Философия всеединства В. Соловьева.

Философия Владимира Соловьева (1853-1900) явилась синтезом русской религиозной философии XIX в. Его основные сочинения – «Духовные основы жизни», «Россия и вселенская церковь», «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Определение добра». В одной из своих лекций «Исторические дела философии» Соловьев назвал первоначальной философской интуицией провозглашение «нового, неслыханного слова: все есть одно». Следовательно, обособившееся, разделившееся множество явлений этого мира есть проявление единой сущности. «Все есть одно – это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение» Цит. по: Философия: Справочник студента. М., 2000. С. 327). Идея всеединства всю жизнь сопровождала Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека.

Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество. Широкие перспективы всеединства, в которых ставились вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, осуществления христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей определяли его всемирно-историческую точку зрения. Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы.

Всеединство, со Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. «Я называю истинным или положительным всеединство такое, в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия». (См.: Там же. С. 328). Отсюда истинная суть человека не может быть сведена к каким-либо его частным определениям. Осуществление «живого всеединства», по Соловьеву, свершилось в лице Христа. В том хаосе, которым являлся мир далекого прошлого, истиной Христа овладели «немногие» человеческие души. И христианская идея свободного человеческого единения, всемирного братства снизилась до «христианства домашнего», лишь до индивидуальной духовной жизни немногих людей. Для основного же большинства Христос как живое воплощение всеединства, гармонии идеального и материального стал далеким и непостижимым фактом. Так христианская идея была искажена церковной организацией, которая безуспешно пытается одухотворить общество и самого человека верой в «чудо, тайну, авторитет». В таком «храмовом, неистинном христианстве» человек, по мысли философа, находится в еще большем духовном рабстве, чем язычник перед силами природы.

Философия идеализма (от Декарта до Гегеля) восстает против лжехристианства и освобождает разум человека от химер и тем самым открывает путь христианской истине. Богочеловечество надо искать не в окружающем мире, а в самом человеке, в его «свободно-разумной» личности. Благодаря рациональной философии к этой идее человек приходит «от себя», самостоятельно. Французский же материализм восстановил материю и развил значение материального начала в мире и в человеке. С точки зрения Соловьева, тем самым материализм также послужил христианской идее о воскресении и вечной жизни тел.

Разнонаправленным путями философия идеализма и материализма восстановила полноту божественного всеединства человека. Теперь, по Соловьеву, остаются пути практического осуществления всеединства для человечества в целом, чтобы христианство стало «всечеловеческим миром», где исчезнут национальный эгоизм, вражда, разделение человечества на соперничающие народы. Главным окончательным условием такой всечеловечности является Бог, совершенный человек Христос и «бесконечность души человеческой».

Стремясь к универсальному синтезу науки, философии и религии, Соловьев создает возможность «цельного знания», которое вместе с «цельным творчеством» образует «цельную жизнь». Одним из средств к достижению этого является магия любви и эстетическое творчество. Сам акт божественного творения, преображающего хаос, разрозненный мир в космос, есть длительный процесс мистического соединения «лучезарного небесного существа Софии» с реальной стороной, материей мира. Человек как проявление всеединства в этом процессе является посредником, связующим звеном. Импульсом и реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир, является искусство. Благодаря магии любви преодолевается односторонность мужского и женского начала. Таким образом, магия любви и эстетическое творчество являются у Соловьева механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству. Поднимаясь к Богочеловечеству, люди вместе с собой поднимают природу, которая в конце концов обратится в светлую телесность царства очищенных духом. Но процесс этот длителен. Очищение и возрождение мира должно быть только проявлением свободы воли Запада и Востока.



Наши рекомендации