Принципиальные черты, осн. школы и историческая роль философской мысли древнего Востока.
Древнеиндийская ф. возникла в I тыс. до н.э., базируется на лит.памятнике Веды (священное знание) и определяется наличием 6 ортодоксальных(= правоверный в смысле строгого следования принятому учению в области религии) школ и 4 неортодоксальных. Осн. концепты ортодоксального индуизма: Абсолют (Атман,Брахман), Личность (атман), Бытие как страдание (сансара), Спасение (мокша, нирвана), Закон воздаяния (карма), Учение о перерождении (реинкарнация). Осн. концепты не неортодоксальных религиозно-фил.школ Индии: Буддизм – неортодоксальное религиозно-фил. учение, ставшее мировой религией, учит о четырех истинах страдания и восьмеричном пути самосовершенствования. Концепты – нет Брахмана, есть Пустота; нет бессмертной души, есть дхарма (изменяемость сущего); нет мира, есть иллюзия и страдание; цель жизни – нирвана (успокоение дхарм, покой в мировой пустоте). В современной индийской ф. также содержатся ортодоксальные (ведические) и неортодоксальные (джайнистские, буддистские) воззрения, кот. образуют 3 религии Индии (индуизм, буддизм, джайнизм). Древнекитайская ф. возникла в 12 веке до н.э., основана на лит. памятниках: Шу цзин (книга истории), Ши дзин (книга песен), И цзин (книга перемен). Исходный принцип – поклонение Небу и порядок в Поднебесной. Даосизм – религиозно-мистическое учение Лао-Цзы, кот. называют также древнекитайской метафизикой. Ключевые идеи: принцип у-вэй позволяет включаться в Дао. Дао – путь, естественный ритм жизни Космоса, сверхчувствительная реальность, закон гармонии. Органичный ритм жизни предполагает следование Дао. Ян-инь поддерживают равновесие перемен. Конфуцианство – рационально-практическая ф. Китая. Ключевые идеи: сильное гос-во и богатое общество. Мировоззренческий потенциал конфуцианства показывает ценности гуманности, долга, справедливости, «благодарного мужа».
7.Античное фил. наследие как первая фил. классика человечества.
Западно-европейская античная ф. прошла 4 этапа развития:
1. Развитие древнегреческой ф. – 7-6 вв. до н.э. Это натурфилософия (досократовская ф, ранняя классика). Осн представители: Фалес, Пифагор, Гераклит, Элеаты. Главная тема–выявление предмета ф.(поиск первоначального бытия). Осн.метод – диалектика. Общий вывод: первоначало бытия – атом.
2. Развитие древнегреческой ф. – 5-4 вв. до н.э. Греческая классика. Осн. представители: Сократ (фил.рационализм), Платон (объективный идеализм), Аристотель (дуализм, учение о сущем, диалектика), Демокрит (атомистический материализм). Главная тема – гносеология. Осн. проблема – истина. Общий вывод: мир условно познаваем, но истина всегда является целью познавательных усилий ч-ка.
3. Развитие античной ф. – 3-2 вв. до н.э. Эллинистическая ф. Осн.представители: Эпикур, Сократические школы, академики (последователи Платона), перипатетики (последователи Аристотеля), скептики. Главная тема – отношение чел-ка и космоса. Осн.проблема – антропологическая. Общий вывод – идеал мудреца.
4. Развитие античной ф. – 1 в. до н.э.-529 г. Римская ф. Осн. представители и школы: стоики, эклектики, неоплатоники. Главная тема – аксиология. Осн.проблема – абсолютные ценности бытия. Общий вывод: «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан)
4.Язык философии. Философские категории как мировоззренческие основания и универсалии культуры.
Мировоззренческие универсалии – это категории, которые аккумулируют исторически накопленный соц.опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживет мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Иногда мировоззренческие универсалии также называют категориями культуры или универсалиями культуры, чтобы подчеркнуть их особую соц.значимость. Мировоззренческие унверсалии: 1.Формы мышления.Характеризуют любое человеческое сознание в различных культурах. Это квинтэссенция (= самое главное, самое важное, наиболее существенное)накопленного человеческого опыта, опираясь на кот. каждое новое поколение познает и преобразует мир. 2.Исторически развивающиеся формы организации, осмысления мира,связанные с развитием человеческой деятельности. Они оказывают активное влияние на сознание человека, определяют его поведение, деятельность, общение, эмоциональное переживание мира, его оценку явлений и событий окружающей действительности. 3.Базисные, универсальные, субъект-объектные категории, в кот.обнаруживаются существенные свойства и характеристики объектов. Они фиксируются в форме категорий пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.д.Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства. 4.Субъект-субъектные категории, посредством кот.выражены характеристики и свойства субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям соц.жизни. К ним относятся категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.д. Эти категории применимы только для сферы соц.отношений. 5. Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, кот.транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. Категориальная модель мира, взятая в историческом конкретном содержании, может быть рассмотрена в качестве основания культуры соответствующей эпохи. Она выражает мировоззрение эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира. Как соотносятся между собой универсалии культуры и философские категории? Прежде всего, они не тождественны друг другу. Категории в ф. – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. В них синтезируются знания из различных областей культуры. Категории используются в задачах систематизации знания и познавательного процесса. Наряду с этими определениями категории воспринимаются как метаязыковые образования, к которым относят дефиниции классов понятий. Категории фиксируют классы знания, этапы и факторы познавательного процесса, поэтому они входят в систему управления знаниями. Категории позволяют связать любое знание с философией и, наоборот, осуществить переход от нее ко всякой конкретной области знания. Аристотель разумеет под категориями наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «Субстанция»,«Количество», «Качество», «Отношение», «Пространство», «Время», «Состояние», «Действие», «обладание» и «страдание». Кант выделяет следующие категории рассудка:1.К. кол-ва (единство, множество, цельность); 2.К. качества (реальность, отрицание, ограничение);3.К.отношения (субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействия);4.К. модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, предопределённость и случайность).