НКМ, ее исторические формы и функции

НКМ – это обобщенные схемы, образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изуча­емой реальности. Это синтез научных знаний, который относится к конкретному периоду развития человечества. В НКМ синтезируются знания, полученные в различных Н. Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений:

1) о фундаменталь­ных объектах, из которых полагаются построенными все другие объ­екты, изучаемые соответствующей Н.,

2) о типологии изучаемых объектов,

3) об общих закономерностях их взаимодействия,

4) о про­странственно-временной структуре реальности.

Основные методологические принципы:

· Натурализм – отрицание существования к.–л. сверхъестественных или духовных феноменов, познание которых невозможно посредством научных методов.

· Принцип, согласно которому не может существовать НКМ, которая не опиралась бы на теоретический аппарат точных наук (в первую очередь физики).

· Принцип фаллибилизма, т.е мы не можем рассчитывать на получение абсолютно достоверной и завершенной НКМ.

· Принцип фальсификации

· Историзм (не может существовать научная модель мира, полностью свободная от идеологических, теологических и познавательных влияний эпохи).

· Модернизм (построение НКМ является как научным откликом на очередной вызов истории, так и базой для создания суммы технологий, обеспечивающих модернизационное развитие общества).

Структура НКМ

1. Центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью

2. Фундаментальные допущения, условно принимаемые как неопровержимые

3. Частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются оторый относится к конкретному периоду развития человечества. люции Ф. сбах доказательства и обоснов

Исторические формы НКМ

1. Стихийно-эмпирическая КМ. Основана на наблюдении реальных процессов природы и опирается на здравый смысл. В значительной степени подобная КМ связана с жизненным опытом индивида, имеющего личностный характер.

2. Естественно-научная КМ (17 век). Первые НКМ возникли в рамках более развитых ЕН-дисциплин, которые занимают лидирующие позиции на данном периоде времени. Например, 17-18 вв – механика, вторая половина 19 в – электродинамика, 20 в – квантово-релятивистская физика.

НКМ любой науки, с одной стороны конкретно, а с другой относительна, в силу относительности самого процесса познания. Следовательно недостижимо построить завершенную НКМ. В НКМ всегда будут вносится дополнения, НКМ никогда не станет абсолютной истиной.

Также выделяют ЕНКМ, которая отражает картину природы в целом. Поскольку Ч. – существо социальное, его взгляд на мир включает представление об общественном устройстве, социальных знаниях, т.е законах развития и функционирования общества. Т.о создается ОНКМ, которая складывается из картины природы, которую формирует ЕЗ, и картины общества, которую формируют социально-гуманитарные науки. Ядром ОНКМ является Ф.

Функции НКМ.

· Онтологическая – НКМ формирует представлениями об объектах, фундаментальных понятиях и принципах, на которые опираются различные понятия и теории науки (механическая КМ – корпускула, электрическая КМ – ЭМП).

· Систематизация научного знания (НЗ)

· Как исследовательская программа. Существуют различного уровня общности и глубины НКМ, которые рассматриваются как осуществление определенных исследовательских программ.

22. Научная теория, формы ее становления и обоснования

Теория – высшая форма организации НЗ, обеспечивающая целостное представление о закономерностях представлений о развитии того или иного уровня знания. Теория должна: представлять к-л. область действительности, объяснять факты на основе найденных закономерностей, расширять сферу познания.

Теория (по форме) – это система логически взаимосвязанных утверждений. В теории также используется специфический категориальный аппарат, система принципов и законов. Развитая теория открыта для описания, интерпретации и объяснения новых фактов.

Различают следующие теории:

1) Гипотетико-дедуктивные

2) Описательные теории (не требует иерархической подчиненности элементов, но предполагается согласованность с эмпирическим базисом).

3) Индуктивно-дедуктивные

4) Формализованные (сложный математический аппарат)

Основные компоненты теории:

· Исходный эмпирический базис

· Исходный теоретическая основа (допущения, аксиомы)

· Логика теории (совокупность правил вывода и доказательства)

· Основной массив ТЗ (совокупность выведенных положений, утверждений теории)

Теория должна быть (по Т.Куну):

· Точной, т.е. следствия, выведенные из нее, д/соответствовать результатам экспериментов и наблюдений.

· Непротиворечивой

· Широко применимой, т.е следствия теорий д/распространятся за пределы частных законов и т.п, на которые ее объяснения первоначально д/б направлены, ориентированы.

· Простой, т.е вносить порядок в явления, которые были изолированы друг от друга при ее отсутствии.

· Плодотворной, т.е раскрывать новые явления ранее незамеченные.

