Тема 6. Организационные формы внедрения методов психологической саморегуляции функционального

Состояния (ПК-4,5,6,8,9,12,13,14,17,18,20)

Особенности построения программ обучения приемам психоло­гической саморегуляции. Понятие о сеансе психологической саморегуляции. Центральные и вспомогательные средства и приемы самоуправления состоянием. Типы обучающих программ: использование принципиально разных приемов самовоздействия на каждом сеансе психологической саморегуляции; последовательное обучение разным типам приемов. Принцип комплексного построения обучающих/тренинговых программ ПСР. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обучения. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции.

Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях. Принципы проектирования и организации КПР в современных условиях функционирования организаций разных форм собственности, типа и уровня развития. Методическое обеспечение работы КПР. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Принципы подготовки инструкторов, методистов-психологов для работы в КПР*. Требования к функциональному дизайну КПР. Анализ опыта работы реально действующих КПР.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основными видами учебной работы являются: практические занятия, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Имитационные игры (ролевые), метод проектов, кейс-метод, тренинги, беседы, дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций, заслушивание рефератов.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам, пропущенных занятий, написание рефератов.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт с оценкой, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие по теме 1. Понятие

О психологической саморегуляции функционального

Состояния человека

План проведения

1. Общее понятие о психологической саморегуляции (ПСР) как одном из уровней регуляции активности живых существ.

2. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

3. Психологическая саморегуляция функционального состояния.

4. Психологическая саморегуляция функционального состояния субъекта труда как условие осуществления трудовой деятельности.

5. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса.

6. Общие основы психопрофилактики как направления исследовательской и прикладной работы.

7. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления.

8. Психопрофилактика профессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

9. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности.

10. Методы внешнего воздействия на функциональное состояние и методы психологической саморегуляции.

Рекомендуемая литература

Основная:

Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Боль­шой современный практикум. – М. : Вече, 2010. – 320

Дополнительная:

Акимов Б. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. – М., 2012. – 96 с.

Ардха А. Медитация. Основы теории и практики. – М., 2012. – 256 с.

Будиловски Д., Адамсон Э. Медитация. – М. : АСТ, 2007 – 362 с.

Ключников М. Мастер саморегуляции. Как реализовать потенциал сознания. Упражнения и психотехники. – М., 2008. – 384 с.

Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах. – М., 2003. – 208 с.

Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека. – М. : Психологический институт РАО, 2006. – 320 с.

Маришук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса : учеб. пособие. – М., 2001. – 260 с.

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М. : Наука, 2010. – 520 с.

Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. – М. : Лань, 2003. – 32 с.

Наши рекомендации