Религиозная философия в контексте современной культуры.
Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений, подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями. Католические религиозные философские учения представлены неотомизмом, неоавгусти-низмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, «теология кризиса» и «новая радикальная теория». В рамках православия сформировались «академическая философия», «метафизика всеединства», философия «нового религиозного сознания». Главной чертой всех религиозно-философских учений является содержащееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существования религии и полезности ее благоприятного влияния на человека.
Наиболее влиятельным религиозно-философским течением современного католицизма является неотомизм — обновленное учение средневекового схоласта Фомы Аквинского. Представителями неотомизма являются папы: Иоанн Павел II (К. Войтыла), Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др. Рождение этого течения связано с решением I Ватиканского собора о том, что единственно истинной и «вечной» является философия Фомы Аквинского. Основополагающий неотомизма — гармония веры и разума, которые не являются антиподами, а представляют два потока, два способа достижения одной и той же цели — познание Бога. Высший акт веры — божественное откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию и теологию. Низшей является наука, которая только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия — более высокая ступень рационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи и ее главная задача — познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Теология представляет собой одновременно и вершину рационального знания, и нерационального — веры. Вера является окончательным критерием истины в силу того, что, будучи носителем общественного откровения, непогрешима. В неотомистском учении о бытии различают бытие само по себе (Бог) и бытие существующего. Подлинно реальным является мир сущностей, нематериальный мир. В акте творения возникают вещи, которые имеют сущность и существование. Не имеет сущности и существования только один Бог. Вещи представляют собой единство формы и материи. Для превращения возможности в действительность пассивной форме требуется причина, находящаяся вне ее. Такой причиной является Бог. Все, сотворенное им, образует иерархию бытия: на низшем уровне — это минералы, над ними — растения и животные, обладающие смертной душой. Человек и девять хоров «чистых духов-ангелов» венчают иерархию бытия Бога. Бессмертная душа человека — форма, определяющая бытие человека. Она более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. Находясь у человека, душа на самом деле принадлежит Богу. Деяния души подчиняются естественному закону, который повелевает творить добро, избегать зла.
Современная протестантская философия представлена именами
Б. Бауэра, П. Тиллиха, Д. Бонхоффера и др. Всем им присуща тенденция к «обновлению» христианства, которое понимается всеми по-разному.
У истоков «новой теологии» стоит немецкий теолог Д. Бонхоффер, предложивший учение о «безрелигиозном христианстве» и «совершен-нолетии мира». Согласно его взглядам, мир стал совершеннолетним, человек научился сам справляться со своими проблемами, не прибегая к помощи Бога. Именно поэтому современный мир нуждается в «безрелигиозном христианстве». При этом он не говорит об уничтожении христианства вообще, а о его переосмыслении. Его задачей является выявить подлинную сущность христианства и поставить его на службу человеку. Старый Бог традиционной религии умер, ему на смену пришел новый действительный Бог — страдающий за мир и человека. Этот Бог — Христос, который помогает нам не благодаря своему всемогуществу, а благодаря своей слабости и страданию. Человеческое отношение к такому Богу — это новая
30. Современная ситуация на рубеже XX—XXIвв. и феномен постмодернизма вфилософии.
Термин «постмодернизм» используется для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца XX века. Его ввел французский философ Жан-Франсуа Лиотар. Слово «постмодерн» означает после модерна (современный), являющегося символом индустриального периода. Моделью модернизации была индустриальная экономика, демократия, индивидуализм, либеральная идеология. Она, долгое время считалась универсальной формой обустройства мира, однако во второй половине XX века начинает изменяться вследствие внедрения современных информационных технологий. Суть изменений состояла в повороте к децентрации, многообразию, пластичным структурам управления вместо прежних — концентрации, унификации, жесткого противостояния. С помощью новых СМИ стал возникать новый виртуальный мир, мир без границ, постоянно балансирующий на грани хаоса. Параллельно открывается парадоксальная ситуация постиндустриализма — возвращение к архаическим формам жизнеустройства, которые нашли выражение в росте национального самосознания, этнических чистках, религиозном фундаментализме, возрождении неоязычества (эзотеризм, оккультизм, медитации и т. п.), циклическом восприятия времени. Так, стали вырисовываться контуры нового странного мира — постмодерна без привычной перспективы прогрессивного развития. Общая история, совместная судьба и устремленность людей уходили в прошлое. На их месте начал возникать пестрый коллаж культур и индивидуальных жизненных проектов. Критически переосмыслив основы рационалистического понимания Нового времени, постмодернисты переходят к попыткам «постнее-классического» интеллектуального опыта. Они провозгласили лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Их главным творческим принципом стал радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. Подлинный мир культуры, согласно постмодернизму, лишен привычной для нашего сознания иерархичности. Все элементы культурного пространства абсолютно самоценны и равнозначны. Любое деление на «высокое» и «низкое», «элитарное» и «массовое» изначально абсурдно. Худо-жественная практика постмодернизма предполагает прежде всего искусство цитирования, авторского монтажа фрагментов культурных текстов в форме бриколлажа. Личность автора при этом проявляется в особой манере языковой игры, яркой импровизации по поводу ключевых сюжетов уже завершенной культуры Западной Европы. Особую значимость постмодернизм придает воображению. Философия в контексте постмодернизма превращается в своеобразный генератор метафор и языковых игр, а привычные этические приоритеты сменяются эстетическими.
Снова центром философствования становится язык, но при этом исследуется не речь, а письмо. В речи человек уже определил свою позицию, поэтому достижение плюрализма здесь маловероятно. Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций.
Подводя итоги развития философии ХХв., можно заметить, что современная философия представляет собой комплекс разнообразных воззрений, концепций и течений, связанных с непрерывно расши-ряющейся проблематикой философии и с формированием разных подходов к решению философских проблем: феноменология рассматривает специфику «работы» сознания человека; герменевтика раскрывает понимание бытия человека в мире; философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка; постмодернисты деконструируют устойчивые структуры и т. д. В современной философии имеются порой диаметрально противоположные взгляды на обсуждаемые проблемы. В то же время сохраняется и преемствтвенность в развитии философии, которая не позволяет однозначно утверждать, что даже самые модные современные концепции отходят от общефилософской проблематики.
31. Особенности и этапы эволюции философии в России. Славянофильство изападничество.
Периодизация истории русской философии
* Становление русской философии (философский пролог) - X-XVIII века.
* Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века.
* Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века.
* Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века.
* Систематический период - конец XIX - начало XX века.
* Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века.
* Современная русская философия.
Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.