Особенности построения развитой научной теории

1) развитые теории в большей степени общности создаются коллективным субъектом научного творчества.

2) фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теорий, схем и законов.

3) применение метода математической гипотезы, т.е построение теории начинается с попытки угадать ее математический аппарат.

С т.з. Лакатоса, формирование первичных теоретических моделей происходит следующим образом:

1. Эвклидова программа, основанная на убеждении, что все знания м/вывести посредством дедукции из множества тривиальных истинных высказываний.

2. Эмпиристская программа, строится на основе базовых положений, имеющих эмпирический характер. Если эти положения ложные, то посредством дедукции эта оценка распространяется на всю систему.

3. Индуктивистская программа, построена на попытке найти канал, посредством которого истина как бы течет от базисных положений, однако многие исследователи полагают, что теоретические системы не являются результатом чисто дедуктивного обобщения опыта. Теоретические системы строят как гипотетические модели на основе ранее сформированных абстрактных объектов.

Процедуру обоснования ТЗ м/определить как сведение неизвестного к известному, однако основанием релятивистский физики является геометрия Римана, а человеческое восприятие лежит в пределах геометрии Эвклида. Это означает, что обоснование знания лишается наглядности и д/опираться на чисто теоретические приемы, в которых ставятся под сомнение сама процедура сведения неизвестного к известному. Еще в процессе обоснования НЗ наблюдается парадоксальный феномен: объекты которые нужно объяснить нельзя наблюдать в принципе. Т.о. научно-теоретическое познание приобретает внеопытный характер. В процессе открытия большое место отводится догадкам, интуиции, аналоговому анализу.

В развитии научного познания различают два подхода:

1. Аналитический. В его рамках исследовательская работа осуществляется в рамках поставленной задачи, и она направлена на выявление элементов, о которых мы еще не знаем, но которые содержатся в предшествующих знаниях.

2. Синтетический. Ориентирует исследователя на обнаружение закономерностей, зависимостей за пределами самого объекта, на обнаружение качественно иной основы, отличной от прежней.

В процессе познания используются оба подхода.

В логике научного открытия существует феномен – побочный продукт взаимодействий, который возникает в результате непреднамеренных последствий целеполагающей деятельности. Новая парадигма, взятая на вооружение, исходит из нелинейности развития, которая предполагает новую стратегию научного поиска. В процессе познания, объект познания всегда взаимодействует с окружающей средой, и поэтому, главные и побочные, центральные и периферийные, магистральные и тупиковые, направления развития сосуществуют в постоянном неравновесном состоянии.

Если раньше наука могла позволить себе отсекать боковые ветви развития, то сегодня побочный продукт м/б источником новообразований и быть более существенным, чем первоначальные цели.

Динамика НЗ

Изменение, развитие и рост знания были подмечены в античности. Гегель отмечал, что истина – это процесс, а не готовый результат. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Процесс м/ рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д

В современной западной Ф. проблема роста и развития знания является центральной в ФН. В связи с эти выделяют 2 подхода понимания развития знания:

1) Эволюционная эпистемология (ЭЭ)

2) Постпозитивизм (ПП)

ЭЭ строит свои модели развития знания на основе общей теории органической эволюции, т.е проводя сходства механизмов развития знания по аналогии с живой природой. Представители ЭЭ полагают, что высокоструктурированные организмы и концептуальные системы могут в результате управляющих воздействий самоорганизовываться и создавать устойчивый динамический порядок.

В рамках ЭЭ выделяют синергетический подход в понимании и объяснении развития знания, для которого характерно:

1) система д/б открыта (т.к закрытые системы стремятся к хаосу).

2) система д/находиться достаточно далеко от точки ТД–равновесия.

3) фундаментальным принципом самоорганизации является возникновение и усиление порядка через флуктуации (случайные отклонения). В открытых системах они усиливаются, приводя к расшатыванию старого порядка и возникновению нового, т.е возникновение нового связано с действием случайных факторов (от хаоса к порядку).

Наряду с ЭЭ развитие знания разрабатывал ПП (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд).

Особенности:

· ограничение роли формальной логики в объяснении нового знания.

· рассмотрение истории науки как диалектического процесса

· отказ от жестких разграничений эмпирии и теории, Н. и Ф., научной и вненаучной форм знания; характерно стремление их гибко сочетать

· механизм развития Н. рассматривается как единство количественных (нормальная Н.) и качественных (Н.революция) изменений (Т.Кун).

· учет социально-культурных факторов, влияющие на рост и развитие Н.

· признание роли Ф. как одного из факторов Н.исследования в отличии от неопозитивизма.

