Преднаука и наука. Становление науки.
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова.
Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Первой и необходимой предпосылкой для предвидения результатов практического действия было изучение вещей, их свойств и отношений. Они фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи. Например, анализируя древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел, нетрудно установить, что представленные в них знания образуют в своем содержании типичную схему практических преобразований. Все эти знания и рецептуры не выходили за рамки преднауки.
По мере развития познания и практики в науке формируется новый способ построения знаний. Это переход к собственно научному исследованию предметных связей мира.
Древний мир. В доисторическом обществе знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания относятся: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.
В античности появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.
Средние века и новое время.Реконструируется весь корпус знаний. Вместо метафизики выступает теология. Апологеты (защитники веры) пытаются преодолеть противоречия четырьмя аксиомами логики. Схоластика – школьная философия, стремится рационально обосновать и систематизировать христианское учение. Теология в средние века продолжила формировать принципы теоретического мышления, изменив механизм получения и формирования сходных принципов, но оставив без изменения схемы вывода и критерии систематизации.
Эпоха ренессанса. В эпоху Возрождения мысль о бесконечности мира в пространстве и во времени выводится из тезиса о безграничном всемогуществе и бесконечности Творца.
Новое время.Галилей впервые осуществил синтез математики, физики и теоретического знания. Возможно движение без действия силы. Аристотель отделил мифы от науки. Галилей выделил естественное направление, он основоположник экспериментального подхода. В процессе рождения новой физики изменяются понятия математической величины, трансформируются: философский концепт сущности, различение сущности и явления. Рождаются первые теории пространства и времени. В Новое время мир рассматривается как единая реальность, где универсальное – закон для всего единичного. Реальность подчинена законам, имеющим математическую природу. Вещь в естествознании лишается онтологического статуса (т.е. вещь не существует, как таковая) и интерпретируется, как одно из проявлений реальности. Происходит создание единой теории природы – единой теории механики. Естествознание надолго становится идеалом и эталоном научности.
Фрэнсис Бэкон формулирует главный фактор развития европейской науки и европейского общества – знания сила. Из синтеза математики, физики и техники рождается не только новая наука, но и новая техника, имеющая собственную теорию. Телеология (от греч. конец, цель, завершение и логос – слово, учение) – в общем случае такой способ понимания и объяснения явлений реального мира, при котором важное место отводится понятиям цели, функция. роли, смысла и пр. Телеология знания выстраивается под цель и начинает влиять на развитие фундаментальных наук.
Становление социальных и гуманитарных наук. Формирование гуманитарных наук происходит в эпоху Возрождения. Гуманистами называли в средние века людей с неоконченным высшим образованием. Они закончили философский факультет. Гуманист – это преподаватель древнегреческого, классической латыни, моральной философии (моральная философия идет от этики стоиков).
Этапы становления науки.
· Религиозно-мифологическая Н. (античная Ф.). Основной принцип – синкретизм; нерасчлененное представление Ч. о природе; не выделяет Ч. из природы, а отождествляет с ней. Начиная с IV в. до н.э становится зрелая Ф.классика: это Ф.системы Платона и Аристотеля; в них первые связные представления об окружающем мире. В это время возникают такие Н. как формальная логика и физика Аристотеля, математика Платона, атомистика Демокрита. Вклад Аристотеля – сущность находится в самих вещах, ее можно наблюдать и с ней можно экспериментировать.
· Средневековая Н. – это ученость. Н. подчиняется религиозным канонам (писанию, Библии); занимается классификациями явлений природы мира. Основная проблематика – решение взаимодействий между Ч., Богом и миром. Развивается математика; в ее рамках решается проблема актуальной ∞ Бога и потенциальной ∞ Мира. В математике запрет на актуальную ∞ Мира, ее невозможно выразить в числе; идет запрет на теорию численных множеств.
· Возрождение. Доминируют паранаучные знания (магия, колдовство); наряду с этим появляется эксперимент; алхимики ищут Ф.камень; иатрохимики занимаются синтезом лекарственных препаратов (фармацевты).
· Новое Время. Экспериментальное естествознание. До Нового Времени античная физика, математика и атомистика востребованы не были; они возрождаются в 17-18 вв, потому что не было социально-культурных факторов, которые бы стимулировали это развитие и самым главным фактором считалось развитие промышленности. Цели производства требуют покорения природы, извлечения из нее пользы. Нужно и знание; востребованы математика, дифференциальное исчисление и матанализ.
· Неклассическая наука. Познавательные принципы:
1. Относительность субъекта к средству наблюдения; оно включается в описание объекта.
2. Идея комплементарности. Одну и ту же реальность можно описывать с помощью двух взаимодополняющих теорий (корпускулярная и волновая теории)
3. Сущностей много. Если классическая Н. исследовала относительно простые объекты, то неклассическая Н. перешла к исследования сложных объектов (статическая ТД, химическая кинетика, квантовая механика).
4. Принцип экстернализма (методологический принцип): Н. – открытая система, на нее действуют социально-культурные факторы.
· Постнеклассическая наука. Познавательные принципы
1. Экстернализм и интернализм взаимно дополняют друг друга, т.е развитие науки обусловлено не только социо-культурными факторами, но и ее внутренней логикой; выдвижение гипотез, теории, подтверждение их экспериментом.
2. Знания об объекте включает в себя ценностные установки ученого.