Современные концепции антропосоциогенеза : креационистк, трудовая, игровая

Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека. Существуют разные подходы к решению данной проблемы.

Наиболее ранние представления связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.

На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio — творение, создание) модель происхождения мира и человека, согласно которой, человек является результатом божественного творения, наиболее совершенным и уникальным созданием Бога на земле.

Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение человека, во-вторых, признание души как источника жизни, т. е. того, что выделяет человека из «царства животных». Правда, в религиозных системах и животные наделены душой, но она по сравнению с человеческой имеет более низкое происхождение. Интересно и то, что в большинстве религий мира первые люди оказываются созданными из одного материала — глины, в которую Бог-творец «вдохнул» бессмертную душу.

Так, в священной книге христиан Библии следующим образом описывается появление первого человека на Земле. За пять дней Бог создал небо, землю, сушу, растения, зверей. А на шестой день Бог взял кусок сырой земли и вылепил человека. Затем он вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек живым. Через некоторое время Бог взял одно из ребер человека, создал из него жену и привел к человеку. Адам и Ева дали начало роду человеческому.

Эволюционная теориябазируется на идее естественного происхождения человека из природной среды. К версиям эволюционизма относятся: эволюционная антропология, трудовая теория антропогенеза, игровая теория, психоаналитическая и семиотическая.

Эволюционная антропология считает, что возникновение человека начинается примерно 5—8 млн лет назад с возникновением первых гоминид (австралопитеков) — прапредков человека. Характерными признаками австралопитеков были: прямохождение, использование огня, зачатки производственной деятельности. Кстати, наука связывает генезис человека с оформлением гоминидной триады, т. е. генетически наследуемых признаков, определяющих человека как биологический вид: прямохождение, кисть, мозг.

Следующей стадией эволюции стали архантропы (древнейшие люди), существовавшие 800—600 тыс. лет назад. Для них характерны большие лобные доли, рост — 168 см. Они использовали устойчивые виды орудий каменной индустрии. У людей появились первые зачатки речи. Община архантропов состояла из 3—6 мужчин, 6—10 женщин и 15—20 детей.

100 тыс. лет назад появляются палеонтропы(древние люди), которые больше известны как неандертальцы. Их рост составлял 155—165 см, у них существовала развитая орудийная деятельность. Неандертальцы умели обрабатывать кожу животных, сооружать жилища, добывать огонь. Они уже использовали практики захоронения животных.

Приблизительно 40 тыс. лет назад появляется неоантроп (кромань-онец) или homo sapiense (человек разумный). Его рост составлял 160 см, средняя продолжительность жизни — 24—30 лет.

По мере развития биологии, антропологии, а позже генетики возникают естественно-научные представления о происхождении человека. Наибольшую известность во второй половине XIXв. получила эволюционная теория Ч. Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ч. Дарвин обосновал идею появления различных биологических видов в ходе эволюционного развития. Движущей силой эволюции выступают изменчивость, наследственность и естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Ч. Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те организмы, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования.

Трудовая теория была попыткой дать ответ на этот вопрос.

Ф. Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд — это целесообразная деятельность человека по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда. Трудовая деятельность, считал Ф. Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, способствовал развитию мозга, появлению сознания и речи. Эти выводы были сформулированы им в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Трудовая теория происхождения человека известна нам в марксистском понимании, однако, не сводится к нему. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, более тесным становилось общение людей и, наконец, возникла потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Последующие исследования археологов, палеонтологов, этнографов в определенной мере подтвердили положение Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Однако на многие вопросы, связанные с происхождением человека, не существует однозначных ответов. Поэтому наряду с эволюционной и трудовой теориями антропосоцигенеза существуют и альтернативные концепции, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры: игровая, психоаналитическая, семиотическая.

Игровая концепция, базирующаяся на идеях голландского исследователя Й. Хейзинга в качестве всеобщего принципа становления мировой культуры выделяет игру как основу человеческого общежития, форму свободной творческой личности человека.В своей книге «Человек играющий» он продемонстрировал, что разные сферы человеческой культуры (искусство, философия, наука, политика, юриспруденция, военное дело и др.) тесно связаны с игровыми феноменами По мнению Хейзинги, игра древнее культуры. Он ссылается на то, что играть способны и животные, они не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Все основные черты игры уже есть в играх животных, и человеческая цивилизация не прибавила тут никаких существенных признаков. Игра распространяется одновременно на мир животных и мир людей, значит, она не опирается по своей сущности на какой-нибудь рациональный фундамент, она не связана ни с определенной степенью культуры, ни с определенной формой мироздания. Хейзинга считает, что игра предшествует культуре, сопровождает ее, пронизывает ее от рождения до настоящего времени. Вместе с тем, он подчеркивает, что культура не происходит из игры в результате некоторой эволюции, а возникает в форме игры: самой культуре в исходных ее формах присуще нечто игровое, т. е. она осуществляется в формах и атмосфере игры.


Наши рекомендации