Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика” как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика” определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. “Эндопсихика” включает в себя такие черты, как восприимчивость , особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. “Эндопсихика”, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность “экзопсихике”, которая определяется социальным фактором.

Социологический подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не¬разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.

Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

социогенетический – (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

психогенетический – (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Трансперсональные теории

1. Юнг – личность есть феномен системый, формируется под влиянием не только современного сообщества, но и предыдущих поколений, связанных со Вселенной.

Ассоджиоли – человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Важным элементом является понятие субличностей.

Маслоу – высшие потребности представляют важный аспект личности. Высшие потребности заключаются в самореализации, самоактуализации, в духовности.

Хаббард – центральное понятие «энграммы» (ментальные записи физической боли и бессознательного состояния) и «вторичности» (ментальные образы, содержащие эмоции горя, гнева). Первопричина энграмм – родовая травма или память предков.

Тойч – человек во многом жертва генетического кода и проблем своих предков.

Грофф – трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом.

Эзотерические теории

1. Франкл – основным сугубо человеческим стремлением является стремление обрести смысл своего существования.

Биосоциальные теории

Ф. Олпорт – личность – целостная система, ядром которой является человеческое «Я». Особенности этой системы – стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам.

Роджерс – позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Каждый стремится статьт компетенстным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически. Решающую роль играет представление о себе «Я- концепция»

Психосоциальные теории

Адлер – целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальных интересов, общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Движущая сила развития – комплекс неполноценности.

Хорни – базальный конфликт. Основные тенденции личности – движение к людям, движение против людей, движение от людей. Человек учится на своих ошибках.

Асмолов – личность рассматривается как системное качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостности отношений.

Леонтьев – личность предствляет собой особое качество, которое индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания.

Э. Фромм – связь между психикой и социально структурой общества имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху.

Ананьев – личность не весь человек, а лишь его социальное качества.

Мясищев – личность – это система отношений. Личность как социальный продукт опрелеяется прежде всего социальным значением направленности.

Божович – личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Эльконин – в основе человеческих форм психики лежит присвоение человеческой культуры путем овладения различных видов человеческих действий и деятельностей.

Рубинштейн – личность – совокупность внутренних условий через которое преломляются внешние условия.

Платонов – личность – динамическая структура, развивающаяся во времени

Мерлин – 2 группы индивидуальных особенностей: 1 – свойства индивида (темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов) 2 – свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности)

Салливен – личность – относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Эпигенетическая концепция Эриксона основана на эпигенетическом принципе генетически предопределенных стадий, которые проходит человек в течение жизни.

Скиннер – рассматривал личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Личность – сумма паттернов поведения. Каждая индивидуальная реакция основана на предыдущем опыте и генетической истории.

Фрейд – теория инстинктов – «либидо», жизни, смерти, агрессивности.

Айзенк – личность – явление психобиологическое (в основе врожденные особенности нервной системы – баланс между процессом возбуждения и тромодения) и невротизм – степени эмоциональной стабильности Лазурский – личность – единство двух психологических механизмов эндопсихики (внимание, память, мышление, воля, эмоциональность), экзопсихики (отношений к среде, внешним объектам) Эндоспихика – ядро личности. Основная задача личности – адаптация.

Левин – теория психологического поля. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Дж. Келли – теория личностных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Выготский – механизм формирования личности – присвоение, идентификация, принятие и освоение социальных ролей. Личность есть социальное в нас.

Биогенетический подход

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические созревания организма. ( С. Холл, Э. Геккелем и И. Мюллером, К. Бюлера, Штерн, З. Фрейд )

Биогенетический закон был сформулирован Э. Геккелем и И. Мюллером в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе, т.е. что и весь род за время своего существования.

Холл сформулировал подобный же закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества. В рамках биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Бюлера.

Бюллер выделил 3 ступени развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Он пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития. Психическое развитие есть единый и притом биологический по своей природе процесс.

Теория конвергенции ( теория двух факторов) Штерна. Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

Далее развил теорию Гезел. Приспособление ребенка к окружающей социальной среде, то есть адаптация. Концепция Фрейда – это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

Социогенетический подход

Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Миллер и Доллард, Бандура).

Бихевиоризм

Теории социального научения в США (основал Доллард, Миллер)

Исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой чистую доску и все можно сформировать в результате научения. Связан с общими установками бихевиористов. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Авторы Миллер и Доллард. Все дети при рождении одинаковы, а через 2 -3 года разные, значит это результат социального научения.

Бандура расширил теорию. Люди способны предполагать какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий.

Суть теорий: в бихевиоризме основным фактором, движущей силой психического развития является среда. Источник развития лежит во вне организма. Взрослый подкрепляет различные формы поведения ребенка, закрепляя у него положительные реакции в схеме стимул – реакции, этот процесс называется научение. Психическое развитие в американской психологии рассматривают как количественный процесс накопления навыков, связей, привычек, поэтому на каждом возрастном этапе выделяется система задач, которые личность должна решить в своей жизнедеятельности. Этот подход к диагностике развития через отслеживание задач предложил Гезелл. Представители социогенетического научения – Скиннер, Сирс, Бандура, Бронфенбреннер итд.

