Смысл человеческого существования.
Смысл в том, чтобы стать личностью.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Индивид – некоторые общие черты, присущие всему роду (речь, прямохождение и проч.).
Индивидуальность выражает единичное, т.е. индивидуальные качества или свойства в человеке. Это черты характера, способности.
Индивид реализует базовые потребности человека.
Личность, а на латыни «persona».
Личность есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Всеобщее – род, особенное – индивидные качества, единичное – индивидуально-неповторимые качества.
Личность есть субъект целеполагания и волевого решения.
Самостоятельность принимаемого решения. Творчество – саморазвитие.
Что лежит в основе поведения? Если физиология и психология – индивидуальность. Если целевые установки, ценности – личность. Развитие личности – поэтапна и постепенно.
Человек и общество взаимосвязаны – взаимообусловлены. Социализация – освоение социальной роли.
1) Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
2) Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.
"Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.
возможность ошибки: коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное
3) Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью.
Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
4) Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.
Благодаря научно-технической революции и псевдокультуры человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
5) Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.
Проблема человека и толпы. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.
6) Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.
7) Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными.