Философские системы Б. Спинозы и Г. Лейбница.
Философская система Спинозы - пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы.
Во взглядах на общество Спиноза, один из виднейших представителей теорий "естественного права" и "общественного договора".
Огромное атеистическое значение имела библейская критика Спинозы. Он одним из первых (в "Богословско-политическом трактате") стал рассматривать Библию (ее Ветхий завет) как обычный исторический источник, пришел к выводу о том, что Моисей не может быть автором Пятикнижия (как считала религиозная традиция).
Спиноза отрицал наличие у человека врожденных идей, но признавал врожденную способность приобретать знания. Важнейшая задача человека – совершенствовать эту способность. В работе «Трактат об очищении (усовершенствовании) интеллекта» он выделяет четыре способа получения знания: 1) знание понаслышке (метод религии); 2) знания из беспорядочного опыта, это случайные наблюдения, житейские знания, они не определяются разумом; 3) научный путь – выяснение причинно-следственных связей (это рассудочное знание, которое оперирует общими понятиями); 4) интуиция (знание, заключенное в общих понятиях, единственное, которое способно познать сущность или природу вещей). У Спинозы полная объективность достоверных идей делает природу и мир полностью познаваемыми. Такую гносеологическую позицию называют панлогизмом.
Б. Спиноза – один из первых мыслителей Нового времени, кто выступил против идеи о порожденной Богом целесообразности в природе и против доминирования телеологии.
Г. Лейбниц(1646–1716) стремился сочетать эмпиризм и рационализм. Он признает главный тезис сенсуализма – «ничего нет в разуме, что не прошло через наши чувства». Чувственное познание – это предпосылка рационального знания. Разум обладает врожденной способностью образовывать понятия, идеи и их осознавать. Истины разума – это утверждения логики, математического знания, то есть, тех сфер, где работает метод дедукции.
Ввел понятие «идеализм»
В качестве исходных принципов ф-фии Л служат основные законы логики. Все, что не противоречит этим законам, существует или может осуществиться, в том числе и в тех мирах, которые нам недоступны. То, что существует подлинно и чье существование оправданно, прочно и устойчиво, отвечает требованию оптимальности. Однако это требование не вполне выполнимо в мире чувственно-воспринимаемом. Оно реализуется в полной мере в мире «умопосгигаемом», т.е. в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит из бесчисленных деятельных субстанций, первоэлементов – монад. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир.
Мир состоит из мельчайших элементов, или монад (единое или единица с греч.), - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы.
Каждая дв. силы есть единица бытия или монада. Монада единица бытия, духовный атом. Лейбниц “изъял” из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад есть результат Богом “предустановленной гармонии”. Так “низшим” монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.
Признавая с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой- защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики. Монада – зеркало единой и бесконечной Вселенной. Т.о. все в мире живое и одушевленное.
18. Британская философия 18 ст Дж. Беркли и Д. Юм (учебник Спиркина)
Беркли Джордж (1685—1753)— английский философ и психолог; священник. Считается одним из ведущих представителей субъективного идеализма. Основной постулат Беркли: "Быть — значит быть в восприятии". Отсюда — критика материи как субстанции.
В основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, абстрагируясь от частных свойств вещей, образовывать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или "идей" этой вещи. Поскольку ум человека состоит из понятий, а понятию "материя" не соответствуют никакие ощущения и восприятия, то это понятие — фикция ума. На этом основании Беркли отрицает науку, которая базируется на ложном понятии.
Обычную трудность субъективного идеализма о существовании невоспринимаемых вещей Беркли разрешал с привлечением понятия Бога: как вечный субъект Бог воспринимает всегда и все. Таким образом, случай отсутствия восприятия невозможен.
Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не
схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны для воспринимающего субъекта. Чувственные впечатления — это феномены психики. Беркли доказывает верную мысль — об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.
Несколько иную концепцию развивал английский философ Дэвид Юм (1711 -1776), продолжив ее в направлении к агностицизму. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: "Не знаю" [1]. Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.
