Феноменология(Э.Гуссерль) и экзистенциализм(М.Хайдеггер, Ж-П Сартр, А.Камю и др.)
Ф – основное направление мировой ф-кой мысли 20в. связано с концепцией Э. Гуссерля, разработавшего основные принципы феноменологической ф-ии. До него Ф понималась в качестве описат-го исследования, к-е должю предшествовать всякому объяесн-ю интерисуещего явл-я. Он в первые расмаривает Ф как новую ф-ию с песущим ей новым феноменол-м методом, являющимся фундаментом науки. Цели феноменологии: построить науку о науке, наука о учении и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни, как основу всего познания, в том числе и научного. Г считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям, только через сознание, важна не сама реальность, а то как она воспринимается и осмвсливается человеком. Встают следующие вопросы: что есть сознание и чем оно отличается от того, что не является сознанием . Феноменологи стремятся выделить чистое сознание и определить его особенности. Делают это потому что сознание – очень сложное образование с различными функциями. Выделив чистое сознание, мы поймем сущность сознания вообще. В своей деятельности человек наивен т.е. он не видит тех смыслов, которые сам вносит в осознаваемые им предметы. До всех наук и теорий существует жизненный мир – наивная повседневная жизнь. Эта жизнь и есть источник всех теорий и понятий науки. Жизненный мир наполнен смыслами сознания через которые мы воспрнимаем объекты бытия, мы думаем что исследуем первичное бытие в не сознания, а на самом деле исследуем вторичные образования жизненного мира и из них черпаем понятия науки. Задача Ф – показать, как родились вторичные образования жизненного мира. Основоположники Ф понимали, что это новая наука о сознании, новое начало ф-ии, которое отражает определенный рубеж: переход от конструктивизма и иррационализма к возможности рефлексивного исследования бесконечно многообразных видов человеческого опыта. Методы феноменологии оказали большое влияние на развитие ф-ии в 20в., в часности на развитие экзистенциализма, герменевтики, аналитической ф-ии.
Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале XX века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно два направления экзистенциализма - религиозное, представленное такими мыслителями, как Ясперс и атеистическое, Хайдеггер, Сартр, Камю.Признание чел.участия в бытии,осознании им своей конечности,хрупкости,ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха,ведь в них наиболее полно раскрывается челов.существов.,понятие страха одно из важн. В экзистенциализме.Пребывая в состоянии страха человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто.Хайдеггер полагал,что страх,а также забота,тревога являются априорными формами челов. личности,составляющими субъективное бытие чел. названое им «бытием-в-мире».Разрабатывавшегося учение об априорных формах было представлено им,как учение о бытии, или «фундаментальная онтология».. С ее позиций,человек, лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти,в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте и освободиться от давления разного рода общественных целей,следованиям идеалам.
С точки зрения Ясперса, челов. сущ-е с наиб. полнотой раскрывается именно в этих ситуациях,проявляющихся как наивысшее потрясения, вызванные чьей-либо болезнью,страданием,смертью. В «пограничных ситуациях» чел. обнаруживает враждебность и жестокасть окружающего мира и освобождается от всякого рода интересов и научных представлений о действительности, т.е. от «трансцендентального бытия-в-себе».В такие моменты он отходит от своих повседневных забот, т.е от «наличного бытия-в-мире».В итоге,он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования;происходит «озарение экзистенции».Три ступени:1 связана с осознанием ограниченности только предметного истолкование мира 2- с «озарением экзистенции» 3- с приходом к пониманию Бог. По Ясперсу,истинная ф.-это ф. коммуникативная.Причем, благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ.
Иную трактовку бытия дает Сартр.Для него бытие распадается и две формы: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя».Первая форма охватывает мир вещей-неоформленный,независящий от человека,вторая-собственно челов.реальность.Мир «бытие-в-себе» хаотичен, инертен, «непроницаем» для самого себя.Он обладает лишь бытием факта своего существования, непротиворечив, выступает как некая противостоящая челов.сознанию реальность. Мир «бытие-для-себя» внутр. противоречив,он существует лишь в качестве отрицания «бытия-в-себе».Его сущность- сознание,которое само себя создает и непрерывно себя отрицает:в этом его противоречивость.Основу же этого отрицания составляет «ничто»,коренящееся в сознании и представляющее собой единственно возможный способ его существования.Раскрыть природу ничто и есть задача истинной ф.С точки зрения Сартра,единствен. Подлинно фил. Определение свободы-то,что она есть автономия выбора.
Камюв своей книге «Бунтарь» отстаивает мысль,о том что подлинное сущ-е предпологает бунтарскую позицию чел., отрицание приспособленчества,несогласие со всем позитивным,неприятие всего,что существует,преклонение лишь перед справедливостью.Постоянно импровизировать свое поведение,не подчиняясь ни поставленной цели,ни внешним обстоятельствам, всегда и ве критиковать и ничего не утверждать.