праве и государстве. Здесь главная проблема – это проблема свободы. Свобода человека состоит в подчинении законам, осознании их необходимости.
Ф. Шеллинг (1775–1854) известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (его главная философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта. Абсолют - полная тождественность духа и природы.
Главный замысел его философии состоит в том, чтобы познать абсолютное безусловное первоначало всякого бытия и мышления. Он критикует Фихте и считает, что природа не есть «не-Я», но она и не единственная субстанция, как писал Спиноза. Природа – это абсолютное, а не индивидуальное «Я». Это вечный разум, абсолютное тождество объективного и субъективного, поскольку познание человека является не просто субъективной способностью, она изначально заложена в структуру мироздания, как объективная составляющая этого мира.
Материальное и идеальное начала тождественны, совпадают, поэтому их нельзя противопоставлять. Натурфилософия Шеллинга стремилась, прежде всего, обосновать открытия в естествознании , свести в единое мировоззрение. Мыслитель пытается защитить философию от пренебрежительного отношения естествоиспытателей (так, И. Ньютон считал, что философия подобна сутяжной даме, и связываться с нею – все равно, что подвергаться судебному преследованию).Философская система Шеллинга диалектична: он доказывает единство природы как таковой, а также мысль о том, что сущность каждой вещи есть единство противоположностей, «полярностей». Природа всегда есть жизнь , вся природа обладает одушевлённостью. Это был переход к объективному идеализму и диалектике в немецкой классической философии.
Главная проблема в практической философии Шеллинга – это свобода, поскольку от нее зависит создание «второй природы» – правовой системы общества.
Особо остро у Шеллинга стоит проблема отчуждения в истории. В результате деятельности человека часто возникают неожиданные, нежелательные последствия, которые ведут к подавлению свободы. Стремление реализовать свободу превращается в порабощение.
25.Антропологический материализм и философия религии Л.Фейербаха.
Л. Фейербах (1804–1872) свое творчество направил на критику христианской религии, идеализма Гегеля и утверждение антропологического материализма. Он считал, что для религии и идеализма общей основой является абсолютизация человеческого мышления, противопоставление его человеку и превращение в самостоятельно существующую сущность.
Корни и тайна религии и идеализма находятся на земле. Человек как родовое существо в своей деятельности лишь опосредованно связан с идеeй, с общим, которое преобладает над единичным. Люди не понимают, что эти общие идеи есть их же творения, и приписывают им сверхъестественные свойства, превращая их в абсолютную идею Бога.
Чтобы преодолеть такое понимание идеи, нужно понять человека как земное существо с его мышлением. Предметом философии должны быть не дух и не природа, а человек.
Человек для Фейербаха – это духовно-природное существо, важнейшей характеристикой которого является чувственность. Люди связаны между собой природными, естественными узами и, прежде всего, чувством любви. Вместе с тем Фейербах упускает очень важную особенность человека – его социальную сущность.
26. Марксистская философия и перспективы.
Содержание: Маркс обратился к низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих. Не сознание людей опр их бытие, а бытие опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист. процесс. Общ-е пр-во - пр-во мат и дух ценностей. Пр-во выступает определяющим.
Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал краеугольные положения учения о коммунизме. Коммунизм кладет конец предыстории человечества и открывает его подлинную историю. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка от об-ва. Богатство Коммунистического об-ва - свободное время.
Отличительные черты марксисткой философии.
1. Органическое единство материализма и диалектики впервые было достигнуто марксизмом.
2. Принципиально изменился предмет философии. Маркс и Энгельс впервые вычленили специфические функции философии, характерные только для нее, — мировоззренческую и методологическую.Ф. должна вооружать человека мировоззрением, а все науки — общим, философским методом исследования.
3. Философская система впервые стала рассматриваться как нечто незавершенное, подлежащее непрерывному обогащению и корректировке. Марксизм преодолел многовековую традицию, согласно которой каждый мыслитель рассматривал созданную им философскую систему как “абсолютную истину в последней инстанции”.
5. Был преодолен созерцательный характер всей предшествующей философии.
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества. Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма, от соц расслоения европейского общ-ва.