Философия иррационализма Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.
Иррациональный - сверхразумный. В 19 в. представители этого направления не только обосновывали особый вне научный, вне логический путь познания, но и развивали некоторое учение о бытии, доказывая, что в основе всего сущего лежит некоторое иррациональное начало.Шопенгауэр начинал с анализа кантовского понятия вещи в себе. Он говорил, что если вещь в себе не дана нам в опыте и нашим рассудком не постигается, то откуда у нас вообще уверенность в ее существовании. Чтобы сама мысль о ней возникла, она должна как-то в нас проявится, и это проявление – человеческая воля. Т.е. волевое начало в нас – это проявление в нас некоторой мировой воли. На основе иррационализма возможны различные построения, в том числе и противоположные по содержанию. Шопенгауэр развил своеобразную филос. космического пессимизма.Он говорил, что волевое начало требует от нас действий, но они ведут к страданиям в конечном счете. Отказ от действий ведет к скуке.
Совершенно другую форму иррационализма развивает Ницше. Одна из исходных категорий его философии – категория жизни. Сама сущность жизни предполагает активную эксплуатацию среды обитания и непрерывную борьбу одних форм жизни с другими. В основах жизни- воля к власти, господству, подчинению. Человечество - одна из форм продукта жизни. Анализ всей человеческой культуры должен исходить из интересов жизни. Формы, которые ослабляют жизненные инстинкты, должны исчезнуть. Ницше формулирует 2 позиции:
1. Человечество разделено на 2 группы: сильные и слабые. У этих групп разная мораль по их природе. Но слабые способны отравлять своим влиянием сильных.
2. Если такое влияние будет подавлено, то сильная часть человечества придет к сверхчеловеку. При этом необходимо максимальное проявление жизненных инстинктов: сверхчеловек должен стоять по ту сторону добра и зла, у него не должно быть совести и т.п. (смеющийся лев).
Ницше: ненавидит сострадания, поэтизатор зла, аристократ, утонченный интеллигент.
Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внешний мир, он недоверяет внутреннему и советует человеку отдаться в волю Бога.
Марксиская философия.
В маркс. философии (кон. 30- кон. 40 -х гг. 19 века) появ. новое содерж., отсутств. в прежних фил. сист.. Маркс и Энгельс провозгл. гл. назнач. ф-и задачу быть орудием освобожд. раб. класса, всех трудящ. от эксплуат. и дух. средством созидания коммун. общ-ва.
Осн. черты марксизма: 1) единство партийности и научности; 2) революционность; 3) гуманистичность. Это единство 3-х принципов вытекало из нового поним. практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теорет. деят. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущ. сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве соц.-историч. усл. его функционир.. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика явл. сферой приложения знания. Целью познав. усилий явл. достиж. истины. Истина – соотв. наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объект. реальности. Маркс и Энгельс счит., что любая истина объект., т.е. содерж. знания совпад. с объект. действит. и в этом смысле не зависит от сознания ч-ка. Но в то же время истина субъект. по форме выраж. Абс. истина не достигаема, так как мир бескон. и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, кот. связали между собой 3 осн. сферы реальности: природу, общ. и мышл.
Маркс и Энгельс – основоположн. диалект. материализма. Предпосылки зарожд. диалект. материализма: 1) соц. – полит.; 2 класса : бурж. и пролетар.; переход капитализма в крайнюю стадию разв. – империализм; 2) естественнонаучн. открытия: открыт. живой клетки, доказ. налич. родства между растит. и жив. миром; открыт. электрич. полей; теория Дарвина о происх. видов; 3) теорет. источники: франц. утоп. соц. Сенсимона и Оуэна, утвержд., что капиталисты добров. передадут в руки раб. свою частн. собств.
Маркс отчужден. труд (труд по принужд.) рассм. в 4-х аспектах: 1. исх. материал и прод. не принадл. ч-ку, чужды ему; 2. сам процесс труд. деят. для трудящ. принуд-н; 3. он отним. у него родовую жизнь – жизнь по природе; 4. подневольный труд порожд. отчужд. между людьми эксплуататорско-социальные отношения.
Энгельс – гл. труд его диалектика природы. В этой работе есть гл. «Роль труда в проц. превращ. обезьяны в ч-ка», где доказ., что возникн. создания связана с системат. и целенаправл. возникн. орудий труда.