Свойства сознания и бессознательного
Сознательное | Бессознательное |
Абстрактное, концептуальное | Конкретное, образно-визуальное |
Формально-логическое | Неформальная логика |
Вербальное | Невербальное (образное) |
Символическое | Иконическое |
Синтаксическая связанность | Свобода комбинаций знаков и образов |
Вторичные мыслительные процессы | Первичные мыслительные процессы |
Рациональное | Иррациональное |
Интенциональное мышление | Сновидения, фантазии, галлюцинации |
Формализация | Интуиция |
Научная систематизация | Мифологическая систематизация |
Последовательность | Одновременность |
Дискретность | Континуальность |
Классификация бессознательных реакций психики человека:
1. Предсознание — неосознаваемые механизмы жизнедеятельности, которые сформировались в филогенезе до появления сознания, а в онтогенезе представляют собой, как правило, наиболее удалённые от фокуса сознания пласты психики, так сказать структурное бессознательное. К нему относятся:
а) неосознаваемые автоматизмы поведения (безусловно-рефлек-торные действия вроде ходьбы, работы органов чувств, прочих телодвижений; условно-рефлекторные действия наподобие навыков плавания, езды на велосипеде, игры на музыкальных инструментах, чте-ния и т.п.);
б) стихийно формирующиеся установки (термин психолога Д.Н. Узнадзе) — предварительная готовность организма к совершению определенных действий в определенных ситуациях под влиянием прошлого опыта; способности копережающего отражению действительности (так в незнакомой обстановке индивид поневоле мобилизуется ввиду возможной опасности, появляется чувство тревожности или страха, тогда как празднику предшествует некая эйфория; и т.п.);
в) внешнее и внутреннее выражения эмоций (непроизвольные биохимические реакции организма, мимика и жесты, т.п. ответы на достаточно сильные раздражители среды обитания).
2. Подсознание — неосознаваемые побудители сознательных поступков. Эти компоненты психики возникают одновременно с сознанием, но вытесняются из его области в сферу бессознательного, ее ближние к сознанию пласты и оттуда косвенно, через барьеры сознания воздействуют (часто искаженно) на поведение индивида. Поэтому эти компоненты бессознательной психики носят функциональный или же динамичный характер, могут быть загнаны глубже в бессознательное, а могут быть так или иначе осознаны, особенно с помощью врача, вообще близкого и чуткого человека.
К области подсознательного относятся различные нервные расстройства — психопатические комплексы и неврозыличности, возникшие под влиянием межличностных конфликтов, других жизненных затруднений.
3. Над- или же сверхсознание (термин К.С. Станиславского, заимствованный им из мистической философии) — интуитивные решения сложных проблем практики, науки и искусства. Это наиболее творческое выражение внесознательной психики, ее основной вклад в самореализацию личности, в культуру человечества.
Вряд ли можно оценить теорию Фрейда однозначно. С одной стороны, его учение помогло людям лучше понять самих себя, природные начала человека, избавиться от идеализации его возможностей. С другой стороны, фрейдизм слишком сгущает краски на портрете человеческой души, выносит личности чересчур суровый приговор к зоологическому индивидуализму. Антон Павлович Чехов в письме Алексею Сергеевичу Суворину заметил: “Половая сфера, конечно, играет важную роль на сем свете, но ведь не все от нее зависит, далеко не все; и далеко не везде она имеет решающее значение”. Человек, конечно, не бесплотный ангел, но чаще всего и не зверь, ревущий из бездны бессознательного. Человек — дитя своего общества и своей эпохи. Но его творческие действия что-то меняют в устройстве общества и ходе исторических событий. Обусловлены эти действия как сознанием, так и бессознательными влечениями. Их пропорция меняется, зависит от многих факторов. Фрейд учитывал далеко не все из них. Однако остается в силе его мудрое предупреждение — не идеализировать человека, не забывать о его природных влечениях, иначе они жестоко накажут нас за любой крайности в образе жизни.
РАЗДЕЛ 3. Гносеология
Лекция 6. ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
1. Гносеология — философская теория познания. Спор о возможностях человеческого познания в истории философии: оптимисты, скептики и агностики.
2. Субъект и объект познания, способы их формирования.
3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления.
4. Направления познавательной деятельности.
5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования.
Основная литература
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С.357-362.
Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004. с.284-305.
Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины. – М., 2005. С. 355-360.
Дополнительная литература
Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.
Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
Губанов Н.И. Чувственное отражение: анализ проблем в свете современной науки. – М., 1986.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Островский Э.В. История и философия науки: учеб.пособие для студентов вузов. – М., 2007. С.116-124.
Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.
Философия / Под ред. В.И.Кириллова и др. – М., 1998. Ч.2.
1. Гносеология — философская теория познания.
Спор о возможностях человеческого познания в истории философии:
оптимисты, скептики и агностики