Трансперсональный подход

Трансперсональная психология – это сравнительно новое направление психологии, которое, однако, имеет глубокие корни в философской и религиозной мысли человечества. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учение средневековых мистиков (особенно Иогана Экхарта, XIII-XIV вв.), восточная философия (главным образом индийская), аналитическая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь такова: источники, детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта.

Человек, с его прижизненно сформированной психикой, опытом, качествами, по традиции обозначается как «persona». Кроме этого в человеке существует нечто, вне его индивидуального опыта, вне «персоны», т.е. трансперсональное. Этим «нечто» является по концепции мистиков – несотворенная частица человека, единосущная Богу; в философии веданты – атман; у К. Юнга – архетипы (первообразы) коллективного бессознательного, которое является отражением опыта прежних поколений (центральное место среди архетипов Юнг отводил архетипу «самости» как потенциальному центру личности). С. Гроф говорит также о перинатальном опыте человека (опыте процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития.

Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

Блок психических явлений (мотивационный) ― направленность (устойчивая система мотивов):влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности); Опыт личности ― обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

знания ― система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

умения ― способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

навыки ― автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи.

Биологически обусловленные свойства и качества личности: антропологические признаки ― расовые, половые, возрастные и др.; физические особенности ― размеры тела и его структурно-механические свойства; внешняя анатомия тела; функционально-анатомические особенности; биохимические особенности и патологии выделенных элементов; свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это: совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи методов точных наук, так и не была решена. В XX веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе не решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

- природное ― существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

- биологическое ― общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

- наследственное ― существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно);

- социальное ― приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих:

- собственно социальное ― совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

- специфически культурное ― совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

- нравственное ― высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более четко разграничить понятия «человек», «индивид», «личность».

Можно ли сказать, что личность обитает в человеческом теле? Да, ведь ее нет в окружающем пространстве ― ни рядом, ни вдали. А есть ли у личности тело? Нет, ведь личность ― явно не материальное образование. Хотя у нее есть свой носитель ― человеческая психика. Но психика не является составной частью тела. Психика ― свойство высокоорганизованной материи, подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика ― особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание ― это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику. Также поступал и 3. Фрейд, создавший стройное учение о личности.

Известные советские биологи Б. Л. Астауров, А. А. Баев, Д. К. Беляев, Н. П. Бочков отмечают, что социал-евгеника и социал-дарвинизм нанесли непоправимый ущерб и самой биологии, затормозив развитие медицинской генетики, генной инженерии, и в целом генетике, которые были отождествлены с реакционными доктринами, пользовавшимися наукой для оправдания уродливых социальных явлений. До сих пор в ряде общественных наук, в том числе и в психологии, невольно происходит смешение науки с ложными мировоззренческими построениями.

В дискуссиях о роли биологических закономерностей в истории человечества В. П. Алексеев выделяет две полярные точки зрения.

Первая точка зрения, которая по содержанию близка к социал-дарвинизму, состоит в убеждении, что естественный отбор продолжает оставаться основной движущей силой эволюции. Помимо непредсказуемых последствий эта позиция приводит к таким биологическим выводам, как, например, к выводу о подчинении морфофизиологического развития человека законам естественного отбора в его биологическом варианте, а тем самым к появлению со временем «нового вида человека». Вторая точка зрения сформировалась в борьбе с социал-дарвинизмом и привела к выводу о том, что любое влияние биологической эволюции с началом развития человеческого общества практически исчезло. Такого рода крайняя позиция, в том числе смешение морфофизиологической эволюции с эволюцией образа жизни, логически должна прийти к отрицанию законов развития природы в естественноисторическом процессе человечества. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что законы природы все более и более превращаются в исторические законы, а не отменяются законами человеческой истории. На смену «биологизаторству» приходит «социологизаторство». А крайности, как «известно, сходятся.

Позиция, признающая непосредственное влияние индивидных свойств человека на развитие его личности, и позиция полного «безразличия» развития личности, ее независимости от индивидных свойств человека в равной мере антиисторичны. Следуя концепции А. Н. Северцова, следует признать, что продолжающаяся в истории человечества эволюция образа жизни приводит к преобразованию закономерностей биологической эволюции, поскольку сам образ жизни становится социально-историческим образом жизни. Быстрая эволюция социального образа жизни ведет к тому, что в своем развитии индивидные свойства человека начинают развиваться за счет возникновения «функциональных органов» (А. Н. Леонтьев), обладающих безграничной возможностью адаптации к изменяющемуся миру. Представитель традиционной биологии назовет подобный подход социологизацией, отрицанием биологических закономерностей в развитии человечества. Сторонники традиционного историко-культурного подхода к развитию человека, отрицающие влияние биологической эволюции на историю человечества, могут назвать такой подход вариантом «биологизации». В действительности историко-эволюционный деятельностный подход к пониманию личности в принципе по-иному ставит сам вопрос о соотношении биологического и социального в развитии личности человека. В соответствии с этим подходом социально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биологической эволюции человеческого вида и к выработке в культуре «средств» (Л. С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функциональные органы» и порой поднимается в овладении ими до поражающих воображение вершин искусства саморегуляции (СНОСКА: См.: Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1987; Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. M., 1988).

Наши рекомендации