1 Рассказывали следующее. Когда Юм, будучи во Франции, присутствовал на великосветском приеме, то одна дама обратилась к нему с вопросом: "Господин Юм, а Вы, обращаясь со своей супругой, тоже сомневаетесь в ее реальном существовании?". На это Юм заметил, что в житейской практике он не сомневается в объективном бытии вещей.
Для Юма достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток "впечатлений", причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некотором явлении, а затем другое. Но из того, что одно явление в опыте предшествует другому, логически недоказуемо, что одно (первое) есть причина другого. Ведь то, что принято считать следствием, полагает Юм, не содержится в том, что считается причиной. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется запричиной, но ведь это чисто психологический факт, из которого никак нельзя делать вывод: после этого - значит поэтому. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений. Но отсюда Юм делал неверный вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей (образов памяти) чувственными впечатлениями. Юм утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.
Юм был не только философом: он и историк, и экономист, и публицист. Это масштабная фигура, которую мы недооценивали. Произведения Юма произвели глубокое впечатление на такого гения, как И. Кант, который, будучи чрезвычайно педантичным, нарушил свой жесткий распорядок, с увлечением погрузившись в чтение трудов Юма. Скептицизм и позитивизм Юма сказались на творениях И. Канта.
Философия просвещения
Французская философия XVIII в. вошла в историю как век Просвещения. Философия Просвещения не была однородной. Наиболее радикальная часть просветителей стояла на позициях материализма и атеизма: П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро. Менее радикальная – Ш. Монтескье, М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо – была на позициях идеализма и деизма.Деизм (лат. deus – бог) допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы. Французская философия отстаивала свободомыслие. Она дала научно-материалистическое объяснение мира, подвергла критическому анализу религию. XVIII в. – это время кризиса феодализма во Франции, которое завершилось буржуазной революцией (1789–1794). Большую роль в идеологической подготовке этой революции сыграли французские материалисты – выразители интересов буржуазии: Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах и др. Эта философия продолжает развивать идеи XVII в., но теперь они пропагандируются более широко, так как философские трактаты стали печататься не на латинском языке, а на национальных языках, понятных широким массам населения. Философия XVIII в. развивалась именно как философия Просвещения: активно издавались энциклопедии, словари, памфлеты, где комментировались научные взгляды и философские идеи – доходчиво и остроумно. Логика и эмоции, разум и чувства при этом сливались воедино.
Принято считать, что эпоха Просвещения начинается с 1718 г., когда в Париже впервые была поставлена трагедия А. Вольтера «Эдип», где раскрывался кризис христианского сознания и возрождались идеи сомнения, скептицизма и критического разума.
Мари (Аруэ) Вольтер (1694–1778) был одной из наиболее ярких фигур французского просвещения. Он был активным распространителем идей физики и механики Ньютона, идей английской конституции, автором многочисленных статей в философских словарях и знаменитой «Энциклопедии».
Жан-Жак Руссо (1713–1778) выступает с теорией гражданского общества, основанного на свободе и равенстве юридических прав, что вдохновляло якобинцев во времена Великой Французской революции.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755) является одним из основоположников географического детерминизма (учения, согласно которому природные условия определяют дух народа и характер развития общества); выступает с идеей разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Религию философ не отвергал, а считал необходимой для поддержания порядка и нравственности в обществе.
В вопросах гносеологии французские философы эпохи Просвещения стояли на позициях материалистического сенсуализма. Согласно этому направлению, человек всеми своими идеями и мыслями обязан ощущениям – это основа и содержание мыслительного процесса. Функция логического мышления заключается в сопоставлении и комбинировании данных ощущений. Врожденных идей не существует. Практика также не рассматривается как источник познания и критерий истины, опыт – это лишь наблюдение или эксперимент.
Во второй половине XVIII в. просветительское движение приобрело более демократичный характер, появляется «партия философов», объединившихся вокруг издания «Энциклопедии» Д. Дидро. Ведущая роль при этом принадлежала таким мыслителям-материалистам как К.-А. Гельвеций (1715–1771), Ж.-О. Ламетри (1709–1751), Д. Дидро (1713–1784) и П. Гольбах (1723–1789).