Развитие институциональных форм НаучД.
Социальный институт (СИ) – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений. Обеспечивает устойчивость общественной жизни, регулируя действия членов общества в рамках социальных отношений, интегрирует их интересы и способствует осуществлению социального контроля.
Процесс формализации деятельности СИ и общественных отношений называются социальной институализацией (СИ-ция). Процесс СИ-ции идет по цепочке: Н.направление – специальность – дисциплинарное сообщество – создание социальных организаций и учреждений (НИИ, ВУЗ)
СИ-ции науки предшествует когнитивная институализация (КИ-ция). Процесс КИ-ции – формирование общего понимания, какими д/б содержание и форма Н.мышления, какова специфика собственно научной деятельности, какие проблемы м/называться научными. КИ-ция позволяет ученым понимать друг друга в процессе постановки научных проблем, выбора критерия их решений. КИ-ция проходит по цепочке: исследовательский поиск – исследовательская программа – специальность – научная дисциплина – дисциплинарные комплексы
Институализация Н.направлений Н.научных сообществ сводится к:
1) Идентификация проблем и коллег которые работают в данной или смежной областях.
2) Коммуникация – связи, общение ученых.
3) Определение границы группы ученых и условия доступа в нее.
4) Вербовка новых исследователей с целью расширения фронта исследований и обеспечение гарантий передачи опыта группы, за пределы деятельности одного поколения
5) Диффузия или распространение нововведений
6) Создание условий, предупреждающих отклонение поведения ученых от норм и правил научного этоса.
Институализация науки рассматривается как взаимодействие 2-х институализаций когнитивной и социальной, которое проявляется в следующем:
1) Появление отдельных ученых, специализирующихся в отдельной конкретной области.
2) «Любительская наука», т.е ученые объединяются в неформальные сообщества на основе взаимных знакомств и психологической совместимости (невидимые колледжи).
3) Академическая или университетская науки (вторая половина 17 века)
4) Появление специализированных НИ-лабораторий и институтов, ставших в середине ХХ в ведущей формой организации научного труда (разработка научных программ в основном по заказу правительства).
5) Крупные Н.центры, промышленные лаборатории, синтезирующие Фд- и Пр-исследования, объединяющие несколько Н. коллективов на междисциплинарном уровне. У них различные исследовательские установки, различные отношения к той или иной теории и этосу Н.
Н. как социальный институт включает следующие компоненты:
1) Совокупность знаний и их носителей.
2) Наличие специфических познавательных целей и задач.
3) Выполнение определенных функций:
· Непосредственная производственная сила, т.е обеспечивает непосредственный процесс формирования и развития нового знания.
· Осуществляет объективную оценку значимости того или иного открытия – «индекс цитирования».
· Переводит личные достижения ученого в коллективное достояние.
· Систематизирует с помощью вербальных текстов полученные новые НЗ.
· Осуществляет трансляцию полученных знаний на все этажи социальной жизни.
· Осуществляет контроль подготовки научных кадров и выполняет образовательные функции.
4) Наличие специфических средств познания и учреждений.
5) Осуществляет определение санкций.
Наука (Кун) – это деятельность Н. сообщества (Полани), это своеобразный социальный институт, включающий сообщество всех ученых; национальные научные сообщества; группы исследователей
Для научного сообщества (и его представителей) характерно:
1) Упорядочивание системы представлений о предмете Н. и о ее развитии.
2) Универсализм
3) Выступают от имени коллективного субъекта познания; дают согласованную оценку результатов познавательной деятельности; создают и поддерживают систему внутренних норм и идеалов, т.е. этос науки; придерживаются определенной парадигмы, т.е. образца постановки и решения научных проблем.
Н. сообщество – это не единая мономерная структура, а «гранулированная среда». Гранула – это сплоченная научная группа, коллективно создающая новый элемент знания, а затем в борьбе и компромиссах с другими гранулами его утверждающая.
Внутри науки выделяются научные школы – организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые как правило выдающимися учеными.
Наука как СИ претендует на определенную автономию в системе общественного разделения труда, но наука взаимодействует с другими СИ и от некоторых она зависит. Возможны конфликты между наукой и обществом (общественность требует введение моратория на направления научной деятельности, угрожающая обществу и жизни человека).
НЗ предполагает трансляцию от поколения к поколению. Адресатов м/разделить на:
1) Занятые научной деятельностью
2) Те, для кого Н.информация представляет опосредованный интерес.
Трансляция НЗ предполагает собой наличие определенных способов и механизмов ее организации и осуществления (журналы, литература).
Проблема науки и власти имеет два аспекта:
1) Наука как форма власти.
2) Взаимоотношение науки и власти (государство).
Власть науки м/б:
а) институциональной – формирование идеального государства науки над природой и обществом.
б) неинституциональной – приобретает форму социального института.