Тема 4. Философия средних веков.

Цель занятия:дать представление о развитии философской мысли Средневековья и ее основных религиозно-философских направлений.

ПЛАН.

1. Периоды развития средневековой философии, ее основные выводы и положения.

2. Философия патристики как философия теоцентризма.

3. Схоластика, проблема универсалий и учение Фомы Аквинского.

4. Арабо-мусульманская философия средних веков.

Радикальное изменение системы ценностей. Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спа­сения. Учение Аврелия Авгу­стина. Природа и человек как творения Бога. Идея «Града Божьего». Мистика и схоластика. Проблема реальности единичного и общего. Спор о при­роде общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. «Сум­ма теологии» Фомы Аквинского — свод религиозно-философских идей средневековья. Соотношение науки, философии, религии. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Средневековая философия мусуль­манского Востока.

Литература:

1. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

2. Штекль А. История средневековой философии. С-Пб., 1996.

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1977.

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Западноевропейская философия средневековья

Бог

Слово

Библия

Богословие

Символизм

Дуализм

Догмат

Монотеизм

Теоцентризм

Теология

Креационизм

Теодицея

Трансцендентность

Провиденциализм

Телеология

Эсхатология

Католицизм

Патристика, Августин Блаженный;

Схоластика, Фома Аквинский; схоластика, умеренный реализм, томизм

Универсалии

Номинализм; Росцеллин, Оккам

Реализм; Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий

Концептуализм; Абеляр

Мистицизм (гностицизм, манихейство, исихазм)

Арабо-мусульманская философия Коран

Ислам Аль Фараби

Ибн Сина (Авиценна)

Ибн Рушд (Аверроэс)

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

Цель занятия: изучить тенденции развития философии эпохи Возрождения.

ПЛАН.

1. Антропоцентризм как принцип возрожденческой картины мира.

2. Освоение античного неоплатонизма.

3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.

4. Социально-политическая философия гуманизма.

Формирование раннебуржуазного общества. Социокультурный смысл понятия «Возрождение». Освоение античного неоплатонизма. Антропоцентризм и гуманизм философии и искусства. Творческая сущность человека. Доктрина достоинства человека и культ красоты. Антиклерикализм, критика схоластики и догматизма мышления.

Мистический панте­изм. Диалектические идеи Николая Кузанского об «ученом незнании», бесконечности и принципе совпадения противоположностей. Роль матема­тического знания в понимании мира. Коперниканский переворот в космологии и его влияние на разви­тие философии и естествознания. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно. Джордано Бруно о бесконечности миров и роли разума в познании Вселенной. Идея смертности человеческой души.

Учение Н. Макиавелли о государстве. Политика и мораль. Идеальное государство Т. Мора и Т. Кампанеллы. Этическая проблематика в учениях мыслителей Возрождения. Разви­тие индивидуальности и крайности индивидуализма. Выявление морально­го содержания христианства в творчестве Эразма Роттердамского.

Реформация. Переосмысление роли католической церкви и возник­новение протестантизма. Религиозные, политические и этические идеи про­тестантизма. Проблема свободы воли.

Литература:

1. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 96-131, 572-573.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. С.114-135.

3. Краткий очерк истории философии. М., 1981.

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Ф. Петрарка Возрождение (Ренессанс)

М. Фичино Реформация

Пико дела Мирандола антропоцентризм

Леонардо да Винчи гуманизм

Николай Кузанский индивидуальность, индивидуализм

Николай Коперник эстетический идеал

Г. Галилей неоплатонизм

Джордано Бруно гилозоизм

М. Монтень пантеизм

Эразм Роттердамский антиклерикализм

Н. Макиавелли утопия

Т. Мор секуляризация

Т. Кампанелла свобода воли

М.Лютер лютеранство, кальвинизм

Ж. Кальвин протестантизм

Тема 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Цель занятия:усвоить основные характеристики философской мысли Нового времени как времени становления естественных наук и зарождения современного образования и иметь представление о мыслителях и идеях Эпохи Просвещения.

ПЛАН.

1. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Знания и верования. Учение о субстанции. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Г. Лейбниц).

2. Проблема «человек – общество – государство» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм)

3. Ключевые идеи эпохи Просвещения: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс( Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Ж.О. Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К. Гельвеций, И.Гердер).

Историческая ситуация в Западной Европе XVII века. Развитие производства и естественных наук, опирающихся на опыт. Значение математики и ме­ханики в разработке новой картины мира и утверждении метафизического метода мышления. Место теории познания в системе философских учений Нового вре­мени.

Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма Нового времени. Особенности опытно-индуктивного метода Бэкона. Рационализм Р.Декарта. Картезианское сомнение. Материальная и духовная субстанции и их атрибуты. Единая субстанция Спинозы. Бог - субстанция - природа. Множественность субстанции Лейбница. Монадный плюрализм. Субъективный идеализм Дж.Беркли и агности­цизм Д.Юма. Различие и сходство социально-политических концепций Гоббса и Локка: эгоистическая природа человека, роль государства, «естественные права» человека и общественный договор, принцип свободы.

Социально-исторические предпосылки и основные проблемы идеологии Просвещения. Представители философии эпохи Просвещения.

Ф.Вольтер о «философии истории». Разум и социальный прогресс. Ж.-Ж.Руссо. Естественное состояние человека и противоречия исто­рического процесса. Критика частной собственности, современной культу­ры, морали, цивилизации. Ш.Монтескье. Влияние естествен­ной среды на дух законов и характер власти.

Французские просветители - материалисты. П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.Гельвеций и др.

Литература:

1. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 96-131, 572-573.

2. Локк Д. Сочинения: В 3-х т. – М., 1985.

3. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. – М., 1938

Имена и понятия, с которыми знакомятся студенты.

Ньютон механицизм

Бэкон эмпиризм, индукция

Декарт рационализм

Декарт опытно-индуктивный метод, дуализм

Спиноза субстанция, модусы

Лейбниц монадология, монады

Гоббс правовое государство, закон

Локк права человека, мораль

Беркли сенсуализм

Юм «общественный договор»

Вольтер природное равенство

Руссо интуиция

Монтескье деизм, пантеизм

Гольбах атеизм

Гельвеций гражданское общество

Дидро «Энциклопедия»

Ламетри свобода , равенство

Лессинг агностицизм

Гердер скептицизм

Шиллер солипсизм

Гёте антиабсо­лютизм

частная собственность либерализм

Просвещение

секуляризация

деизм

исторический прогресс

цивилизация

Наши рекомендации