· замена верификации на фальсификацию.

Проблемные ситуации в Н.

Процесс познания м/представить как гносеологическую цепочку:

Вопрос–проблема–гипотеза–теория

Проблема – это совокупность суждений, включающих в себя как ранее установленные факты, так и суждения об еще не познанном содержании объекта. Установка и решение проблемы является средством получения нового знания.

Проблемное осмысление предполагает выдвижение гипотезы (предположения) – это рож умозаключения, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений.

Условия обоснованности гипотезы (Лейбниц): гипотеза наиболее вероятна, если

- чем более она проста

- чем больше явлений м/б ею объяснено

- чем лучше она помогает предвидеть новые явления

Проблемные ситуации:

1. Являются необходимым этапом в научном познании

2. Фиксируют противоречия между старым и новым знанием

3. Указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования

4. Культивируют эвристический поиск

Симптоматика проблемной ситуации проявляется при возникновении контрпримеров, которые влекут множество вопросов и рождают сомнения, неуверенность и неудовлетворенность личностным знанием.

Выход из проблемной ситуации – это возникновение новых рационально–осмысленных форм организации теоретического знания. Различают проблемные ситуации:

· Глобальные. Вызывают трансформацию мировоззренческих установок (замена линейного детерминизма и каузальности нелинейной парадигмой)

· Локальные. Возникают, когда трудно установить соответствие функционирования теории с эмпирическим базисом

Тенденции развития Н.

Развитие научного знания возникает на основе предшествующего знания. Иногда взаимосвязь нового со старым знанием приобретает форму кумулятивизма – количественный рост знаний, не сопровождающийся коренными (качественными) изменениями. Новое – это продолжение и расширение знания.

При таком подходе акцент делается на преемственность между старым и новым знанием, т.е традиции являются условием получения нового знания. Такое развитие науки характерно для нормального периода развития знания (науки). По способу существования традиции бывают:

· Вербализованные, т.е они представлены в виде текстов

· Невербализованные, т.е не имеют текстовой формы и относятся к неявному знанию (Полани), т.е принципиально не м/б выражены с помощью различных вербальных средств.

Кун наряду с нормальным развитием Н. выделяет экстраординарный этап, при котором происходит смена парадигмы (смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир). Сам Кун не видел связи между нормальным и революционным этапами развития науки, противопоставляет традицию и новацию.

Под новациейпонимается воспроизведение старых образцов исследования в новых условиях, а также их существующие изменения. Для уточнения понятия «новация» некоторые ученые вводят понятие «незнание» и «неведение».

Незнание – позволяет поставить задачу исследования явлений, которые мы не знаем. Здесь новое – результат преднамеренных целенаправленных действий. Новое – это как расширение знания о чем-то уже известном.

Неведение – «я не знаю, что я не знаю». При таком подходе нет целенаправленного поиска, не существует и метода поиска, нет исследовательской программы, поскольку невозможно открыть то, что исследователь и сам не знает.

Как преодолевается «неведение» и какую роль играет традиция в возникновении нового знания? Существует несколько концепций.

· Концепция пришельцев.В к.–л. Н. приходит ученый из другого знания и решает ее проблемы с помощью методов своей родной науки. Этот ученый работает в традиции, но в другой области знания, отсюда, принципиально новое знание.

· Концепция побочных результатов исследования.Работая в традиции своей области знания ученый случайно получает новые побочные результаты, которые им не планировались, поэтому необычность результатов предполагает выйти ученому за узкие рамки обычной традиции и заставляет его обратиться к совокупности сложившихся традиций в данную эпоху.

· Концепция движения с пересадками. Побочные результаты, непреднамеренно полученные в рамках одной традиции, будучи бесполезными для нее м/оказаться очень важными для другой традиции, т.е происходит «пересадка» с одной традиции на другую.

Научная революция означает радикальные изменения в знании, это перестройка оснований науки. Важнейшая характеристика большинства научных революций – не просто переход к исследованию новых объектов, применение новых средств и методов исследования, а создание новых теоретических структур для понимания и объяснения новых фактов.

Революционные изменения в Н. не ограничиваются только концептуальными изменениями. Также этому способствует открытие новых объектов исследования и вызывает новые революционные изменения в Н. (переход от макротел в классической механике к элементарным частицам в квантовой механике). Также революционные изменения Н. происходят при изменении новых средств исследования. Революция в ЕЗ XVII в происходит в результате появления экспериментального метода, а появление М. в эксперименте приводит к появлению М.экспериментов.

Революционное значение для развития Н. имеет формирование качественно нового стиля научного исследования.

Наши рекомендации